Курс лекций по "Предпринимательству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:09, курс лекций

Описание работы

Курс содержит 11 лекций по дисциплине. Тема 1. Сущность бизнеса... Тема 11. Основы создания и расширения бизнеса в Украине.

Работа содержит 1 файл

основы бизнеса.docx

— 88.73 Кб (Скачать)

  К критериям социальной среды относят:

  • уровень движения населения (миграция, эмиграция);  грамотность населения, в том числе эк-кая и юр; соц-проф-ная структура населения;  система соц-ной защиты населения;  благотворительность;  демографические характеристики.

  Критерии  культурной среды:

  • традиции общества; исторические ценности для населения;  коллективные воспоминания (положительные и отрицательные);  психология населения; общественное сознание населения.

  4.3. Участники делового мира: кто  они, их интересы

  Представители международного бизнеса - это представители различных транснациональных компаний, тесно сотрудничающих с правительственными кругами своих стран. Их интересы: захват и контроль отечественного рынка, влияние на все сферы жизнедеятельности общественности.

  Способы взаим-вия с ними: «дать» им долю бизнеса, уступить часть рынка, но дорого и с выгодой продаваться.

  Рук-во мин-в, концернов, холдингов. Представители ВПК, оборонных пр-тий и орг-ций,

  Промышленно-гражданские лобби. Аграрное лобби..

  Коррумпированный  аппарат. Слияние  госаппарата с  теневыми структурами экономики.

  Представители теневой экономики. Представители нового бизнеса.

  Представители местной власти. Народ. Партсилы. Наука. Коррумпированная наука.

  Средства  массовой информации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Тема 5. Организация бизнеса

  5.1. Сущность рынка и рыночные  механизмы

  Рынок – это соотношение спроса и предложения и уравновешивающая их цена.

  Рыночные  механизмы - это способы взаимодействия спроса и предложения с одной стороны и организации производства и распределения товаров с другой стороны.

  Существуют  три вида механизмов рынка.

  Первый: «Спрос больше предложения».

  Второй: «Предложение больше спроса».

  Третий: «Спрос равен предложению».

  Рынок - это не нечто статичное, а, наоборот, нечто находящееся в опред-ном динамическом состоянии, сохр-щее при этом равновесие за счет равно действия противоположно направ-ных сил.

  5.2. Рынок как система

  Участники рынка - логической схеме. В центре находятся  производители и потребители. Между  ними уст-ся прямые связи. Они определяют свободную зону рынка. Вершину занимает Гос-ный регулятор. Официальным инструментом взаимодействия госрегулятора с произв-лем является госзаказ, с потребителем – свободное распределение ГП, товара, группы товаров. Основание занимает теневая экономика. Она держит связи с производ-ми через структуры нового бизнеса с потр-лем - через структуры неофициальной торговли. Инструментом взаим-вия теневой экономики с производ-ми и потр-ми яв-ся контракты на длительные сроки и единовременные сделки.

  Теневая эк-ка, в этой связи, держит на рынке свою теневую зону. Таким образом, на рынке имеет место движение товаров и услуг по трем зонам: зоне госрегулирования, теневой и свободной.

  5.3. Виды рынка

  Существует  шесть оснований, по которым следует  различать виды рынка.

  1. Характер спроса. По данному основанию существует три разновидности рынка: полный рынок - это рынок, в целом насыщенный данным видом товаров;   потенциальный рынок - это рынок, который имеет и перспективу реализации товара при опред-ных условиях. Достигнутый рынок - это рынок, на котором наши клиенты купят товар только у нас, по удовлет-щей нас цене.

  2. География спроса. По данному основанию насчитывают четыре разновидности рынка: мировой, национальный, региональный, локальный.

    Мировой и национальный  рынки представлены такими составляющими как:

  3. Рынки по видам  товаров. Множество рынков: товарно-сырьевой, потребительский, средств производства, труда, ценных бумаг, фючерсный и т.д.

  4. Рынки по динамике  насыщения. Два вида рынка: растущий и бесплодный. Растущий рынок - это рынок, имеющий реальную возм-сть роста. Бесплодный - это рынок, не имеющий перспективы для реал-ции товара или группы товаров, рынок, о котором говорят, что он полностью насыщен.

  5. Рынки по объему  реализации. Два вида: основной и доп-ный. Основной - это рынок, где реализуется большая часть товара пр-тия. Доп-ный - это рынок, где реал-ся небольшая часть товара.

  6. Рынки по категориям. 2 вида: оптовый - это рынок продажи крупных партий товаров физ и юр лицам. Розничный - это рынок продажи товаров физ лицам, и частично - юр.

  Благоприятные и неблагоприятные  зоны рынка

  I. Благоприятные зоны:

  • зоны министерств (концернов). зона неофициальной торговли.; зона теневой экономики.; зона самого производителя.; зона нового бизнеса.; зона производителя и нового бизнеса.; суперзона для производителя.; элитная зона госрегулятора.

  II. Неблагоприятные зоны:

  • зона торговли.; зона потребителя.; зона Государственной торговли и потребителя.

  5.4. Характеристика участников рынка.

  На  рынке находятся, как правило, десять основных участников.

  Государственный регулятор представляет собой, прежде всего, кабинет министров, министерства. Его роль – осущ-ние единой гос-ной соц-экон-кой политики, ее регулирование.

  Министерства,  концерны. Это структуры,  призванные  держать товар своих отраслей, делать на них вторую, третью и т.д. прибыли.

  Гос-ная торговля  призвана обеспечивать регул-ние товарно-денежных отношений между произв-лем и потр-лем на самых разных  уровнях,   местном,   региональном,   нац-ном,   межд-ном.

