Экономическая сущность и формы предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:02, реферат

Описание работы

Именно это и явилось основанием для выбора данной темы. Объектом исследования в работе является формирование рыночных отношений в национальной экономике.
Цель исследования – дать оценку сложившегося состояния предпринимательской деятельности на основе анализа развития предпринимательства в РК

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и значение предпринимательства в экономике Республики Казахстан 5
1.1 Понятие и сущность предпринимательства 5
1.2 Виды предпринимательской деятельности 7
Глава 2. Формы предпринимательской деятельности 11
2.1 Товарищества 12
2.2 Кооперативы 13
2.3 Акционерные общества. Производственный кооператив. 14
Глава 3. Становление и развитие предпринимательства в Казахстане 17
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Экономическая сущность и формы предпринимательства.doc

— 146.00 Кб (Скачать)


24

 

Оглавление

 

Введение             

Глава 1. Понятие и значение предпринимательства в экономике Республики Казахстан             

1.1 Понятие и сущность предпринимательства             

1.2 Виды предпринимательской деятельности             

Глава 2. Формы предпринимательской деятельности             

2.1 Товарищества

2.2 Кооперативы

2.3 Акционерные общества. Производственный кооператив.

Глава 3. Становление и развитие предпринимательства в Казахстане             

Заключение             

Список использованной литературы             


Введение

 

В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли. Возрождение предпринимательства в Казахстане состоялось. Действительно, до 1917 года предпринимательство в стране имело место, но в силу слабого уровня развития производительных сил тогда оно не получило должного распространения. За годы Советской власти понятие «предпринимательство» практически было исключено из экономической лексики, а термин «предпринимательство» воспринимался негативно.              

Рыночная экономика по сути своей есть предпринимательская. На­меченные в Казахстане реформы призваны, в конечном счете, решить извечную социальную проблему - улучшить жизнь людей. Для этого необходимо перевести экономику в режим функционирования на по­требителя. Мировой опыт показывает, что этой цели наиболее соответ­ствует предпринимательский тип экономических отношений. Он пред­полагает смелую инициативу, полную самостоятельность и ответствен­ность, включая поиск потребности и оценку рыночной конъюнктуры, выработку тактики конкурентной борьбы и вопросов инвестирования.

Вопросы предпринимательства имеют не только локальное значе­ние, они волнуют весь деловой мир. В совре­менную «эру активных действий» добьются успеха те корпорации, ко­торые будут соблюдать следующие условия: во-первых, как смогут сконцентрироваться на главных направлениях своей деятельности и опереться на ключевые ценности в организации; во-вторых, императив современного предпринимательства - эффективное распоряжение вре­менем, ускоряющимся потоком нововведений, идей и экспериментов - надо быть быстрым, чтобы не отстать; в-третьих, созревают условия использования гибких форм организации, режимов работы, различных комбинаций ресурсов и усилий работников; в-четвертых, совместный труд должен приносить удовлетворение всем его участникам.

Эти условия развития предпринимательства представляют опреде­ленную ценность для стран, находящихся на этапе перехода к рыночной экономике. Это в полной мере относится к Казахстану.

Развитие малого и среднего бизнеса является одним из основных стратегических направлений социально - экономической политики, проводимой Правительством в Республике Казахстан.  За годы рыночных реформ предпринимательский сектор занял заметное место в обществе, так как он выполняет ряд важных социальных функций, в число которых входят решение проблем занятости, смягчение социальной напряженности и демократизация рыночных отношений.

              Достигнута главная стратегическая цель - возможность заниматься предпринимательством стало реальной и  неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые условия.

Актуальность этого вопроса в том, что малый и средний бизнес способен активизировать экономику на всех уровнях; обеспечивать насыщение рынка товарами и услугами собственного производства, способствовать поступлениям в бюджет, развивать конкуренцию среди товаропроизводителей и услуг; создавать дополнительные рабочие места.   

Именно это и явилось основанием для выбора данной темы. Объектом исследования в работе является формирование рыночных отношений в национальной экономике.

Цель исследования – дать оценку сложившегося состояния предпринимательской деятельности на основе анализа развития предпринимательства в РК

 


Глава 1. Понятие и значение предпринимательства в экономике Республики Казахстан

 

1.1 Понятие и сущность предпринимательства

 

Казахстанское общество все более осознает, что предпринимательство является одним из основных факторов формирования и развития цивилизованного рыночного механизма, среднего класса и класса собственников для того, чтобы преодолеть глубокий экономический кризис и «войти» в мировую экономику в качестве равного субъекта мировых экономических связей.

Огромный международный опыт развития предпринимательства инициировал мировую экономическую мысль на осмысление, обобщение этого опыта, на выработку экономической теории предпринимательства.

С течением времени сформировалось несколько принципиальных подходов к пониманию экономической сущности предпринимательства.

А. Смит и другие представители английской классической школы, а затем и К. Маркс отождествляли понятия «предприниматель» и «собственник предприятия», т.е. функционирующий капиталист. Роль капиталиста сводили к эксплуатации и извлечению прибавочной стоимости, которую якобы создает лишь работник, наемная сила. Соответственно определялась и цель предпринимательской деятельности – получение предпринимательского дохода, который понимался как «часть прибыли, остающейся в распоряжении функционирующего капиталиста после уплаты процента за взятый им ссудный капитал». Этот подход был идентично воспринят и советскими экономистами. Такое же понимание предпринимательской деятельности встречается и у некоторых современных зарубежных экономистов. Например, А. Хоскинг в своем учебнике «Курс предпринимательства» отождествляет предпринимательство с бизнесом.

