Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:09, курс лекций
Курс содержит 11 лекций по дисциплине. Тема 1. Сущность бизнеса... Тема 11. Основы создания и расширения бизнеса в Украине.
Товары пассивного спроса - товары, которых истребитель не знает или знает, но не задумывается об их покупке. Например, кухонные машины пребывают в разряде товаров пассивного спроса, пока реклама не обеспечит их популярность. Известные товары и не очень вызывающие спрос - энциклопедии, страхование жизни, могильные участки, надгробия и т.д.
Товары промышленного назначения делятся на три группы:
Материалы и детали - товары, полностью используемые в изделиях производителя. Делятся на сырье, полуфабрикаты и детали.
Капитальное
имущество - товары, частично присутствующие
в готовом изделии. Подразделяются
на две группы: стационарные сооружения
и вспомогательное
Вспомогательные
материалы бывают двух видов: рабочие
материалы (смазочные масла, писчая
бумага, карандаши) и материалы для
технического обслуживания и ремонта
(краски, гвозди, щетки). Вспомогательные
материалы являются для рынка товаров
промышленного назначения тем же, чем
являются товары повседневного спроса
дня потребительского рынка, т.к. их обычно
покупают с минимальной отдачей усилий
методом повторных закупок без изменений.
Тема 8. Найм работников, контрактная система и оплата труда
8.1. Найм работников
Для
осуществления деятельности предприятия
необходима рабочая сила, т.е. работники
различных профессий и
Одной из систем найма является контрактная.
Контракт может быть индивидуальным и коллективным.
В качестве сторон контракта выступают работодатель и работник.
Работодателем может быть:
Работник
это обычно физическое лицо, профессиональный
и моральный уровень которого
удовлетворяет работодателя. В качестве
работника может выступать
Контракт включает взаимные обязательства (права и ответственность) между руководителем и подчиненным. Заключается на согласованный срок, после которого он может быть пролонгирован, перезаключен с согласованными изменениями в его тексте или расторгнут.
Инициатива заключения контракта может исходить как от работодателя; гак и от работника. Контракт подписывается не менее чем в 2-х экземплярах работодателем и работником до начала работы. Один экземпляр контракта выдается работнику, другой – остается в деле работодателя.
Трудовой контракт
- полное наименование предприятия
-Ф.И.О., дата и место рождения
заключили настоящий трудовой контракт о нижеследующем:
Настоящий контракт имеет приложения
8.2. Оплата труда
Представляет собой сумму денежных выплат и стоимость натуральной выплаты за работу, выполненную по трудовому договору (контракту).
Различают номинальную и реальную ОТ (оплату труда).
ЗП номинальная – выр-ная в денежной форме без учета изм-ний цен, т.е. индекса инфляции.
ЗП реальная - объем матер-ных благ и услуг, которые могут быть приобретены на номинальную ЗП при данном уровне цен на товары и услуги.
Стр-ра оплаты труда, ее состав представлен основной заработной платой и дополнительной.
Основная ЗП вкл-ет ОТ раб-ков по тарифным ставкам или долж-ным окладам. Отн-но пост-ная часть ОТ, соотв-щая уст-ной норме труда, учитывает отн-но устойчивые различия в сложности труда, квал-ции раб-в, а также соц-эк-кую знач-ть данного вида деят-ти в усл-ях рынка труда.
Доп-ная ЗП - это различные виды выплат сверх основной ОТ: премии, доплаты за работу в сверхурочной время, доплаты по прогрессивным расценкам, за отклонения от нормальных ус-вий труда, оплата целодневных и внутрисменных простоев, доплата бригадирам, надбавки за проф-ное мастерство, доплаты за условия труда, выплаты по районным коэф-там и северные надбавки.
Тарифные сетки - это шкала соотношений в оплате труда различных групп работников. Включает количество разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.
В
условиях перехода к рыночной экономике
и расширений прав орг-ций в области
ОТ раб-ков, формы ОТ, размеры ставок, соот-ния
в размерах ОТ между отдельными категориями
раб-в, системы премирования и условия
выплаты вознаграждений опред-ся в кол-ном
договоре. Если договора нет - работодателем
после согласования с представительным
органом рабо-в предприятия.
Тема 9. Управление фирмой
9.1. Структура управления
Фирма как система включает в себя внутреннюю и внешнюю подсистемы.
Внутренняя подсистема фирмы - это четыре взаимосвязанных иерархических компонента:
Внешнюю подсистему фирмы представляют участники делового мира и рынка с их философией, принципами работы, интересами, процессами, которые они задают Для понимания сущности деятельности фирмы, ее некоторые основные компоненты можно по аналогии сравнить с человеческим телом.
