Инновационно-венчурный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Цель - выявить проблемы развития венчурно-инновационного предпринимательства и предложить пути их решения в условиях современной российской экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решение взаимосвязанных задач:
 теоретические основы венчурного предпринимательства;
 предпосылки к развитию венчурного предпринимательства;

Работа содержит 1 файл

3-Диплом.doc

— 425.50 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

Многие экономисты связывают инновационное предпринимательство со способностью продвижения инноваций посредством рискового бизнеса, а к субъектам инновационного предпринимательства относят малые рисковые фирмы, способные реализовать коммерчески привлекательные новшества и получить на этой основе прибыль.

Венчурное предпринимательство (от англ. Venture - рискованный) - рисковое предпринимательство, направленное на использование технических и технологических новшеств, научных достижений, ещё не используемых на практике. Венчурное предпринимательство является производным от науки, фундаментальной и прикладной, и появился на свет как требование экономического развития в качестве недостающего звена между наукой и производством.  Малые формы инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние и крупные организационные формы инновационного предпринимательства.

Основной функцией венчурного предпринимательства является то, что с его помощью уникальные достижения творческой мысли, накопленный интеллектуальный и инновационный потенциал становится одним из важнейших ресурсов современного производства.

Одна из важнейших проблем малого бизнеса в сфере инноваций ограниченный доступ к ресурсам, в первую очередь финансовым. Малым предприятиям в научно-технологической сфере для эффективного роста и возможности последовательного перехода на новые стадии развития необходим доступ к системе источников финансирования. В этой системе венчурным фондам практически нет приемлемой альтернативы на этапе раннего роста и в начале стадии устойчивого роста, когда предприятие переходит от опытного к коммерческому производству и испытывает потребность в значительных долгосрочных финансовых ресурсах при высоком уровне риска.

В последнее время в России на государственном уровне была сформулирована и поставлена задача перевода экономики на рельсы инновационного развития. До этого, на протяжении рыночных реформ

1990-х годов, в стране происходили противоречивые процессы, в ходе которых инновационная часть экономики была подорвана, а государство проявляло индифферентность к потребностям бизнеса и научно-техническому прогрессу. Сфера инновационной деятельности оказалась невостребованной, что явилось одной из причин отставания от передовых зарубежных стран. Едва ли не полностью был утерян научно-технический и кадровый потенциал, разрушена старая и не создана новая национальная инновационная система. Наука как источник инноваций и коммерческий сектор как субъект реализации результатов научно-технических разработок находились в крайне неблагоприятных условиях.

В экономически развитых странах опыт организации инновационной деятельности как основы развития экономики нового типа формировался на протяжении десятилетий. Мировой опыт показывает, что при активном государственном участии основная часть инноваций создается в предпринимательском секторе и, прежде всего, в крупных корпорациях. В то же время в инновационной деятельности существуют области, где благодаря внутренне присущим характеристикам значительными преимуществами обладают малые предприятия.

Проблемы развития инновационного венчурного предпринимательства и эволюции инновационных венчурных систем с высоким уровнем неопределенности востребована экономической наукой и практикой, что предопределяет актуальность темы.

Цель - выявить проблемы развития венчурно-инновационного предпринимательства и предложить пути их решения в условиях современной российской экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решение взаимосвязанных задач:

        теоретические основы венчурного предпринимательства;

        предпосылки к развитию венчурного предпринимательства;

        показать роль венчурного предпринимательства;

        понятие иноваций и венчура (инновации, виды, классификации);

        выявить проблемы развития венчурно-инновационного предпринимательства;

        проанализировать деятельность венчурно-инновационного предпринимательства;

        провести сравнительный анализ деятельности малого венчурно-инновационного предпринимательства;

        выявить проблемы развития венчурно-инновационного предпринимательства;

        предложить пути решения проблем венчурно-инновационного предпринимательства.

Объект - венчурно-инновационное  предпринимательство на базе малого бизнеса.

Предмет - механизмы организации венчурно-инновационного предпринимательства в России.

Теоретической и методологической базой дипломной работы являются труды зарубежных и российских ученых и исследователей научные статьи посвященные проблемам инновационного венчурного предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Венчурное инновационное предпринимательство в теории экономики.

 

1.1. Инновационная деятельность: понятие, сущность, классификация.

