Лекции по "Предпринимательству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:15, курс лекций

Описание работы

Тема 1 Общая характеристика торговой организации
Тема 2 Организационная структура торговой организации
Тема 3 Коммерческая деятельность организации по оптовым закупкам товаров

Работа содержит 1 файл

Частное торговое унитарное предприятие.doc

— 430.50 Кб (Скачать)

                     Тема 1 Общая характеристика торговой организации

  Частное торговое унитарное предприятие "Могилевская межрайбаза", именуемое в дальнейшем "Предприятие", является унитарным предприятием, основанным в соответствии с действующим законодательством и Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Предприятие является правопреемником по всем правам и обязанностям унитарного торгового  предприятия "Облкоопхозторг" Могилевского облпотребсоюза, присоединенного к  Предприятию на основании постановления Могилевсого облпотребсоюза от 03.06.2003г. №158, частного торгового унитарного предприятия "Могилевский облкоопснаб", присоединенного к Предприятию на основании постановления правления Могилевского облпотребсоюза от 07.02.2005 года №39, Могилевского городского потребительского общества и частного торгового унитарного предприятия "Городской продторг", присоединенных к Предприятию на основании протокола девятого Собрания членов Могилевского горпо от 18 августа 2006 года № 325.

  Главной  целью Предприятия является получение прибыли в результате осуществления хозяйственной деятельности для удовлетворения социальных, экономических и культурных интересов членов потребительских обществ, входящих в состав Могилевского облпотребсоюза, Собственника и членов трудового коллектива.

  Предмет деятельности предприятия - организация торговли. В соответствии с целью и предметом деятельности, предприятие осуществляет следующие виды экономической деятельности:

- розничная  торговля (включая алкогольные напитки  и табачные изделия) и общественное питание;

- деятельность, связанная с оборотом (за исключением  розничной торговли, экспорта и  импорта) алкогольной, непищевой  спиртосодержащей продукции (кроме  антисептических лекарственных  средств и ветеринарных средств,  относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий;

- перевозка  пассажиров и грузов (исключая  технологические внутрихозяйственные  перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами  и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом;

- деятельность  по обеспечению безопасности  юридических и физических лиц;

- деятельность  в области промышленной безопасности;

- деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду;

- деятельность  агентов по торговле пищевыми  продуктами, включая напитки, и  табачными изделиями (код 51170);

- деятельность  агентов по торговле товарами  широкого ассортимента (код 51190);

- неспециализированная оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями(код 51390);

- неспециализированная  оптовая торговля непродовольственными  товарами (код 51709);

- розничная  торговля через палатки, ларьки  и киоски(код 52621);

- розничная  торговля на рынках(код 52622);

- прочая  розничная торговля вне магазинов(код  52630);

- хранение  и складирование (код 63120);

- сдача внаем  собственного недвижимого имущества  (код 70200);

- производство  готовых текстильных изделий,  кроме одежды (код 17400);

- производство спецодежды (код 18210);

- производство  нательного белья (код 18230);

- производство  прочей одежды и аксессуаров,  не включенных в другие группировки  (код 18242);

- страховое  посредничество (код 67201);

- предоставление  услуг парикмахерскими и салонами красоты (код 93020);

- предоставление  прочих индивидуальных услуг  (код 93050);

- деятельность  по заготовке (закупке) лома  и отходов черных и цветных  металлов;

     - выращивание прочих культур,  не включенных в другие группировки  (код 01119);

- выращивание овощей, их семян и рассады (код 01121);

- выращивание  плодов и ягод (код 01131);

- оптовая  торговля фруктами и овощами  (код 51310);

- оптовая  торговля химическими веществами  и химическими продуктами (код  51551);

- производство  прочих изделий из бумаги и картона (код 21250);

- деятельность  санаторно-курортных учреждений (код  85113);

- прочая  деятельность по организации  отдыха и развлечений, не включенная  в другие группировки (код 92720);

- прочая  деятельность по охране здоровья  человека (код 85140);

- предоставление услуг прочими местами для проживания (код 55230);

- предоставление  услуг барами (код 55400);

 - предоставление  услуг ресторанами (55300);

- аренда  прочих машин и оборудования (код  71340);

- рекламная  деятельность (код 74400); 

       Тема 2 Организационная структура торговой организации

  Основная функция торговли — обеспечить обращение товаров и их продвижение от производителя к конечному потребителю. 
Торговое предприятие принимает на себя ответственную задачу по выполнению этой  функции, поэтому от правильности организации торгово-технологического процесса    зависит эффективность торговли, оперативность и качественное доведение товаров до покупателя. 
При этом основными критериями успешности выполнения поставленной задачи являются широкий ассортимент предлагаемых товаров, надлежащее качество, высокий уровень обслуживания покупателей, наименьшие временные и трудовые затраты при одновременном достижении высоких показателей экономической деятельности торгового предприятия.  
 
