Курс лекций по "Предпринимательству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:09, курс лекций

Описание работы

Курс содержит 11 лекций по дисциплине. Тема 1. Сущность бизнеса... Тема 11. Основы создания и расширения бизнеса в Украине.

Работа содержит 1 файл

основы бизнеса.docx

— 88.73 Кб (Скачать)

  Товары  пассивного спроса - товары, которых истребитель не знает или знает, но не задумывается об их покупке. Например, кухонные машины пребывают в разряде товаров пассивного спроса, пока реклама не обеспечит их популярность. Известные товары и не очень вызывающие спрос - энциклопедии, страхование жизни, могильные участки, надгробия и т.д.

  Товары  промышленного назначения делятся на три  группы:

  • материалы и детали;
  • капитальное имущество;
  • вспомогательные  материалы и услуги.

  Материалы и детали - товары, полностью используемые в изделиях производителя. Делятся на сырье,  полуфабрикаты и детали.

  Капитальное имущество - товары, частично присутствующие в готовом изделии. Подразделяются на две группы: стационарные сооружения и вспомогательное оборудование.

  Вспомогательные материалы бывают двух видов: рабочие  материалы (смазочные масла, писчая бумага, карандаши) и материалы для  технического обслуживания и ремонта (краски, гвозди, щетки). Вспомогательные материалы являются для рынка товаров промышленного назначения тем же, чем являются товары повседневного спроса дня потребительского рынка, т.к. их обычно покупают с минимальной отдачей усилий методом повторных закупок без изменений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Тема 8. Найм работников,  контрактная система и оплата труда

  8.1. Найм работников

  Для осуществления деятельности предприятия  необходима рабочая сила, т.е. работники  различных профессий и специальностей, а, следовательно, их найм.

  Одной из систем найма является контрактная.

  Контракт  может быть индивидуальным и коллективным.

  В качестве сторон контракта выступают  работодатель и работник.

  Работодателем может быть:

  • вышестоящая организация для государственных предприятий;
  • общее собрание арендаторов для арендного предприятия;
  • общее собрание (совет, правление) для акционерных обществ;
  • руководитель (генеральный, исполнительный директор) предприятия или его подразделения (начальник, руководитель), наделенный таким правом;
  • частный предприниматель.

  Работник  это обычно физическое лицо, профессиональный и моральный уровень которого удовлетворяет работодателя. В качестве работника может выступать организация, как юридическое лицо дня выполнения отдельных технологических операций или функций.

  Контракт включает взаимные обязательства (права и ответственность) между руководителем и подчиненным. Заключается на согласованный срок, после которого он может быть пролонгирован, перезаключен с согласованными изменениями в его тексте или расторгнут.

  Инициатива  заключения контракта может исходить как от работодателя; гак и от работника. Контракт подписывается  не менее чем в 2-х экземплярах  работодателем и работником до начала работы. Один экземпляр контракта  выдается работнику, другой – остается в деле работодателя.

  Трудовой  контракт

  - полное наименование  предприятия

  -Ф.И.О., дата и место  рождения

  заключили настоящий трудовой контракт о нижеследующем:

  1. Предмет контракта
  2. Срок контракта.
  3. Стоимость контракта
  4. Юридические адреса сторон

  Настоящий контракт имеет приложения

  8.2. Оплата труда

  Представляет  собой сумму денежных выплат и  стоимость натуральной выплаты за работу, выполненную по трудовому договору (контракту).

  Различают номинальную и реальную ОТ (оплату труда).

  ЗП  номинальная – выр-ная в денежной форме без учета изм-ний цен, т.е. индекса инфляции.

  ЗП  реальная - объем матер-ных благ и услуг, которые могут быть приобретены на номинальную ЗП при данном уровне цен на товары и услуги.

  Стр-ра оплаты труда, ее состав представлен основной заработной платой и дополнительной.

  Основная ЗП вкл-ет ОТ раб-ков по тарифным ставкам или долж-ным окладам. Отн-но пост-ная часть ОТ, соотв-щая уст-ной норме труда, учитывает отн-но устойчивые различия в сложности труда, квал-ции раб-в, а также соц-эк-кую знач-ть данного вида деят-ти в усл-ях рынка труда.

