Экономическая сущность и формы предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:02, реферат

Описание работы

Именно это и явилось основанием для выбора данной темы. Объектом исследования в работе является формирование рыночных отношений в национальной экономике.
Цель исследования – дать оценку сложившегося состояния предпринимательской деятельности на основе анализа развития предпринимательства в РК

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и значение предпринимательства в экономике Республики Казахстан 5
1.1 Понятие и сущность предпринимательства 5
1.2 Виды предпринимательской деятельности 7
Глава 2. Формы предпринимательской деятельности 11
2.1 Товарищества 12
2.2 Кооперативы 13
2.3 Акционерные общества. Производственный кооператив. 14
Глава 3. Становление и развитие предпринимательства в Казахстане 17
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Экономическая сущность и формы предпринимательства.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Аналогичным событием в Республике Казахстан явился 6 Форум предпринимателей РК, прошедший в апреле 1998 г. Анализ состояния малого бизнеса в Республике, выявление основных проблем, тормозящих его развития, привели к выводу, что «несмотря на солидную законодательную базу, четко действующий механизм функционирования предпринимательства пока не сложился.

Отечественным малым бизнесом на тот период его развития создавалось только 10% внутреннего валового продукта. Его деятельность скорее можно было назвать «выживанием» в условиях углубляющегося кризиса производства - с одной стороны, и бесчисленных бюрократических препон - с другой.

На начало 1998 года общая численность работающих в секторе малого предпринимательства составляла 949,0 тыс. человек, или 15% общей численности занятого населения. По итогам за 1997 год доля субъектов малого бизнеса в общем объеме валового выпуска продукции не превышала 8%. В отраслевой структуре объема производства субъектов малого и среднего предпринимательства продолжала (как и продолжает сейчас) преобладать торговля. Удельный вес малых предприятий в различных секторах экономики дает следующие показатели. В промышленности он занимал - 10%, в сфере торговли - 68%, в сфере услуг - 2%, в строительстве - 6%, на транспорте - 1%, в общественном питании - 2%, в переработке сельскохозяйственной продукции - 3%, в прочих отраслях - 10%.

Снизилась доля малого бизнеса и в налоговых поступлениях в государственный бюджет: в 1 квартале 1998 года сумма налогов и платежей от малого предпринимательства составила 7,1% (против 10,3% в 1997 году) всех налоговых поступлений государственного бюджета.

Анализ всего периода 97-98 годов позволяет сделать вывод о том, что малый бизнес в Казахстане находился в тот момент в кризисной ситуации, решение которой, без государственного вмешательства представлялось невозможным.

Например, процедура регистрации субъектов малого предпринимательства была предусмотрена в более упрощенном варианте в сравнении с регистрацией других юридических лиц. 

1) Так, деятельность предприятий - субъектов малого предпринимательства  может осуществляться на основании типового устава, подготовленного Минюстом, проект которого был утвержден  Правительством.

2) Значительно сократился размер уставного капитала. Например, размер  уставного капитала товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) - уменьшен в 10 раз и составляет 100 расчетных показателей.

3) Исключен из перечня ряд документов, представляемых на регистрацию. В регистрирующий орган не представляется документ, подтверждающий внесение части уставного капитала юридического лица. Однако уставный капитал должен быть сформирован участниками в течение одного года с момента государственной регистрации.

Не представляется также документ, подтверждающий местонахождение юридического лица. Также не требуется оформление статистической карточки в период, нахождения документов юридического лица на  регистрации. Оформление карточки производится статистическими органами на основании свидетельства, выданного органами, занимающимися регистрацией юридических лиц.

Сроки регистрации не более  3-х рабочих дней.

Сбор за государственную регистрацию был уменьшен и составил размер пятикратного расчетного показателя, действующего на дату уплаты сбора. Расчетный показатель с 1 января 2004 года  составляет 919-00 тенге. Общее время регистрации - не более 3 рабочих дней.

