Этический кодекс организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших показателей, указывающих на зрелость организации, является наличие собственного этического кодекса в организации. Этический кодекс организации (корпоративный этический кодекс) определяет правила поведения работников организации и принципы управления, и принципы, на которых строятся взаимоотношения организации с сообществом . Корпоративный этический кодекс обычно содержит две основные части - идеологическую и нормативную. В идеологической части прописывается смысл существования и деятельности организации – ее главная цель (миссия организации) и корпоративные ценности. В нормативной части отражены желаемые нормы поведения сотрудников. Кроме того, именно нормативная часть кодекса указывает на варианты поведения сотрудников в различных ситуациях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3-4
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность этического кодекса организации…………………………5-9
1.2 Подходы к созданию этических корпоративных кодексов………...9-13
1.3 Этика деятельности организации и руководителя…………………13-19
1.4 Основные принципы этики деловых отношений в организации…19-21
2 ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОБЪЕДИНЕННОЙ ЛИЗИНГОВОЙ АСОЦИАЦИИ (ОЛА)
2.1 Краткая характеристика объекта исследования………………………22
2.2 Цели и принципы этики членов ОЛА………………………………22-23
2.3 Основные положения этического кодекса членов ОЛА в отношении
между ассоциацией и заинтересованными лицами……………………..23-25
2.4 Санкции к нарушителям этического кодекса……………….25-26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………....27-28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……...…………………………............................29

Работа содержит 1 файл

Этический кодекс организации.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

  Также известно, что в трудовом контракте  любого предприятия имеют место  острые углы, которые скрываются. С  другой стороны, есть КЗоТ, документ, делающий и работника, и компанию уязвимыми перед официальными органами. Для разрешения этого противоречия, компания создает перечень этических норм. Принимая, его новый сотрудник, или работник, продлевающий трудовой контракт, знает, что принято, а что не принято делать в компании. Подписывая документ они знают, чего им ждать от работы в компании.

  Для разработки и внедрения этического кодекса компании могут выбрать  один из трех путей.

  1. Привлечь внешних экспертов-консультантов,  которые будут вести проект  этического кодекса от начала  до конца и сопровождать компанию после его внедрения.

  2. Разработать и внедрить кодекс  этики с помощью внешних экспертов,  а поддержку системы осуществлять  самостоятельно.

  3. Собственными силами разрабатывать  и внедрять этический кодекс.

  На  деле часть компаний обращаются в консалтинговые агентства, консультанты которых собирают мнения и предложения коллектива, анализируют их и через 1-4 месяца предлагают руководству компании «корпоративную конституцию».

  Другие  компании заимствуют типовые кодексы  той или иной отрасли (кодексы медиков, психологов, кадровиков, преподавателей), редактируют их и получают собственный свод внутрикорпоративных правил. 
 

  При подготовке этического кодекса руководители компании высшего и среднего звена  знакомятся с аналогичными документами, действующими на других предприятиях, выявляют традиции, которые сложились в компании, этические моменты, имеющиеся в корпоративной культуре, привносят то, что хотелось бы видеть в идеале.

  Основная  задача этического кодекса заключается  в создании комфортных условий труда, благоприятного психологического климата в компании. С помощью этического кодекса можно сплотить всех членов коллектива, сформировать корпоративную культуру. Сотрудникам, усвоившим законы фирмы, проще разобраться в сложных рабочих ситуациях, а новичку легче влиться в коллектив и понять, чего от него здесь ждут.

  Разрабатывать и внедрять этический кодекс рекомендуется  в четыре этапа.

  1. Исследование. В компании проводится  диагностика ситуации: выявляют  потенциальные сферы конфликта  интересов, противоречий внутри организации и в ее внешних отношениях – с клиентами, партнерами. Определяются области возможных нарушений, связанных, например, с грубостью персонала, хищениями и др. Формулируются цели программы.

