Экономическая сущность и формы предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:02, реферат

Описание работы

Именно это и явилось основанием для выбора данной темы. Объектом исследования в работе является формирование рыночных отношений в национальной экономике.
Цель исследования – дать оценку сложившегося состояния предпринимательской деятельности на основе анализа развития предпринимательства в РК

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и значение предпринимательства в экономике Республики Казахстан 5
1.1 Понятие и сущность предпринимательства 5
1.2 Виды предпринимательской деятельности 7
Глава 2. Формы предпринимательской деятельности 11
2.1 Товарищества 12
2.2 Кооперативы 13
2.3 Акционерные общества. Производственный кооператив. 14
Глава 3. Становление и развитие предпринимательства в Казахстане 17
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Экономическая сущность и формы предпринимательства.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

 

Рисунок 2 Схема предпринимательской операции

 


Глава 2. Формы предпринимательской деятельности

 

 

Предпринимательство можно в зависимости от количества участников-собственников подразделить на следующие формы: индивидуальное и коллективное. Эти формы предпринимательства, в свою очередь, осуществляются в рамках определенной организационно-правовой формы предприятия, регулируемой Гражданским кодексом Республики Казахстан.

Организационная форма предпринимательской деятельности представляет собой определенную систему норм, включающую внутренние отношения между партнерами по предприятию и отношения с государственными органами и другими предприятиями. Правильный выбор организационно-правовой формы предпринимательства зависит от многих факторов: наличия собственного капитала, либо возможностей по его привлечению, характера и масштабов предпринимательской деятельности, сроков реализации предпринимательского проекта, личного опыта и организаторских способностей предпринимателя, условий рынка и многих существенных особенностей начинающегося бизнеса, а также от достоинств тех или иных форм предприятий.

Рассмотрим их более подробно. Индивидуальные формы без создания юридического лица в виде предприятия относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству.

Обычно индивидуум, обладающий достаточными для реа­лизации проекта ресурсами и склонный единолично контроли­ровать процесс принятия решений, готовый нести полную мате­риальную и юридическую ответственность, предпочитает форму индивидуального предпринимательства, став единоличным хо­зяином фирмы. Данная форма предпринимательства имеет пре­имущества, которые заключаются в минимальной регламенти­рованности и зависимости, мобильности, материальной заинте­ресованности и т.д. Следует отметить, что в целом индивиду­альное предпринимательство занимает незначительное место в производственном секторе, использует в большинстве случаев ручной труд и универсальные малопродуктивные средства про­изводства, в недостаточной степени использует достижения на­учно-технического прогресса.

Однако желание иметь большой объем финансовых ресурсов, а вместе с тем высокая личная материальная ответственность и большой риск ведут к тому, что для реализации масштабных проектов более предпочтительными формами являются формы коллективного предпринимательства, в основе которого заложен признак «количество собственников». При коллективном предпринимательстве собственность принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них или без определения долей (совместная собственность). К ним можно отнести товарищества, акционерные общества, кооперативы.

 

2.1 Товарищества

 

Товарищества создаются при участии двух или более парт­неров. Преимуществами товарищества являются возможность привлечения дополнительного капитала и осуществления спе­циализации внутри предприятия на основе знаний и умений ка­ждого из партнеров. Недостатки данной формы: каждый участ­ник несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада; действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями. Участники товарищества подразделяются на две группы - полные товарищи и коммандитные товарищи. В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть — ограниченной ответственностью.

Общества создаются по соглашению не менее двух граждан, либо юридических лиц путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники обще­ства с ограниченной ответственностью не отвечают по его обя­зательствам, а несут ответственность только в пределах стоимо­сти внесенных ими вкладов. В отличие от них участники обще­ства с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом. Общества, привлекающие необходи­мые средства путем выпуска ценных бумаг - акций, называются акционерными. Участники акционерного общества несут ответ­ственность за результаты его деятельности в пределах стоимо­сти принадлежащих им акций.

 

2.2 Кооперативы

 

Кооперативы - это предприятия, созданные группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности на основе имущественных паевых взносов.

В свою очередь, вышеперечисленные формы предпринимательства можно классифицировать на малые, средние и крупные.

Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские инициативы создаются на базе малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала. Наряду с этим у малого бизнеса имеются преимущества: гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка; мобильность в выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений; более экономичное использование ресурсов; снижение расходов, связанных с содержанием управленческих структур; повышенная скорость оборота капитала.