  От грамотно спланированной и выстроенной структуры предприятия зависит эффективность ведения бизнеса в целом. Существует несколько наиболее распространенных типов структуры торгового предприятия: 
-линейная; 
-функциональная; 
-линейно-функциональная; 
-линейно-штабная; 
-дивизионная; 
- матричная.

   Распределение обязанностей означает определение масштаба полномочий и меры ответственности по каждой должности, обозначенной на схеме. Здесь же содержится описание выполняемых функций. В документе "Распределение обязанностей" должны содержаться следующие положения: название должности; отдел, в котором имеется эта должность; уровень положения; описание выполняемых функций; обязанности и права; взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными; число подчиненных, их особенности; должность непосредственного руководителя; особые полномочия (обязанности); ограничения в полномочиях (например, возможность действовать по своему усмотрению, определение величины денежных средств).

  Функциональные отношения - это отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации. Обычно такая производственная миссия имеет рекомендательный характер. Например, начальник отдела кадров поддерживает функциональные отношения с начальником цеха в вопросах приема на работу, обучения и социального обеспечения работников. Бухгалтер может иметь функциональные отношения с заведующим отделом сбыта по вопросам финансирования продаж, рекламы и т. п. Причем и сам функциональный руководитель находится в рамках своей линейной организации, например начальник отдела кадров по отношению к сотрудникам своего отдела.

Принципы  создания хорошей  организации

  Единство управления.

  Независимо от структуры организации, степени децентрализации и делегирования полномочий нести полную и абсолютную ответственность за деятельность всего предприятия должен один человек.

  Скалярный метод  передачи полномочий.

  Полная и абсолютная ответственность означает право не только управлять, но и передавать, делегировать часть полномочий другим лицам по линии руководства.

  Единство подчинения.

У любого служащего (работника) может быть только один руководитель.

  Принцип соответствия.

  Делегированные полномочия должны соответствовать уровню ответственности. Если на лицо возлагаются определенные обязанности, то его необходимо наделить и соответствующими полномочиями, необходимыми для выполнения этих обязанностей.

  Масштабы управления.

  Число лиц, находящихся в эффективном управлении, лимитировано. Это зависит от ряда обстоятельств, от характера выполняемой работы.

  Коммуникации, система  связи.

  Как формальные, так и неформальные линии связи должны быть установлены и постоянно поддерживаться.

  Принцип ориентирования.

  Организации должны строиться в соответствии с характером возложенных на них задач и не зависеть от субъективных факторов.

  Принцип избирательности.

  Руководство должно получать лишь ту информацию, которая выходит за рамки плана и является исключительной, то есть либо благоприятной, либо неблагоприятной для ведения бизнеса. Таким образом можно будет отсечь лишнюю, непригодную к использованию информацию.

  Дифференциация работы.

  Различные виды работы имеют разные характеристики, что необходимо предусмотреть при создании организации. Например, высококвалифицированный индивидуальный труд требует иных условий, чем полуквалифицированные повторяющиеся операции. 

  Контроль за осуществлением  операции.

  Эта функция должна быть поручена четко обозначенному для этой цели аппарату. Определенная часть администрации должна следить за ежедневным ходом выполнения операций. Творческий подход к делу должен поощряться.

  Планирование

Должно всегда предшествовать выполнению работы.

  Гибкость.

  Структура организации должна позволять вносить в нее коррективы в связи с изменением методов, задач, целей, масштаба коммерческой деятельности, появлением новых технологий и ресурсов. Конечно, внесение значительных изменений требует всестороннего исследования.

  Доступность всех  уровней организации.

  Любой сотрудник (работник) организации должен иметь право и возможность подать жалобу, высказать замечания или предъявить рекламации соответствующему руководителю

   На  предприятии ЧУП «Могилёвская  Межрайбаза» применяется организационная  структура следующего типа: 

   

       Тема 3 Коммерческая деятельность организации по оптовым закупкам товаров

  Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю и получить прибыль, надобно располагать (владеть) товаром.

  Правильно организованные оптовые закупки дают вероятность сформировать необходимый ассортимент товаров розничной торговой сети для снабжения населения, осуществлять влияние на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, а также обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.

  Коммерческая  работа по оптовым закупкам  складывается из следующих этапов: изучение и прогнозирование покупательского  спроса; выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров; организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение контрактов поставки, представление заказов и заявок поставщикам;  организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, у импортеров и других поставщиков; организация учета и контроля за оптовыми закупками.

  Для успешного  выполнения коммерческих операций  по закупкам товаров оптовые  базы должны систематически заниматься  выявлением и изучением источников закупки и поставщиков товаров. Коммерческие работники должны хорошо быть в курсе свой экономический район и его природные богатства, промышленность, сельское хозяйство, производственные возможности и ассортимент вырабатываемых изделий на промышленных предприятиях.

Информация о работе Лекции по "Предпринимательству"