Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:47, курсовая работа
Мы поставили перед собой следующие цели:
1. рассмотреть деятельность крестьянского хозяйства «Купава»
2. сделать выводы о его конкурентоспособности
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность конкуренции…………………………………………….. 4-8
1.2 Конкурентная среда организации и стратегии достижения конкурентоспособности………………………………………………….8-11
1.3 Структурный анализ конкурентного окружения организации……12-15
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА “КУПАВА”
2.1 Характеристика предприятия……………………………………….16-17
2.2 Анализ конкурентного окружения предприятия…………………..18-25
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………. 26-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….29
Обратите внимание: один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
Для проведения SWOT- анализа не требуются ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. Любой, кто хоть немного знаком с компанией и имеет представление о рынке, может составить простой SWOT. С другой стороны, присущая анализу простота может привести к поспешным и бессмысленным выводам, полным таких неопределенных и двусмысленных понятий, как " эксплуатационная характеристика продукта", "современное оборудование", "цены". Вдобавок, пользователи иногда забывают об объективности и полагаются на устаревшую или ненадежную информацию.
Тщательно определяем сферу каждого SWOT-анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных рынках или сегментах. Фокусирование SWOT-анализа, например на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны - это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.
Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И, наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные. Во избежание этого преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах покупателей.
Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон крестьянского хозяйства “Купава”.
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны крестьянского хозяйства необходимо:
Составить перечень параметров, по которому будет оценено предприятие;
По каждому параметру определить, что является сильной, а что - слабой стороной;
Для оценки можно воспользоваться следующим списком параметров:
Организация (здесь может оцениваться уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии хозяйства наличие взаимодействия между отделами предприятия и т.п.)
Производство
(могут оцениваться
Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость хозяйства, прибыльность бизнеса и т.п.)
Инновации
(здесь может оцениваться
Маркетинг
(здесь можно оценивать
Таблица
3 Определение сильных и слабых сторон
Параметры оценки | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Организация | Высокий уровень квалификации и предприимчивость руководителя хозяйства | - |
2. Производство | -
Проверенный и надежный - Себестоимость продукции ниже, чем у региональных конкурентов на 10 % |
-
Удовлетворительное качество |
3. Финансы | - | Сезонный характер поступления основного потока денежных средств |
4. Инновации | Установка капельного орошения на площади 10 га | - |
5. Маркетинг | -
Возможность торговать |
-
Нет отдела маркетинга на - Неузнаваемость продукции на рынке |
Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз. Этот этап позволит нам оценить ситуацию вне хозяйства и понять, какие есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).
По каждому параметру определите, что является возможностью, а что - угрозой для предприятия.
За основу при оценке рыночных возможностей и угроз вы можно взять следующий список параметров:
1. Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию и т.п.)
2. Факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.)
3. Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.)
4. Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.)
5. Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)
6.
Социально-демографические
7. Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)
8. Природные и экологические факторы (принимается в расчет климатическая зона, в которой работает хозяйство, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.)
Таблица
4 Определение рыночных возможностей
и угроз
Параметры оценки | Возможности | Угрозы |
1. Конкуренция | - Расширить
ассортимент плодоовощной |
- Наплыв дешевой
продукции из Херсонской |
2. Сбыт | - Расширить
сбытовую сеть
- Представление
на рынке упакованной и |
- Трудности в реализации продукции в виду отсутствия перерабатывающих предприятий |
3. Спрос | С ростом доходов
населения увеличиваются объёмы
потребления продуктов |
- |
4.
Природные и экологические |
- | Плохие погодные условия (заморозки, дождь, град) которые снижают урожайность и качество продукции |
5. Экономические факторы | - | Падение спроса по причине снижения доходов населения |
В SWOT-анализе необходимо не только вскрыть сильные и слабые стороны, угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным они являются для хозяйства. Для этого каждую сильную и слабую сторону, возможность (или угрозу) нужно оценить по двум параметрам, задав два вопроса: "Насколько высока вероятность того, что это случится?" и "Насколько это может повлиять на фермерское хозяйство?". (Таблица 5)
Таблица 5 Оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
Сильные стороны |
5 | Высокий уровень квалификации и предприимчивость руководителя |
4 | Возможность торговать плодоовощной продукцией круглый год (Наличие хранилищ и холодильников) | |
3 | Установка капельного орошения на площади 10 га | |
2 | Себестоимость продукции ниже, чем у региональных конкурентов на 10 % | |
1 | Проверенный и надежный поставщик МТС | |
Слабые стороны |
1 | Высокая степень износа оборудования - до 70% по отдельным группам |
5 | Неузнаваемость продукции на рынке. | |
2 | Нет отдела маркетинга на предприятии | |
6 | Необходимость налаживания гарантированного сбыта | |
3 | Сезонный характер поступления основного потока денежных средств | |
4 | Удовлетворительное качество продукции | |
Возможности |
4 | Расширить сбытовую сеть за счет приобретения торгового помещения-склада на оптовом рынке "Привоз". |
3 | Представление
на рынке упакованной и | |
2 | Расширить ассортимент плодоовощной продукции за счёт внедрения новых сортов и технологий. | |
1 | С ростом доходов населения увеличиваются объёмы потребления | |
Угрозы |
3 | Плохие погодные условия (заморозки, дождь, град) которые снижают урожайность и качество продукции |
5 | Наплыв дешёвой продукции из другой области | |
4 | Трудности в реализации нестандартной продукции | |
2 | Падение спроса по причине снижения доходов населения |
Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами рынка
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет нам ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития вашего бизнеса которые и отразят суть анализа:
Как
воспользоваться открывающимися возможностями,
используя сильные стороны
За счет, каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
Какие слабые стороны фермерского хозяйства могут помешать воспользоваться возможностями?
Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами фермерского хозяйства нужно больше всего опасаться?
Таблица 6 Матрица SWOT-анализа реализации продукции
ВОЗМОЖНОСТИ
1. Расширить
сбытовую сеть за счет 2. Представление
на рынке упакованной и 3.Расширить ассортимент продукции за счёт внедрения новых сортов и гибридов. |
УГРОЗЫ 1. Наплыв
дешёвой продукции из другой области 2. Трудности
в реализации нестандартной 3. Плохие погодные условия (заморозки, дождь, град) которые снижают урожайность и качество продукции | |
СИЛЬНЫЕ
СТОРОНЫ
1. Высокий
уровень квалификации и 2. Возможность
торговать плодоовощной 3. Установка
капельного орошения на |
Торговля через
склад - хранилище круглый год.
Расширение ассортимента выращиваемой продукции и улучшение её качества за счёт использования новых технологии. Увеличение
продаж за счёт представления продукции
ориентированной для Разработка торговой марки. |
- Удержать наших
покупателей от перехода к конкуренту,
за счёт использования гибкой ценовой
политики и увеличения качества продукции
- Снижение себестоимости продукции за счёт использования новых технологий |
СЛАБЫЕ
СТОРОНЫ
1. Необходимость налаживания гарантированного сбыта. 2. Неузнаваемость продукции на рынке. 3. Удовлетворительное качество продукции. 4. Сезонный
характер поступления |
- В результате
сезонного поступления |
1. Появившийся
конкурент может предложить 2. Отсутствие
рынка для нестандартной 3. Потеря урожая в результате плохих погодных условий. |