  2. Разработка концепции. Руководство компании создает «образ идеального сотрудника» – описывает его желаемое поведение в конфликтных и сложных этических ситуациях. Для каждой организации они индивидуальны. В зависимости от их особенностей формируется и структура кодекса: содержание, главы. На этом же этапе составляется проект текста кодекса.

  Таким образом создается база собственных  представлений об этических нормах в компании.

  Дальнейшая  работа поручается службе персонала, которая  формулирует основные положения  этического кодекса. При разработке этического кодекса целесообразно вовлечь в обсуждение его положений сотрудников всех уровней. При этом выясняются проблемы профессионально-этического характера, возникающие в повседневной деятельности сотрудников, классифицируются и на конкретных примерах описывается желательное и нежелательное поведение персонала. Т.о. закрепляются неписаные правила, которые существуют в любой компании: от требований к одежде сотрудников до норм взаимоотношений с

           

клиентами, конкурентами и т.д. При разработке этического кодекса следует учитывать, что его положения должны быть выполнимы.

  3. Обсуждение, корректировка и принятие. Всех сотрудников знакомят с  проектом кодекса, проясняют его  необходимость для каждого работника  и компании в целом, получают обратную связь о проекте кодекса. Затем текст корректируют и дорабатывают документ. Кодекс утверждает руководство компании.

  4. Внедрение. Создается система  исполнения кодекса этики. Она  включает четыре элемента: 1) продвижение  этических стандартов поведения внутри компании; 2) обучение сотрудников (как применять зафиксированные в кодексе нормы); 3) мониторинг исполнения этических норм и возможных нарушений; 4) реагирование на нарушения.

  Весь  свод этических правил полностью  принимается президентом компании, который является гарантом их выполнения. Начав с себя, он может требовать того же и с остальных.

  После принятия и внедрения этического кодекса, при необходимости, в него можно вносить изменения. Например, у компании появился новый вид  деятельности или открылся филиал в другой стране. К кодексу этики необходимо сделать дополнения, которые снизят вероятность возникновения конфликтов и этических проблем, связанных с новыми направлениями деятельности. Изменения оформляются приложением к основному тексту этического кодекса.[ 3 ] 

1.2 Подходы к созданию этических корпоративных кодексов

Кодекс  корпоративной этики может выполнять  три основные функции:

  • репутационную;
  • управленческую;
  • развития корпоративной культуры.

Репутационная функция кодекса заключается  в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних групп (описание политик, традиционно закрепляемых в международной практике по отношению к

        

клиентам, поставщикам, подрядчикам и т.д.). Таким образом, кодекс, являясь инструментом корпоративного PR, повышает инвестиционную привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.

Управленческая  функция кодекса состоит в  регламентации поведения в сложных  этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем:

  • регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами,
  • определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях,
  • указания на неприемлемые формы поведения.

Корпоративная этика, кроме того, является составной  частью корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность.

Содержание  кодекса компании определяется, прежде всего, ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей.

Как правило, кодексы содержат две части:

  • идеологическую (миссия, цели, ценности);
  • нормативную (стандарты рабочего поведения).

При этом идеологическая часть может не включаться в содержание кодекса. В профессионально однородных организациях (банки, консалтинговые компании) часто используются кодексы, описывающие в первую очередь профессиональные дилеммы. Эти кодексы "вышли" из описанных ранее кодексов профессиональных сообществ. Соответственно, содержание таких кодексов в первую очередь регламентирует поведение сотрудников в сложных профессиональных этических  

ситуациях. В банковской деятельности, например, это доступ к конфиденциальной информации о клиенте и сведениям об устойчивости своего банка. Кодекс описывает правила  обращения с такой информацией, запрещает использовать сведения в целях личного обогащения.

