Конкурентное окружение организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Мы поставили перед собой следующие цели:
1. рассмотреть деятельность крестьянского хозяйства «Купава»
2. сделать выводы о его конкурентоспособности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность конкуренции…………………………………………….. 4-8
1.2 Конкурентная среда организации и стратегии достижения конкурентоспособности………………………………………………….8-11
1.3 Структурный анализ конкурентного окружения организации……12-15
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА “КУПАВА”
2.1 Характеристика предприятия……………………………………….16-17
2.2 Анализ конкурентного окружения предприятия…………………..18-25
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………. 26-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Учреждение  образования

«Частный  институт управления и предпринимательства» 
 
 
 

                     Кафедра ____________________________________________________ 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

                по дисциплине ______________________________________

                      на тему ______________________________________________

                    _______________________________________________________ 
 
 
 
 
 

                                    Студентка  _____________________

                                    ________________________________

                                                      (Ф. И. О. студента, подпись)

                                    Курс ____, группа ____

                                    Факультет ______________________

                                    Специальность __________________ 

                                    Руководитель____________________

                                    (должность,  уч. звание, уч. степень)

                                    ______________________________________  

                                    (Ф.  И. О., подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2010

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО  ОКРУЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Сущность  конкуренции…………………………………………….. 4-8

1.2 Конкурентная  среда организации и стратегии  достижения конкурентоспособности………………………………………………….8-11

1.3 Структурный  анализ конкурентного окружения  организации……12-15

2 АНАЛИЗ  КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  НА ПРИМЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА  “КУПАВА”

2.1 Характеристика  предприятия……………………………………….16-17

2.2 Анализ  конкурентного окружения предприятия…………………..18-25

3 ПУТИ  ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………. 26-27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..28

Список  литературы……………………………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Предпринимательская деятельность осуществляется с целью  извлечения прибыли и предприниматель всегда стремится находить оптимальные экономические решения и быть новатором с тем, чтобы производимые им товары и услуги пользовались спросом у потребителей. С другой стороны, поскольку в условиях рынка к подобной ситуации стремится каждый предприниматель, большую прибыль получит тот из них, который сделает свой товар конкурентоспособным. В этом смысле конкуренция всегда выступает необходимым условием предпринимательской деятельности в обществе, основанном на товарном производстве и обмене.

     В условиях развивающейся конкуренции  данная тема необычайно актуальна.

     Конкуренция служит важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

           Предметом данной курсовой работы является анализ конкурентной среды предприятия на примере крестьянского хозяйства «Купава».

           Объектом исследования выступает крестьянское хозяйство «Купава».

     Мы  поставили перед собой следующие  цели:

     1. рассмотреть деятельность крестьянского хозяйства «Купава»

     2. сделать выводы о его конкурентоспособности

      Информационная  база: отечественная и зарубежная литература, методическая литература, материалы web-серверов, данные исследуемого предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ОКУРЕЖИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Сущность  конкуренции 

     Теория  конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе “Исследование о природе  и причине богатства народа” 1776г.

     Новизна теории конкуренции Смита заключается  в том, что он впервые:

     1) сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения и уменьшающего цены (при избытке предложения)

     2) сформулировал главный принцип  конкуренции- принцип невидимой  руки, в соответствии с которым  дергая за ниточки марионеток- предпринимателей, рука заставляет их действовать в соответствии с неким идеальным планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции

     3) разработал теоретически очень  тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или излишне дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируется к среде мобильные фирмы

     4) определил основные условия эффективной  конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара( при сохранении его качества или качества сервиса)

     5) разработал модель усилия и  развития конкуренции, доказал,  что в условиях рыночных отношений  возможно максимальное удовлетворение  потребностей потребителей и  наилучшее использование ресурсов.

     Чтобы глубже понять сущность конкуренции, приведем ее определение, сформулированные некоторыми авторами.

     Конкуренция есть стремление как можно лучше  удовлетворить критериям доступа  к редким благам. Америк. экономист  П.Хейне.

     Ф.Найт опред. конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.

     К.Р.Макконелл  и С.Р.Брю считают, что конкуренция  – это наличие на рынке большого  числа независимых покупателей  и продавцов, возможность для  покупателей и продавцов, возможность  для покупателей и продавцов  свободно выходить на рынок и покидать его.

     Й.Шумпетер определял конкуренцию как соперничество  старого с новым, с инновациями.

     Конкуренция ведет к лучшему использованию  способностей и знаний. Большая часть  достигнутых  человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность.

     Конкуренция не может функционировать среди  людей, лишенных предпринимательского духа. Конкуренция- особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей.

     Конкуренция – процесс доказывания правоты  меньшинства- новаторов.

     Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных  условиях.

     В своей книге Международная конкуренция М.Портер отмечает, что конкуренция- динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути  маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

     Г.Л.Азоев под конкуренцией понимает соперничество на каком-либо поприще между отдельными юр. или физ. лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

     А.Ю.Юданов утверждает, что рыночная конкуренция- борьба фирм за ограниченный объем  платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка.

     Ученые  придерживаются одной из трех трактовок  конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной.

     Поведенческая трактовка- борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

     Структурная- анализ структуры рынка для определения  степени свободы продавца и покупателя на рынке и способа выхода из него.

     Функциональная- соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое  становиться явным.

     Анализ  структуры и содержания  формулировок и трактовок понятия конкуренция позволяет сделать следующие выводы:

     1) понятия “конкуренция” предложенные  различными авторами, не в полной  мере отвечают требованиям системности  и комплексности, т.е. они характеризуют  только один из множества аспектов конкуренции, установленных А.Смитом самими авторами, каждый в своей области исследования

     2) многообразие подходов к формулированию  понятия: один автор под конкуренцией  понимает соперничество (борьбу) фирм, т.е. юридических лиц, другой- соперничество физических лиц, третий- как наличие на рынке достаточного количества продавцов и покупателей, четвертый- ситуацию и т.д.

     3) приведенные понятия не охватывают  конкуренцию среди любых социальных, производственных и биологических  систем

     4) понятия не охватывают конкуренцию как единство статики и динамики соперничества, выживания систем в заранее заданных или неопределенных условиях.

     С учетом рассмотренных замечаний  предлагается следующее определение: конкуренция- процесс управления субъектом  своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом.

     На  современном этапе мирового развития конкуренции как движущая сила вынуждает  производителей товаров постоянно  искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса.

     По  степени интенсивности конкуренция может быть:

    • привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
    • умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
    • ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;
    • ожесточенной для субъекта конкуренции, когда субъект  поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.

Информация о работе Конкурентное окружение организации