Малый бизнес позволяет: ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями; ускорить внедрение несложных научно-технических достижений; полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения промышленных, строительных и прочих услугах, расширяя номенклатуру и качество услуг; наладить выпуск продукт малыми сериями.

Разумеется, экономика не может базироваться только на малых инициативах. Колоссальные масштабы современного производства обусловлены наличием, прежде всего, крупномас­штабного предпринимательства, которое способствует процве­танию и малого бизнеса.

Крупные предприятия имеют больше возможностей на предпринимательский успех по сравнению с малыми, поскольку имеют ряд преимуществ. К ним можно отнести следующие: большая концентрация капитала; возможность использования новейшего дорогостоящего высокопроизводительного оборудо­вания; проведения широкомасштабного маркетингового иссле­дования; повышения уровня квалификации персонала; увеличе­ния загрузки оборудования; использование внутренней специа­лизации и кооперирования. Здесь предпринимательство постав­лено на научную основу, развернута широкомасштабная работа в этом направлении.

 

2.3 Акционерные общества. Производственный кооператив.

 

Акционерные общества (корпорации) появились в истории мирового бизнеса из стремления жестко отделить ответственность всего объединения предпринимателей от полной имущественной ответст­венности физического или юридического лица, являющегося членом общества.

Уставный капитал акционерного общества разделен на оп­ределенное число акций. Участники общества (акционеры) не отве­чают по его обязательствам и несут ответственность за деятельность общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. Совокуп­ность акций, принадлежащих одному акционеру, называется пакетом. Поскольку каждая акция определенной номинальной стоимости дает владельцу право одного голоса в процессе принятия управленческих решений, то чем больший пакет сосредоточен в руках акционера, тем больший контроль над обществом он имеет. Возможно формирова­ние контрольного пакета, составляющего 51% всех акций и дающего возможность провести решение его владельца и реализовать его ин­тересы при принятии управленческих решений в обществе. Сущест­вует два вида акционерных обществ (АО).

Открытое акционерное общество имеет право проводить откры­тую подписку на выпускаемые акции и осуществлять их продажу на условиях, предусмотренных законодательством. Владельцы акций вправе отчуждать (продавать) их без согласия других акционеров.

Закрытое акционерное общество. В этом типе АО акции распре­деляются только среди учредителей, и общество не имеет права про­водить открытую подписку на свои акции. Акционеры имеют пре­имущественное право приобретения акций, которые желают продать другие акционеры общества.

Акционерные общества выпускают и размещают ценные бумаги, свидетельствующие о праве собственности на соответствующую часть капитала общества, праве на участие в управлении и праве на получение дохода. Средства от выпуска и размещения акций образу­ют собственный капитал АО, причем этот капитал может увеличи­ваться за счет дополнительных выпусков (эмиссии) акций. АО мо­жет в целях привлечения дополнительных ресурсов выпустить обли­гации, средства от размещения которых составляют заемный капитал АО. Мобилизованные таким образом средства должны быть на ого­воренных условиях и в определенные сроки возвращены владельцам облигаций. Собственники облигаций имеют право на получение до­хода, однако не участвуют в управлении АО.

Акционерная форма организации бизнеса имеет ряд существен­ных преимуществ. Главными из них являются возможности мобили­зации крупных финансовых ресурсов, а также быстрого перелива ка­питала из одной сферы в другую (путем операций на фондовом рынке). АО не зависят напрямую от состава своих акционеров, так как существует в основном свободный порядок обращения, отчужде­ния и приобретения акций. Однако, как уже упоминалось в преды­дущих разделах данной главы, разделение в АО функций собствен­ности и контроля может создавать условия для злоупотреблений и конфликтов интересов.

Холдинговые компании (холдинги) являются разновидностью ак­ционерных обществ с более сложной организационной структурой. Холдинговая компания «держит» крупные, часто контрольные, паке­ты акций дочерних акционерных обществ. Такая организация пре­следует цель осуществления контрольных, управленческих, финансо­вых и иных функций холдинговой компании по отношению к тем АО, акциями которых она располагает. В составе холдинга дочерние АО сохраняют свою юридическую и оперативно-хозяйственную са­мостоятельность. При создании холдингов используется возможность предпринимательского взаимодействия капиталов без их непосредст­венного слияния в единую компанию. По мере развития внутренней интеграции в холдингах возможно также более тесное переплетение капиталов головной и дочерних компаний на основе так называемого перехода на единую акцию. При этом акции дочерних компаний об­мениваются в оговоренном соотношении на единые акции холдинга. Переход на единую акцию осуществляют или намереваются осущест­вить ряд казахстанских крупных нефтяных компаний.