 

Для того чтобы в современном мире создавать удивительные вещи, нужны не только принципиально новые идеи и продолжительное время для их воплощения в жизнь. Сложность большинства выпускаемых сейчас новых изделий требует от общества специальной организации работы по их созданию. Инфраструктура инновационного процесса должна не только объединить усилия многих людей, но и обеспечить коллективы разработчиков материальными и финансовыми ресурсами на весь период их совместной работы - от появления идеи до массового производства удивительных вещей.

До начала 60-х годов XX века подавляющее большинство инноваций во всем мире могло появиться только в рамках крупных государственных или частных научно-производственных объединений. При этом начинающие предприниматели и молодые фирмы могли привлечь средства, необходимые для развития своего инновационного бизнеса, только у друзей, родственников, знакомых или должны были закладывать имущество под обеспечение банковского кредита. Этих источников, чаще всего, было недостаточно, и, следовательно, шансов на реализацию даже самых перспективных идей у предпринимателей не было никаких. Причем, чем более революционные технологии затрагивала идея, тем меньше было возможностей для ее быстрого воплощения. Решительный перелом в эту отстававшую от темпов технического прогресса организацию инновационного процесса принесло возникновение венчурного бизнеса.

Первые шаги рискового финансирования можно было наблюдать в США уже в 40-е годы. Самостоятельные формы венчурный капитал приобрел в 60-70-х годах. Успех был связан с деятельностью множества ученых, изобретателей и менеджеров, получивших хорошую профессиональную подготовку в крупных корпорациях, выгодно отличающих их от традиционно мелких предприятий. В отличие от последних, они постепенно отказывались от политики самоограничения и самоэксплуатации в начальной стадии своего существования. Опираясь на авторитет, знания и связи в научных и деловых кругах, старались изыскать внешние финансовые и научно-технические ресурсы, используя новые организационные формы. [,С.56].

Результативность малого венчурного бизнеса оказалась настолько значительной, что побудила крупные корпорации к созданию аналогичных подразделений внутри собственной структуры, как альтернативной формы организации, способствующей преодолению присущей им тенденции к торможению научно-технического прогресса. [,С.112].

По признанию зарубежных исследователей, консерватизм крупных корпораций побудил их все более активно копировать организацию НИОКР (научно-исследовательские и опытно конструкторские работы) по образцу мелких фирм. Они стали создавать мелкие автономные внутренние организационные единицы, ставя перед ними конкретную задачу - целевой проект и связывая его успешное выполнение с крупным материальным и моральным вознаграждением.

Новация (лат. Novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п. [,С.].

Под инновацией (англ. Innovation - нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги. [,С.]

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

Инновация - это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях. [,С.]

Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832. В частности, в этом документе дается следующее определение инновации: «Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

С термином «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, созданные человеком.

Под «открытием» подразумевают процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду.

Под «псевдоинновацией» понимается модернизация или рационализация средств труда, направленная на частичное улучшение устаревших машин.

Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций.

В таблице «Классификация определений инноваций» Приложение 1 приведена классификация определений иннова­ций по различным признакам. Приведенные примеры опреде­лений инноваций показывают многоаспектность, комплекс­ность и неоднозначность научных и практических подходов к инновационной деятельности.

Применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

По стимулу появления (источнику) можно выделить:

      инновации, вызванные развитием науки и техники;

      инновации, вызванные потребностями производства;

      инновации, вызванные потребностями рынка.

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

      инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.);

      инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

      инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

      радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;

      улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

      модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

Многообразие классификаций свидетельствует о том, что процессы нововведений различны по своему характеру. Поэтому существует не меньше классификаторов инноваций, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами.

П.Н. Завлин предлагает классификацию инноваций (табл. 1), базирующуюся на семи следующих классификационных признаках: область применения, этап научно-технического прогресса, степень интенсивности, темпы осуществления, масштаб инноваций, их результативность и эффективность. [, стр.5].

Таблица 1

Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву.

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

1. Область применения.

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

2. Этапы НТП, результатом которых стала инновация.

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные.

3. Степень интенсивности.

«Бум», равномерная, слабая, массовая.

4. Темпы осуществления инноваций.

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные.

5. Масштабы инноваций.

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие.

6. Результативность.

Высокая, низкая, средняя.

7. Эффективность инноваций.

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная.

Информация о работе Инновационно-венчурный менеджмент