  Доп-ная ЗП - это различные виды выплат сверх основной ОТ: премии, доплаты за работу в сверхурочной время, доплаты по прогрессивным расценкам, за отклонения от нормальных ус-вий труда, оплата целодневных и внутрисменных простоев, доплата бригадирам, надбавки за проф-ное мастерство, доплаты за условия труда, выплаты по районным коэф-там и северные надбавки.

  Тарифные  сетки - это шкала соотношений в оплате труда   различных групп работников. Включает  количество разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.

  В условиях перехода к рыночной экономике  и расширений прав орг-ций в области ОТ раб-ков, формы ОТ, размеры ставок, соот-ния в размерах ОТ между отдельными категориями раб-в, системы премирования и условия выплаты вознаграждений опред-ся в кол-ном договоре. Если договора нет - работодателем после согласования с представительным органом рабо-в предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Тема 9. Управление фирмой

  9.1. Структура управления

  Фирма как система включает в себя внутреннюю и внешнюю подсистемы.

  Внутренняя подсистема фирмы - это четыре взаимосвязанных иерархических компонента:

  • цели, задачи, стратегия, тактика, дефицитный, монопольный и конкурентный товар;
  • материальные и финансовые ресурсы;
  • персонал (состав, качество, сумма навыков, совместные ценности, лидерство, мотивация);
  • организация работы фирмы (структура, штатное расписание, заработная плата, система, стиль управления).

  Внешнюю подсистему фирмы представляют участники делового мира и рынка с их философией, принципами работы, интересами, процессами, которые они задают Для понимания сущности деятельности фирмы, ее некоторые основные компоненты можно по аналогии сравнить с человеческим телом.

  Структура управления фирмой - один из главных  инструментов деятельности бизнесмена. Она позволяет ему на своей фирме:

  • установить порядок и организованность при принятии и реализации управленческих решений;
  • высветить роль и место каждого руководителя;
  • лавировать методами управления менеджеров;
  • гармонизировать все виды ресурсов;
  • создать деловую и позитивную для себя духовную атмосферу;
  • создать оптимальную систему информации;
  • нарабатывать новые коммерческие идеи;
  • придать фирме гибкость и динамизм в решении стратегических, тактических и оперативных задач;
  • непрерывно наращивать прибыль;
  • быстро адаптировать менеджеров и персонал к регулярным нововведениям.

  Принципы  формирования структуры  управления могут  быть следующими:

  • анализ задач, реализуемых фирмой сегодня;
  • определение новых требований к фирме сегодня и завтра;
  • формирование новых задач для фирмы на сегодня и назавтра.

  Жизненный цикл фирмы

  Этот  цикл представляет собой шесть этапов.

  Первый  этап - «Рождение  фирмы». Результатом деятельности фирмы на данном этапе является занятие свободной рыночной ниши.

  Второй  этап - «Детство фирмы». На данном этапе обеспечивается бурный рост фирмы, который, однако, зачастую, дает кратковременный успех.

  Третий  этап - «Юность фирмы». На данном этапе частота успеха фирмы увеличивается при расчете показателей деятельности фирмы и обоснования риска.

  Четвертый этап - «Зрелость  фирмы». На этом этапе руководство фирмы приходит к идее диверсификации и начинает ее активно претворять в жизнь.

  Пятый этап - «Старение  фирмы». На данном этапе бизнес фирмы идет все хуже. Поэтому главной управленческой проблемой становится проблема выживания фирмы

  Шестой  этап – «Возрождение фирмы». Этот этап характеризуется приходом по инициативе бизнесмена новой команды и внутренней перестройкой деятельности фирмы.

  При опред-нии жизненного цикла своей фирмы бизнесмен может рук-ся критериями, хар-щими пять состояний фирмы: тупик, кризис, нестабильность, устойчивость, успех.

