Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:47, курсовая работа
Мы поставили перед собой следующие цели:
1. рассмотреть деятельность крестьянского хозяйства «Купава»
2. сделать выводы о его конкурентоспособности
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность конкуренции…………………………………………….. 4-8
1.2 Конкурентная среда организации и стратегии достижения конкурентоспособности………………………………………………….8-11
1.3 Структурный анализ конкурентного окружения организации……12-15
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА “КУПАВА”
2.1 Характеристика предприятия……………………………………….16-17
2.2 Анализ конкурентного окружения предприятия…………………..18-25
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ…………. 26-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….29
Формы конкуренции:
Методы
конкуренции можно условно
Под добросовестными методами конкуренции понимаются официально утвержденные или широко распространенные приемы конкурентной борьбы, которые предполагают цивилизованные взаимоотношения и обмен информацией между конкурентами, поиск форм совместного существования, выработку соглашений по спорным вопросам. Добросовестная конкуренция — это:
- повышение качества продукции;
- снижение цен;
- реклама;
- послепродажное обслуживание;
- создание новых товаров;
- равенство с конкурентом в достижении выгоды и др.
В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции.
К недобросовестным методам конкуренции относятся:
- демпинговые цены;
-
установление контроля над
- экономический и промышленный шпионаж;
-
злоупотребление
-
незаконное использование
- подкуп и шантаж официальных лиц с целью захвата новых рынков сбыта или создания препятствий конкурентам;
- тайные сговоры на торгах;
-
недобросовестное копирование
-
нарушение стандартов и
- ложная информация и реклама, вводящие конкурента в заблуждение;
- сокрытие дефектов;
-
нарушения в финансовой и
Конкуренция может происходить на различных уровнях:
1.2 Конкурентная
среда организации и стратегии достижения
конкурентоспособности
Конкурентная среда - условия, в которых производители товаров и услуг ведут борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке.
С точки зрения характера конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.
Совершенная
конкуренция — вид отраслевого
рынка, на котором неограниченное количество
предприятий продают
Совершенная конкуренция определяется следующими предпосылками:
- конкуренты не могут устанавливать рыночную цену, а могут только приспосабливаться к ней;
-
каждое предприятие не
-
ни один участник конкуренции
не в состоянии оказать
-
информация о ценах,
- вход на рынок и выход из него свободен в долгосрочной перспективе.
Несовершенная
конкуренция — это такое
Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, в котором достаточно большое число производителей предлагает дифференцированные (уникальные) продукты, отличающиеся друг от друга отдельными характеристиками, что позволяет им осуществлять определенный контроль над ценой продажи товара или услуги.
Следующей ступенькой на пути к несовершенной конкуренции является олигополия. Олигополия означает, наличие на рынке нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и сбыта определенной продукции (услуги), взаимодействующих друг с другом.
Высшей ступенью несовершенной конкуренции является чистая монополия. Это тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Чистый монополист диктует цену и, контролируя предложение, осуществляет контроль над ценой. Чистая монополия чаще присутствует на местных рынках, чем на национальных и, тем более, мировых.
Высшей формой несовершенной конкуренции является монопсония, когда на рынке имеется лишь один покупатель.
Для того, что деятельность предприятия была более эффективной и прибыльной необходимо выбрать стратегию достижения конкурентоспособности.
Существует 4 основных типа стратегий конкурентной борьбы, каждая из которой ориентирована на различные условия экономической среды и разные ресурсы, находящиеся в распоряжении фирмы.
Виолентная (силовая) стратегия – ориентирована на снижение издержек производства за счет эффекта масштаба. Массовое производство продукции хорошего качества по низким ценам. Девиз : “Дешево, но прилично”. Фирмы, использующие эту стратегию, называют “могучими слонами” или “неповоротливыми бегемотами”.
Эксплерентная (пионерская) стратегия – ориентирована на радикальные инновации. Фирмы, занятые этим рисковым первопроходческим бизнесом часто называют “первыми ласточками”. Их деятельность связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых товаров или рынков. Девиз: “Лучше и дешевле, если получится”.
Коммутантная (соединяющая) стратегия – предполагает максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка. Девиз: “Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы”.
Патиентная
(нишевая) стратегия – заключается
в выпуске ограниченного
Для чего же необходимо проводить исследование конкурентной среды предприятия? Цель проведения исследования конкурентной среды - изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов; предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения и борьбы с конкуренцией.
Каковы основные цели конкурента?
Каковы текущие стратегии достижения этих целей?
Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
Каковы их вероятные будущие стратегии?
Ответ на первые три пункта
должен обеспечить исходные
В результате исследования деятельности фирм-конкурентов на рынке и завоевания там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения:
1.3 Структурный
анализ конкурентного
Для исследования конкурентной среды широко используется структурный анализ (модель пяти сил), предложенная М.Портером, отображенная на рис.1.
Модель М. Портера основывается на следующих положениях:
1. Структурный анализ признает, что конкуренция в промышленности выходит за пределы непосредственно конкурирующих фирм.
2. При проведении структурного анализа необходимо определить интенсивность конкуренции и в этой связи потенциальные уровни воздействия на организацию пяти ключевых сил. Методика позволяет определить наиболее мощные ключевые силы для формулирования стратегии. Пятью такими ключевыми силами являются:
• угроза проникновения на рынок потенциальных конкурентов;
• власть покупателей;
• власть поставщиков;
• угрозы со стороны заменителей товара или услуги;
• уровень конкурентной борьбы между традиционными конкурентами.
3.
Методика структурного анализа
позволяет компании
ПОСТАВЩИКИ
рис.1 “Модель пяти сил”
Рассмотрим последовательно содержание и механизмы воздействия всех пяти сил.
Угроза проникновения на рынок потенциальных конкурентов. Ее вероятность определяется высотой существующих барьеров и уровнем усилий, необходимых для их преодоления. Наиболее серьезными барьерами для проникновения являются: эффект масштаба, величина необходимого для проникновения на рынок капитала, возможность доступа к каналам распространения, эффект роста производительности, диверсификация.