  Неофициальная торговля. Стр-ры неофиц-ной торговли, как правило, представляют собой параллельные структуры основных структур. Ее роль: в товарно-денежном обмене, перераспределении товаров, диктате ценовой политики.

  Производители. Это различные по формам собственности структуры, занятые выпуском продукции с целью удовлетворения потребностей общества.

  Потр-ли - это пр-тия, орг-ции, которые стремятся удов-ть свои потр-ти в самых различных видах ресурсов финн-вых, ком-ких, матер-ных и т.д. Их роль: в приобр-нии товаров и услуг.

  Новый бизнес. Структурно в новый бизнес входят малые, совместные предприятия, кооперативы, коммерческо-финансовые союзы, корпорации и т.п. Это акционерная, кооперативная, частная. Его роль: внедрение в рыночные ниши, захват новых сфер собственности.

  Теневая экономика. Ее представляют теневые структуры рынка, действующие по определенным правилам взаимоотношений и включенные одновременно в официальную и неофициальную структуру власти на всех ее уровнях от предприятия до государственного регулятора. Ее роль: в контроле и захвате рынка.

  Коррумпированный  аппарат. Это реальные стр-ры, одновр-но представляющие собой гос-ные и теневые структуры. Их роль: иметь долю бизнеса от всех операций, осущ-щихся на рынке.

  Международный бизнес. Представ-ли заруб-го бизнеса. Его роль: в контроле эк-кой власти.

  5.5. Выгодные сферы деятельности  фирмы на рынке

  Считают, что производить товар выгодно  в следующих сферах:

  -   в зоне свободного рынка, ориентируясь  на интересы участников, держащих данное место;

  -   в госсекторе, ориентируясь на  потребности госсектора и свободного  рынка;

  -   немного в госсекторе под контролем  министерств;

  -   основную долю продукции производить  в новом бизнесе под контролем теневой экономики;

  -   в госсекторе и новом бизнесе.

  5.6. Общее место фирмы на рынке

  Характеристика реальных мест может быть следующей:

  • фирма находится под контролем гос-ных структур в пр-ве, финн-вой коммерческой деят-сти, разрабатывает свободную зону рынка в пределах разрешенного хозяевами рынка, частично вступила в коммерческо-финансовые и производственные отношения с теневой экономикой;
  • под контролем госструктур фирма развертывает производство, расширяет зону свободного производства и торговли, расширяет финансовые и коммерческие операции в теневых структурах;
  • фирма производит в зоне свободного рынка, постепенно освобождаясь от контроля гос-но- ком-ких структур, развивает новый бизнес не под контролем государственных структур, а под контролем теневых структур, торгует в основном через неофициальные каналы и по прямым связям, занимается финансовыми операциями через слитый государственно-теневой капитал;
  • фирма производит в госсекторе, торгует по неофиц-ным каналам, через орг-ции, созданные на базе бывших союзных стр-р, развивая новый бизнес, сливается с гос-но-теневым финн. Кап-лом;
  • фирма производит в госсекторе под контролем концерна, развивая пр-во в собственной зоне рынка, торгует везде, фин операции производит в гос-ных и ком-ких банках, поддерживает и вступает в отраслевые промышленные союзы;
  • фирма производит в госсекторе, для себя создает параллельное производство, незначительно развивает новый бизнес, продает по неофициальным каналам, но под контролем коррумпированных госструктур, фин операции проводит через слитый гос-но-теневой капитал.

  5.7. Цели деятельности фирмы на  рынке

  Формирование  главной цели деят-ти фирмы на опред-ный временной период и цели деят-ти фирмы в пр-ве, коммерции, финансах, кадровой политике, упр-кой деятельности производится на основании окончательного словесного описания динамического места фирмы на рынке.

  Цель  деят-ти ком-кой службы: увеличить  объемы продаж и перепродаж, как  ресурсов, так и пр-ции. Цель деят-ти фин службы обеспечить, источники доп-ного финан-ния средств и их оборачиваемость. Цель деят-ти службы персонала: усилить эксплуатацию и замороченность персонала, исп-ть деловых сотрудников в фин бизнесе. Цель деят-ти бизнесмена фирмы: установить и укрепить связи в отраслевых и регион-ных гос-ных и теневых финн-вых структурах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Тема 6. Финансовое обеспечение  бизнеса

  6.1. Финансовые средства бизнесмена

  Важным  и главным вопросом для начала деятельности любого бизнесмена является, где взять деньги. Открытие дела можно осуществить за счет:

  • личных средств бизнесмена;
  • банковского кредита, который должен быть обеспечен;
  • имущества или денежных средств пайщиков, акционеров, бизнесмена, т.е. инвесторов, которые покупают акции;
  • вкладов инвесторов (прямые инвестиции).

        Личные финансовые средства бизнесмена всегда ограничены и их всегда катастрофически не хватает. Во всем мире развитие малого предпринимательства  связано с поисками источников финансирования. Начинать это мероприятие  нужно  с кредитов и в основном банковских. Согласно Закону Украины «О банках и банковской деятельности» (декабрь 2000 г.) банковский кредит – любое обязательство банка предоставить определенную сумму средств, любая гарантия, любое обязательство приобрести право требования долга, любое его продление по погашению, которое предоставлено в обмен на обязательство должника по возврату задолженной суммы в срок и с уплатой процентов, а также других сборов (комиссионных и т.п.). 

  6.2. Банковский кредит, виды кредитования

Информация о работе Курс лекций по "Предпринимательству"