  Состояние фирмы, так называемый тупик:

  Продукция производится ради продукции, оборудование и технологии морально устаревшие, продукцию невыгодно выпускать, низкие финансовые доходы от краткосрочных  активов; фирма - банкрот; система управления запутанная, фирма - новичок в конкурентной борьбе; у бизнесмена фирмы только внутренние деловые связи; на фирме отсутствует квалифицированный персонал, доля рынка у фирмы мала; стиль бизнесмена и его команды четко не выражен, общая атмосфера на фирме подавленная, конфликтная.

  Состояние фирмы: кризисное:

  Потребители не заинтересованы в продукции, не уделяется  внимание НИОКР. Цены на продукцию связаны  только с издержками производства, большой объем займа, отсутствие финансовых средств. Зависимость от поставщиков в комплектующих и сырье; сроки поставок срываются; фирма оказывается «окопавшейся в конкурентной борьбе». Дирекция имеет не те деловые внешние связи,  работает на себя, игнорирует коммерческую реальность. На фирме - высокая текучесть кадров; доли рынка фирмы - убывающие, стиль дирекции фирмы - однозначность, а общественная атмосфера - неблагоприятная.

  Состояние фирмы - нестабильность.

  На  фирме проблемы с качеством продукции, долго обновляется старая продукция. Фирма имеет дефицит финансовых средств, не оплаченные заказчиком счета; громоздкую систему управления. Фирма является ведомой в конкурентной борьбе - у дирекции крупные внешние связи; текучесть персонала. Доля рынка фирмы имеет тенденцию к убыванию; стиль дирекции жесткий, контролирующий; общественная атмосфера характеризуется принципом «каждый сам по себе».

  Состояние фирмы - устойчивое.

  Продукция новая, фирма имеет новейшие технологии. На фирме издержки производства снижаются; есть финансовый задел; непрерывно проводится реконструкция, модернизация. Фирма - претендент на лидерство в конкурентной борьбе. Дирекция – это группа лидеров с крупными формальными связями и возможностями. Персонал на фирме стабильный; доля рынка фирмы увеличивается. Стиль дирекции - всеобъемлющий профессиональный контроль; общественная атмосфера характеризуется сотрудничеством.

  Состояние фирмы - успех.

  На  продукцию фирмы высокий спрос. Фирма вносит значительные вложения в НИОКР, новые технологии. Цены корректируются с учетом условий конкретного заказчика. На фирме высокие темпы роста оборотных средств, высокая степень динамической диверсификации. Фирма - лидер в конкурентной борьбе; дирекция - группа лидеров с крупными неформальными связями и возможностями. Персонал фирмы мотивирован; доля фирмы рынка непрерывно растет. Стиль дирекции - рациональный контроль, общественная атмосфера характеризуется партнерством.

  Признаки  будущего кризиса  фирмы:

  Старение  продукции. Проблема с качеством. Зависимость  от поставщиков сырья и комплектующих.  Устаревающая технология. Убывание доли рынка. Потребители не заинтересованы в продукции. Срывы сроков поставок. Долгосрочные контракты по твердым  ценам. Дефицит финансовых средств. Значительный объем займа. Неоплаченные заказчиком сметы. Низкие доходы от краткосрочных активов. Неблагоприятная производственная и общественная атмосфера. Высокая степень текучести персонала. Руководство игнорирует коммерческую реальность,  работает на себя. Однозначность, жесткость в управлении, не терпящая возражений. Жесткий контроль.

  Признаки  успеха фирмы:

  Хорошее знание конкурентов и потребителей. Высокий спрос на товар. Значительные вложения в НИОКР, новые технологии. Сотрудники заинтересованы и довольны оплатой труда. Цены корректируются с учетом условий конкретных заказчиков. Дирекция открыта, отношения сотрудников с администрацией позитивные. Рациональное использование площадей и оборудования. Высокие темпы оборота средств. Высокая степень диверсификации. Гибкие структуры управления. Руководство укрепляет и использует сильные стороны фирмы. Демонстрация сильного управления. Рациональный контроль. На высоких должностях – квалифицированные специалисты. Бизнесмен фирмы - лидер с крупными неформальными связями и огромными возможностями.

Информация о работе Курс лекций по "Предпринимательству"