Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:24, дипломная работа
Цель - выявить проблемы развития венчурно-инновационного предпринимательства и предложить пути их решения в условиях современной российской экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решение взаимосвязанных задач:
теоретические основы венчурного предпринимательства;
предпосылки к развитию венчурного предпринимательства;
В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.
Внутренний рисковый проект должен служить и изысканию новых рынков. Если проект окажется успешным, подразделение может быть реорганизовано для массового выпуска данного изделия в рамках той же фирмы, продано другой или передано другим подразделениям.
Своеобразной промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и внутренними рисковыми проектами является организация совместных предприятий нового типа, представляющих собой объединение мелкой наукоемкой фирмы и крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма ведет разработку нового изделия, а крупная компания оказывает финансовую поддержку, предоставляет исследовательское оборудование, обеспечивает каналы сбыта, организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.
Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи. Средний уровень доходности американских венчурных фирм составляет около 20% в год, что примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике США.
Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка, называются эксплерентами. Они занимаются продвижением новшеств на рынок.
Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования на определенный срок. За этот срок фирма-эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть. Например, финансирование рассчитано на 48 месяцев. Капиталовложения делятся на пять временных отрезков с учетом двух правил:
• каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если предыдущее себя оправдало. Это означает, что эксплерент существенно продвинулся в создании или коммерциализации продукта;
• каждое новое вложение больше предыдущего и осуществляется на более выгодных для эксплерента условиях.
На Западе инновационные фирмы обычно возглавляет инженер — автор технической стороны проекта — и менеджер, имеющий организационный и коммерческий опыт. Такой союз часто формируется из-за скептического отношения крупных компаний к рискованным проектам. Не получив возможности реализовать новшество на своем предприятии, менеджер, увлеченный новой идеей, оставляет прежнее место работы. Затем он пытается реализовать эти идеи как независимый предприниматель.
Фирмы-эксплеренты получили название "пионерских". Они работают в "окрестностях" этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции.
Инновационный бизнес не является занятием чистой наукой или изобретательством, хотя научно-технические разработки имеют приоритетное значение.
Поведение фирмы как потребителя инноваций можно определить, выяснив, какой она избрала вариант для проведения технологических изменений.
В случае стабильной технологии высокая потребность в технологических инновациях появляется в области возникновения спроса и развития производства и в области зрелости.
В случае плодотворной технологии потребность в инновациях также невелика, так как удовлетворение спроса происходит путем модификации продукции или освоения новых изделий без существенных изменений первоначальной технологии их производства.
И только в варианте изменчивой технологии потребность в инновациях для поддержания жизненного цикла спроса постоянна на всех его стадиях.
Фирмы, следующие принципу изменчивой технологии, относятся к технологически активным отраслям. Это в основном электроника, химическая промышленность, фармацевтические производства. Большинство отраслей машиностроения относятся к отраслям со средней технологической активностью и, следовательно, и средним уровнем потребностей в инновациях.
Венчурные фирмы и фирмы-эксплеренты создали условия для научно-технических сдвигов в современной западной экономике.
Фирмы-эксплеренты, как и венчурные, невелики по размерам.
Малое научно-техническое предпринимательство получает развитие и в России. Главной особенностью современного этапа развития науки, экономики, производства является инновационная направленность, поэтому инновационные процессы требуют всесторонней поддержки.
На территории Российской Федерации существует около 15 тыс.; структур, поддерживающих малый бизнес. Большинство из них создано или работает при содействии бывшего Госкомвуза (вошедшего в Министерство общего и профессионального образования РФ).
Высшая школа имеет около 800 малых фирм, объединенных в технопарки. Технопарк - специальная организация, в которой объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь. Целью технопарков является стимулирование малого инновационного предпринимательства.
Кроме технопарков, существуют бизнес - инкубаторы, цель которых — реализация любого сулящего прибыль проекта. Бизнес - инкубаторы обычно патронирует банк, готовый инвестировать в некоторые проекты инкубатора рисковый капитал.
Перед фирмой - эксплерентом (пионером) возникает проблема объёма производства, когда привлекательная для рынка новинка уже создана. Для этого фирма - эксплерент заключает альянс с крупной фирмой, так как не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление же с тиражированием грозит появлением копий или аналогов. Союз с мощной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет, добиться выгодных условий и даже сохранения известной автономии: Выбор такого партнера зависит от специфики потребителя.
При ориентации на узкий сегмент рынка это будут фирмы - патиенты. Фирмы - патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные мод действием моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапах, роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и т.п. Эти фирмы прибыльны. В то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису. В таких фирмах целесообразна должность постоянного инновационного менеджера, призванного обезопасить их деятельность.
В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы- виоленты. Фирмы - виоленты - это фирмы с "силовой" стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен. Виоленты работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о сроках постановки продукции на производство (в том числе о приобретении лицензий); о снятии продукции с производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка машин и оборудования.
Как и фирмы - патиенты, виоленты прибыльны. Прибыльность — непременное условие деятельности фирм, В них предусматривается должность инновационного менеджера. Этим фирмам следует быть очень осторожными в изменении своей политики.
Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-национальных потребностей, занимаются фирмы - коммутанты. Фирмы - коммутанты действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.
Решение о финансировании того или иного научно-технического проекта, реализуемого, как правило, в рамках малой наукоемкой фирмы, принимается венчурной компанией на основе экспертизы, учитывающей три группы факторов:
1) техническая осуществимость нововведения;
2) экономические характеристики проекта;
3) деловые качества предпринимателя-новатора. Причем последний фактор является определяющим при решении вопроса об открытии финансирования проекта. [35,С.17].
Чтобы достичь намеченных целей и получить прибыль от своей инновационной деятельности, такая фирма должна соблюдать некоторые условия и отвечать определенным требованиям. [34,С.72].
Во-первых, необходимо четко представлять объем спроса потенциальных потребителей на новшество, его экономически выраженные преимущества перед уже существующими способами удовлетворения данной потребности. Короче, успех в известной мере гарантирован, если составлен всесторонний прогноз экономического потенциала новшество не достаточно длительную перспективу.
Во-вторых, успешное развитие малой инновационной фирмы подразумевает, что ее руководители и основной персонал отвечает ряду особых требований. Все ключевые работники фирмы, как правило, имеют в ней долю участия.
Немаловажен при этом возраст основателя фирмы и его личные качества, высокая работоспособность, коммуникабельность, целеустремленность.
В-третьих, при ограниченности материально – финансовых ресурсов и исключительной рыночной неопределенности качество организации и управления играет огромную роль. В этих формах создается атмосфера творчества, что в сочетании с заинтересованностью ключевых работников в результатах общего дела обеспечивает быстроту и гибкость в принятии решений.
В рамках венчурного бизнеса действуют два основных вида хозяйствующих субъектов - независимые малые инновационные фирмы и предоставляющие им капитал финансовые учреждения.
В современных условиях в России имеются все необходимые предпосылки для развития венчурного предпринимательства. Прежде всего, это наличие развитого рынка ценных бумаг. Далее - все возрастающее проникновение зарубежных фирм на российский рынок интеллектуальной собственности. Причем это проникновение носит не только характер прямой экспансии, но и форму инвестирования в отечественные инновационные проекты. Одной из предпосылок является скрытая приватизация государственной интеллектуальной собственности, когда сотрудники государственных предприятий и научно-исследовательских ор1ганизадий переходит в малый инновационный бизнес.
Наконец, надо отметить определенный интерес, который проявляют российские предприниматели к нововведениям, не требующих значительных инвестиций.
Все это свидетельствует о том, что венчурное предпринимательство, находящееся в нашей стране лишь в самой начальной стадии, имеет значительную перспективу роста и может сыграть роль катализатора дальнейшего развития инновационного малого бизнес.
Привлечение акционерного капитала в мелкие и средние частные компании как явление и процесс не было известно в после перестроечной России вплоть до последнего времени. Рынок свободного капитала у нас до сих пор еще не сложился, поэтому, собственно говоря, и привлекать-то пока особенно нечего. Таково, во всяком случае, мнение большинства мелких и средних предпринимателей в России. Большие надежды поначалу возлагались на иностранные инвестиции, но образ богатого простака-иностранца потускнел в сознании россиян где-то в начале 90-х годов, и на смену ему пришел другой - алчного транснационального "инвестора", заодно с государственными чиновниками скупающего на корню и за бесценок национальное российское достояние: алюминиевые и сталелитейные заводы, нефтяные месторождения и телефонные компании, леспромхозы, молокозаводы, косметические фабрики и типографии.
Активное проникновение на российский рынок иностранного капитала, сопровождающееся оттоком национального капитала за пределы страны, порождает множество проблем экономического, социального психологического свойства. Между тем, интеграция российской экономики в мировое экономическое пространство - процесс необратимый. Принципы и этика цивилизованного бизнеса все глубже и глубже проникают в сознание российского предпринимателя и его повседневную деловую практику. К сожалению, история отечественного бизнеса насчитывает еще слишком мало лет, чтобы в России успел сформироваться новый тип бизнесмена свободного от тяжкого наследия социализма и азарта периода дикого капитализма.
Неразвитость деловой инфраструктуры в России в сочетании с информационной непроницаемостью и пережитками многолетней изоляции страны от остального мира в сознании многих предпринимателей мешают увидеть, что в России сегодня уже работает новая финансовая индустрия.
1.3. Факторы влияющие на развитие венчурно-инновационного предпринимательства.
Эталоном венчурной отрасли считаются Соединенные Штаты Америки, ее развитие в Европе носит догоняющий характер. За время своего развития в России, венчурное предпринимательство так и не смогло привлечь к себе такой же повышенный интерес, как на Западе. Несмотря на наличие всех стартовых предпосылок для развития, эта отрасль в настоящий момент развивается медленней, чем хотелось бы, в силу ряда проблем.
Венчурный бизнес отличают некоторые особенности: во-первых, долевое участие инвестора в капитале компании-реципиента в прямой или опосредованной форме, во-вторых, молодые компании получают не только деньги, но и другие многочисленные услуги.