В первую очередь здесь решаются управленческие задачи. Дополнение такого кодекса  главами о миссии и ценностях  компании способствует развитию корпоративной  культуры. При этом кодекс может  иметь значительный объем и сложное специфическое содержание и адресоваться всем сотрудникам компании. В больших неоднородных корпорациях сочетание всех трех функций становится сложным. С одной стороны, существует ряд политик и ситуаций, традиционно закрепляемых этическими кодексами в международной практике. Это политики по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам; описание ситуаций, связанных с возможными злоупотреблениями: взятки, подкуп, хищения, обман, дискриминация. Исходя из управленческой функции, кодекс описывает стандарты образцового поведения в таких ситуациях. Такой кодекс имеет значительный объем и достаточно сложное содержание. Адресация его всем группам сотрудников в условиях значительной разницы в образовательном уровне и социальном статусе сотрудников затруднена. В то же время развитие корпоративной культуры компании требует единого кодекса для всех сотрудников - он должен задавать единое понимание миссии и ценностей компании для каждого сотрудника. В такой ситуации используются 2 варианта кодекса - декларативный и развернутый. "Кредо", или декларативный вариант этического кодекса используется для предъявления этических принципов с начала XX века. К таким кодексам относятся Кредо (декларация ценностей) "Джонсон и Джонсон" (1944г.), Кодекс "Семь духов (принципов)" поведения сотрудников "Мацусита электрик" (1933г.). Они описывают общие принципы поведения сотрудников на уровне деклараций. По сути, декларативный вариант - это только идеологическая часть кодекса без регламентации поведения сотрудников. Например "Кредо" включает 4 развернутых ценности, "Семь духов" - семь основных принципов. При этом в конкретных ситуациях сотрудники сами должны ориентироваться, как им себя вести, исходя из базовых этических норм.  

Подобные  кодексы действуют и по сей  день. Однако в ряде случаев сотрудникам трудно оценить этическую правомерность конкретного поступка исходя из общих принципов. Следовательно, для того, чтобы кодекс действительно работал, компании прибегают к постоянной трансляции этих принципов через пение гимна, регулярное обсуждение и другие корпоративные ритуалы. Например, начиная с 70-х годов, компания "Джонсон и Джонсон" установила практику постоянного обсуждения и критического обзора "Кредо". Во время кризиса, вызванного отравлением тайленола(1), Ларри Фостер, вице-президент компании по связям с общественностью, сказал, что у компании не было иного варианта поведения, кроме удаления тайленола с рынка. Отказаться сделать это значило нарушить "Кредо".

Итак, декларативный  вариант кодекса решает в первую очередь задачи развития корпоративной культуры. При этом для предоставления кодекса международному сообществу и решения конкретных управленческих задач необходима разработка дополнительных документов.

С 80-х  годов XX века распространение получил  также развернутый вариант кодекса с подробной регламентацией этики поведения сотрудников (P&G, ВР). В них была зафиксирована конкретная регламентация поведения сотрудников в отдельных областях, где риск нарушений был высок или возникали сложные этические ситуации. При этом большой объем и сложность содержания таких кодексов определяют их выборочную адресацию. В большинстве компаний такие кодексы разрабатываются для высшего и среднего менеджмента и не являются всеобщим документом, объединяющим всех сотрудников.[ 4 ] 
 
 
 
 

                                                                  

Подходы к созданию этических кодексов
  Профессиональный Декларативный Развернутый
Пример Альфа-банк, Северная торгово-промышленная палата Johnson & Johnson, Panasonic BP Amoco, P&G.
Характеристики  организации Профессионально однородные организации Крупные, профессионально неоднородные организации
Содержание · Описывает  профессиональные этические дилеммы, нормы и стандарты поведения  · Может содержать идеологическую часть Описывает идеологию и общие правила поведения · Описывает  политики в отношении ключевых групп  · Регламентирует поведение сотрудников  · Может содержать идеологическую часть
Основные  функции Может реализовывать  все три функции: репутационную, управленческую и функцию развития корпоративной культуры Реализует в  основном функцию развития корпоративной  культуры, частично - управленческую Реализует репутационную  и управленческую функции
Кому  адресован Всем сотрудникам Всем сотрудникам Преимущественно менеджменту
Формат Профессиональный  язык, большой объем Понятный текст, небольшой объем Специальная терминология, большой объем

Информация о работе Этический кодекс организации