Структура управления фирмой - один из главных инструментов деятельности бизнесмена. Она позволяет ему на своей фирме:
Принципы формирования структуры управления могут быть следующими:
Жизненный цикл фирмы
Этот цикл представляет собой шесть этапов.
Первый этап - «Рождение фирмы». Результатом деятельности фирмы на данном этапе является занятие свободной рыночной ниши.
Второй этап - «Детство фирмы». На данном этапе обеспечивается бурный рост фирмы, который, однако, зачастую, дает кратковременный успех.
Третий этап - «Юность фирмы». На данном этапе частота успеха фирмы увеличивается при расчете показателей деятельности фирмы и обоснования риска.
Четвертый этап - «Зрелость фирмы». На этом этапе руководство фирмы приходит к идее диверсификации и начинает ее активно претворять в жизнь.
Пятый этап - «Старение фирмы». На данном этапе бизнес фирмы идет все хуже. Поэтому главной управленческой проблемой становится проблема выживания фирмы
Шестой этап – «Возрождение фирмы». Этот этап характеризуется приходом по инициативе бизнесмена новой команды и внутренней перестройкой деятельности фирмы.
При опред-нии жизненного цикла своей фирмы бизнесмен может рук-ся критериями, хар-щими пять состояний фирмы: тупик, кризис, нестабильность, устойчивость, успех.
Состояние фирмы, так называемый тупик:
Продукция производится ради продукции, оборудование и технологии морально устаревшие, продукцию невыгодно выпускать, низкие финансовые доходы от краткосрочных активов; фирма - банкрот; система управления запутанная, фирма - новичок в конкурентной борьбе; у бизнесмена фирмы только внутренние деловые связи; на фирме отсутствует квалифицированный персонал, доля рынка у фирмы мала; стиль бизнесмена и его команды четко не выражен, общая атмосфера на фирме подавленная, конфликтная.
Состояние фирмы: кризисное:
Потребители не заинтересованы в продукции, не уделяется внимание НИОКР. Цены на продукцию связаны только с издержками производства, большой объем займа, отсутствие финансовых средств. Зависимость от поставщиков в комплектующих и сырье; сроки поставок срываются; фирма оказывается «окопавшейся в конкурентной борьбе». Дирекция имеет не те деловые внешние связи, работает на себя, игнорирует коммерческую реальность. На фирме - высокая текучесть кадров; доли рынка фирмы - убывающие, стиль дирекции фирмы - однозначность, а общественная атмосфера - неблагоприятная.
Состояние фирмы - нестабильность.
На фирме проблемы с качеством продукции, долго обновляется старая продукция. Фирма имеет дефицит финансовых средств, не оплаченные заказчиком счета; громоздкую систему управления. Фирма является ведомой в конкурентной борьбе - у дирекции крупные внешние связи; текучесть персонала. Доля рынка фирмы имеет тенденцию к убыванию; стиль дирекции жесткий, контролирующий; общественная атмосфера характеризуется принципом «каждый сам по себе».
Состояние фирмы - устойчивое.
Продукция новая, фирма имеет новейшие технологии. На фирме издержки производства снижаются; есть финансовый задел; непрерывно проводится реконструкция, модернизация. Фирма - претендент на лидерство в конкурентной борьбе. Дирекция – это группа лидеров с крупными формальными связями и возможностями. Персонал на фирме стабильный; доля рынка фирмы увеличивается. Стиль дирекции - всеобъемлющий профессиональный контроль; общественная атмосфера характеризуется сотрудничеством.
Состояние фирмы - успех.
На продукцию фирмы высокий спрос. Фирма вносит значительные вложения в НИОКР, новые технологии. Цены корректируются с учетом условий конкретного заказчика. На фирме высокие темпы роста оборотных средств, высокая степень динамической диверсификации. Фирма - лидер в конкурентной борьбе; дирекция - группа лидеров с крупными неформальными связями и возможностями. Персонал фирмы мотивирован; доля фирмы рынка непрерывно растет. Стиль дирекции - рациональный контроль, общественная атмосфера характеризуется партнерством.
Признаки будущего кризиса фирмы:
Старение
продукции. Проблема с качеством. Зависимость
от поставщиков сырья и
Признаки успеха фирмы:
Хорошее знание конкурентов и потребителей. Высокий спрос на товар. Значительные вложения в НИОКР, новые технологии. Сотрудники заинтересованы и довольны оплатой труда. Цены корректируются с учетом условий конкретных заказчиков. Дирекция открыта, отношения сотрудников с администрацией позитивные. Рациональное использование площадей и оборудования. Высокие темпы оборота средств. Высокая степень диверсификации. Гибкие структуры управления. Руководство укрепляет и использует сильные стороны фирмы. Демонстрация сильного управления. Рациональный контроль. На высоких должностях – квалифицированные специалисты. Бизнесмен фирмы - лидер с крупными неформальными связями и огромными возможностями.