Производственные кооперативы (артели) являются добровольны­ми объединениями граждан для совместной производственной и хо­зяйственной деятельности путем создания коммерческой организа­ции с правом юридического лица. Членство в производственном коо­перативе основывается на личном трудовом или ином участии, а также на объединении имущественных паевых взносов. Число чле­нов не может быть менее пяти. Решения принимаются по принципу «один член — один голос» независимо от величины индивидуального пая. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Производственные кооперативы получили распро­странение в торговле, сфере услуг, в мелком промышленном произ­водстве, в строительстве.


Глава 3. Становление и развитие предпринимательства в Казахстане

 

Предпринимательство на сегодняшний день уже прошло определенные этапы развития, сопровождавшиеся как успехами, так и неудачами. В течение 13-летнего периода существования независимого Казахстана и в соответствии со Стратегией развития Казахстана до 2030 года, государственная поддержка малого предпринимательства была признана приоритетной сферой экономической политики Республики и особенно в части создания соответствующей законодательной базы. 

Значительным шагом в этом направлении стало принятие первых программных нормативно-правовых документов в 1992-1994 годы, которые регламентировали первоначальную основу и предпосылки для устойчивого становления предпринимательского класса, формирования позитивного общественного мнения к предпринимательской деятельности.

Нормативно-правовая база по вопросам малого предпринимательства в Казахстане, основана на Конституции Республики Казахстан - Законе, имеющего высшую юридическую силу, пункт 4 статьи 26 которого гласит: «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается».

Основной импульс развитию малого предпринимательства придало принятие Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства», который обеспечил дальнейшее усиление государственной поддержки малого бизнеса и обусловил принятие других нормативных правовых актов в этой области.

С начала 90 годов, времени зарождения отечественного малого бизнеса, периодически изменялись организационно-правовые формы, критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, система учета и отчетности, нормативно-законодательная база. Проведенные исследования показывают, что основными тенденциями развития малого предпринимательства в Казахстане являются:

        устойчивый рост количества субъектов малого предпринимательства и численности занятых;

        концентрация малых предприятий в промышленно развитых регионах;

        сосредоточение субъектов малого предпринимательства преимущественно в сфере торговли и услуг;

        существование на протяжении ряда последних лет проблем в области налогообложения, кредитования, взаимодействия с государственными органами, которые до настоящего времени не нашли положительного решения.

В 1998 году уровень предпринимательства в Казахстане трудно было назвать утвердившимся, поскольку происходило только становление как самого сектора экономики, так и механизма его поддержки государством.

Это объяснялось не только тяжелой внутриэкономической ситуацией в РК. Как известно, глубокому системному кризису подверглись все бывшие союзные республики. По оценкам казахстанских специалистов, в Республике к тому времени была достигнута стабилизация в основных секторах экономики: рост объемов промышленной продукции за 1 квартал 1998 г. составил 4%, уровень инфляции - 3,6% , рост реальных доходов на душу населения - 2%.

Причина скорее в том, что ранее изданные Законы «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Каз.ССР» (1990 г.), «О защите и поддержке частного предпринимательства» (1992 г.) и др. начали подкрепляться и контролироваться лишь через несколько лет после их принятия, в частности, Указы Президента РК «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности» (июнь 1996 г.), «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого и среднего предпринимательства» (июнь 1997 г.) и Указы Президента РК «Об Агентстве РК по поддержке малого бизнеса» (апрель 1998 г.), «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» (апрель 1998 г.). О жизненной важности этих документов для развития малого бизнеса говорить не приходится. Если сравнить с Россией, то в этом направлении она опережала РК как минимум на два года (Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» был принят в 1995 г.). Проводимые ежегодно Всероссийский съезд представителей малых предприятий, съезд Российской ассоциации развития малого предпринимательства (РАРМП), семинары и форумы по проблемам становления российского предпринимательства также свидетельствовали о большой, серьезной работе общественных организаций России по поддержке и лоббированию интересов предпринимателей во властных структурах.

Информация о работе Экономическая сущность и формы предпринимательства