Для субъектов малого предпринимательства в целях создания благоприятных условий в Республике Казахстан проделана следующая работа:

        упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регионального сбора уменьшен в 4 раза (5 расчетных показателей - 4595 тенге);

        упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства;

        введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю;

        сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, оказываемых ими;

        установлено участие субъектов малого предпринимательства в объемах до 10 % от общего объема поставок для государственных нужд по определенным видам продукции;

        проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства;

        введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;

        по проблеме финансирования малого предпринимательства создан Фонд развития малого предпринимательства, который прошел организационный период и начал кредитовать проекты;

        постановлением Нацбанка РК установлен размер обязательного кредитования малого бизнеса банками второго уровня - 10% от их кредитного портфеля. При этом технический порядок кредитования разрабатывается банками самостоятельно на базе общей экономической политики.

Однако, несмотря на законодательную поддержку со стороны Президента и правительства, малый бизнес опять же сталкивался с повсеместным нарушением этих законов. Зачастую законы носили чисто декларативный характер, так как в них отсутствует детальный механизм исполнения заложенных мероприятий. Нормативно-правовые акты не реализовывались в полном объеме и не могли обеспечить реальной конкурентной среды в экономике. Неисполнение законов, их произвольное толкование, всяческое вмешательство в дела малых предприятий, приостановка их деятельности, проверки по разным поводам со стороны многочисленных инспектирующих органов и другие бюрократические барьеры задерживали развитие малого и среднего бизнеса.

Следующим этапом становления малого предпринимательства стали 2000-2002 годы. На начало 2002 года в республике насчитывалось около 300 тысяч субъектов малого предпринимательства, на которых занято порядка 1,3 млн. человек, что составляет 18% от экономически активного населения. Доля малого предпринимательства в объеме ВВП в 2001 году составила всего 10–12%, правда, если не брать в расчет теневую экономику. Любопытна и еще одна тенденция. Несмотря на наличие в течение последних лет устойчивого роста количественных параметров развития малого предпринимательства, отчетливо обозначилась  также и тенденция к их уменьшению. Таблица 1 демонстрирует отраслевую структуру предпринимательства по состоянию на 2001 год.

 

Таблица 1. Отраслевая структура малого предпринимательства по состоянию на начало 2001 года

 

Отрасли

Удельный вес производства продукции (работ, услуг) МСП в общем объеме, %

Удельный вес численности занятых в МСП в общей численности занятых, %

Сельское хозяйство

25,0

28,0

Промышленность

3,0

12,0

Торговля*

75,0

-

Услуги

18,0

24,0

*Статистические данные по численности занятых в сфере торговли, в связи с переходом на новую классификацию видов деятельности, отсутствуют.


 

Так, по итогам 2000 года темпы роста количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц составили 34%, численности занятых на них – 31 %. А в 2001 году значения указанных показателей соответственно составили 15,4% и 6,7%.

Стратегическая цель развития малого предпринимательства заключается в наращивании объемов производства в реальном секторе экономики, особенно в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, а также увеличении занятости трудоспособного населения республики.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

        развитие инновационных и наукоемких венчурных производств;

        развитие рыночной и производственной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование субъектов малого предпринимательства;

        создание сети бизнес-инкубаторов, бизнес-центров и технопарковых структур;

        налаживание взаимовыгодных кооперированных связей с крупными и средними предприятиями на принципах франчайзинга;

        развитие ремесленничества и возрождение народных промыслов.

Указанные задачи необходимо решать в параллельно-последовательном режиме.

На развитие малого бизнеса в промышленном производстве и сельском хозяйстве решающее влияние будут оказывать складывающиеся структурные пропорции. В связи с этим более благоприятное развитие сектора малого бизнеса напрямую зависит от интенсивного роста объемов производства в обрабатывающей промышленности.