Ж. Б. Сэй, А. Маршалл определяли предпринимательство как рациональное комбинирование факторов воспроизводства в данной точке рыночного пространства. Причем признавали, что рациональная комбинация факторов может быть в любом моменте воспроизводства, любой форме предпринимательской деятельности: производстве, обмене, распределении, потреблении и т. д., т. е. новое комбинирование факторов производства может осуществляться при использовании новой технологии, новых форм организации и управления процессов воспроизводства. Предприниматель выступал здесь как организатор, менеджер.

Р. Кантильон, а вслед за ним И. Тюнен, Ф. Найт связывали предпринимательскую деятельность с несением бремени риска и неопределенности в процессе экономического развития. Предприниматель определялся ими как субъект рыночных отношений, обладающий способностями предвидеть, рисковать, брать ответственность на себя за решения в стандартных и рискованных ситуациях. Неопределенность, которая по своей природе не может быть ни застрахована, ни капитализирована, может позволить получить предпринимателю дополнительный доход, несмотря на совершенную конкуренцию, рыночное равновесие и предельность продукта. Так, предпринимательский доход количественно определяется как разница между ожидаемой денежной выручкой и реальной, что невозможно в стационарной экономике.

Й. Шумпетер предложил другой методологический подход к решению этой проблемы: он связывает предпринимательство с появлением динамических изменений в экономике, а затем и неопределенности. Согласно его выводу, если в экономике отсутствует технический прогресс, воспроизводство представляет собой рутинный процесс, при котором отсутствует неопределенность будущего, а значит, нет места предпринимательскому доходу. Таким образом, возмущающие экономические изменения он свел к инновациям, а предпринимателя отождествил с инноватором. При этом предпринимательство выступает у Й. Шумпетера как функция, которую может осуществлять и собственник, и менеджер, и группа лиц, и предприниматель имеет непостоянный статус.

Австрийская школа в лице Л. Мизеса, Ф. Хайека, И. Кирцнера определяла сущность предпринимательства как способность использовать неравновесные ситуации в экономике, базирующиеся на расхождении между спросом и предложением как во времени, так и в пространстве, для получения дополнительного дохода. И. Кирцнер делает вывод о том, что предприниматель, пользуясь неравновесной ситуацией, объективно способствует восстановлению рыночного равновесия.

Такой подход, вероятно, отразился и в трудах многих отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства. Например, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией Н. Азрилияна дается следующее определение предпринимательства: «Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени и под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица». Подмена понятия предпринимательства понятием бизнес инициирует развитие псевдопредпринимательства в казахстанской действительности в настоящее время.

Поэтому, этот подход, положенный в основу концепции предпринимательства на государственном уровне на данном этапе кажется уже неприемлемым, следует его пересмотреть и разработать новую концепцию развития предпринимательства в Республике Казахстан на базе передового в международной экономической мысли, в международном и отечественном опыте становления и развития предпринимательства.

 

1.2 Виды предпринимательской деятельности

 

Поскольку любая экономическая деятельность связана с типовыми фазами воспроизводственного цикла  (производство – обмен – распределение – потребление), в зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными фазами  воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства:

                       производственное

                       коммерческое

                       финансовое

                       посредническое

                       страховое

Производственное предпринимательство – это деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. При этом функция производства является для предпринимателя основной.

Результатом производственно - предпринимательской акции является реализация покупателю определенного объема произведенных товаров и получение за них денежной выручки.

В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителя, покупателю. В таком предпринимательстве  фактором  является  сам  товар, а прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения.

Определяющую роль в коммерческом предпринимательстве играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Это сделки по купле-продаже. В нем нет необходимости в обеспечении производственными ресурсами, связанными с выпусков продукции. Коммерческой сделке должен предшествовать ана­лиз рынка, в результате которого прогнозируются объем закуп­ки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара.

Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или представляемые ему в кредит. Прибыль предпринимателя возникает в результате  продажи финансовых ресурсов с получением их процентов, прибавочного капитала.

Как в прочих видах коммерческой деятельности, финан­сово-кредитной сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поис­ком, выявлением и привлечением потенциальных покупателей.

Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар,  а выступает в роли посредника связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника – соединить две заинтересованные  во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход и прибыль.

              Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, жизни за определенную дату  компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачиваемая страховку только при  определенных обстоятельствах. Так как  вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то основная часть взносов образует предпринимательский доход.

              При всем разнообразии видов и способов осуществления предпринимательства  любой предпринимательской операции свойственно наличие определенных процедур, выполняемых в некоторой последовательности: для предпринимательства характерны также типичные товарно-денежные отношения между участниками осуществления операции.

Рассмотрим принципиальную схему предпринимательской операции, на которой изображены ее участники и возникающие между ними в процессе операции связи, отношения и товарно-денежные потоки обмена.

Детализируемая схема предпринимательства отличается от упрощенной схемы тем, что в ней выделены и указаны разные виды  факторов, средств, ресурсов предпринимательской деятельности, денежных платежей и денежных поступлений предпринимателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обладатели денежных средств

 

Обладатели рабочей силы

 

Финансовые органы

 

Обладатели материальных ресурсов

 

 

Предприниматель

 

Потребители покупатели товаров

 

Обладатели информации

 

Обладатели основных фондов

 

Исполнители работ и услуг

Информация о работе Экономическая сущность и формы предпринимательства