К основным условиям, при которых возможно дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства, относятся: продолжение стабилизации экономики и оживление производства в отраслях обрабатывающей промышленности, увеличение реальных денежных доходов населения, уменьшение удельного веса продовольственных товаров и сырья для их производства в общем объеме импорта, уменьшение доли малого бизнеса в теневой экономике. Значение каждого из обозначенных условий будет усиливаться на определенных этапах.

На первом этапе (2001–2005 годы) необходимо создать стабильную и надежную нормативно-законодательную базу, достаточную для решения поставленных задач, также регулирующую и различные стороны хозяйственной деятельности малого бизнеса. Необходимо законодательно определить рамочные условия для создания и функционирования таких объектов инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса, как бизнес-инкубаторы, технопарки, бизнес-центры и т. д. Выработать принципиально новые критерии отнесения предприятий к категории малого и среднего предпринимательства в зависимости от отраслевой принадлежности.

Предполагается, что в результате принятых мер удастся сохранить существующие тенденции незначительной активизации малого предпринимательства. Среди множества факторов, влияющих на развитие малого бизнеса до 2005 года, решающее значение будут иметь приток в данный сектор экономически активного населения из числа безработных и самостоятельно занятого населения, а также повышение эффективности проводимой правительством политики по поддержке малого бизнеса.

Основным фактором возрастания удельного веса малого бизнеса в реальном секторе на втором этапе (2006–2010 годы) должно стать сокращение его доли в теневой экономике. Другими факторами, которые могут оказать положительное влияние на развитие малого предпринимательства в рассматриваемый период, будут увеличение реальных денежных доходов населения и сокращение импорта продовольственных товаров и сырья для их производства.

До 2010 года предусматривается широкое развитие в республике бизнес-инкубаторов, а также технопарковых структур. К концу этого периода для дальнейшего развития сектора малого предпринимательства в республике необходимо завершить формирование институциональной основы рыночной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

Основной движущей силой, способствующей развитию малого бизнеса на третьем этапе (2011–2015 годы) видится дальнейший рост реальных денежных доходов населения, а также значительное увеличение организационно-технического уровня производства на малых предприятиях. Думается, что на предыдущих этапах будет накоплен потенциал для реального повышения конкурентоспособности продукции малого предпринимательства за счет развития производственной и рыночной инфраструктуры, тесной кооперации малых предприятий с крупными, а также обновленной материально-технической базы и подготовленных квалифицированных кадров.

Логика подобной стратегии заключается в организационно-технологической зависимости работ, осуществляемых на различных этапах. На каждом из них предусмотрено решение ключевых проблем, что позволит создать основу для выполнения поставленных задач на последующем. В практическом плане смысл предлагаемого подхода заключается в том, что каждый этап имеет вполне определенный конечный результат или форму завершения, которые в свою очередь должны выступать в качестве целевых установок для государственных, отраслевых и региональных программ поддержки и развития малого бизнеса.


Заключение

 

Экономическая реформа, проводимая в Казахстане, открыла новые перспективы для развития предпринимательства. Социально-экономическое значение предпринимательства возрастает в силу того, что оно придает рыночной экономике гибкость, способствует привлечению финансовых и производственных ресурсов населения; несет в себе антимонопольный потенциал; создает предпосылки для прорыва по ряду направлений научно-технического прогресса; во многом решает проблемы занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. В настоящее время предпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. По роду деятельности – производственное, коммерческое, финансовое, посредническое и страховое. По размеру хозяйствующих субъектов – малое, среднее и крупное. По характеру собственности – частное, совместное. По организационной форме – индивидуальное и коллективное (товарищества, акционерные общества). Своеобразной организационно-правовой формой предпринимательских предприятий являются производственные кооперативы. Словом, предпринимательство набирает силу, охватывая все новые сферы экономики и социальные слои. Динамика и экономические результаты предпринимательства в стране во многом определяются соответствующими предпосылками: правовой базой, формированием институциональной предпринимательской среды, уровнем государственной поддержки предпринимательских структур и др.

Информация о работе Экономическая сущность и формы предпринимательства