Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:03, курсовая работа
Задачи данной работы: рассмотреть виды, функции и задачи цен. Рассмотреть вопросы ценообразования. Разобрать принципы определения цены для целей налогообложения. Рассмотреть государственное регулирование цен.
Теоретической и методологической основой написание курсовой работы послужили нормативные законодательные документы, литературные источники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, статистические данные, Интернет ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ
1.1 Виды цен
1.2 Цели и задачи цены
1.3 Функции цены
2. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
2.1 Цена и вопросы ценообразования - правовые аспекты
2.2 Принципы определения цены для целей налогообложения
2.3 Формы и методы воздействия государства на цены
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
3.1 Цели и средства государства в регулировании цен
3.2 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен
3.3 Функции и задачи государственного регулирования цен
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Государственное вмешательство
в процесс ценообразования
Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.
Непосредственное
воздействие на формирование цен
оказывают государственные
Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства.
Правительственные
органы, являясь постоянными
Эффективным средством регулирования цен является налог на добавочную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.
Особым направлением
государственной экономической
политики является государственное
воздействие на внешнеторговые цены.
Государственное поощрение
Установление цен
на минеральное сырье, добываемое в
государственных шахтах, на электроэнергию
с государственных
Эти искусственно заниженные
цены и тарифы способствуют снижению
издержек производства в частном
хозяйстве и повышению
Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами. Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали, ежегодное установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты в Европейском союзе (ЕС), участие стран в международных конференциях, организациях по отдельным видам товаров, тарифам на воздушные перевозки.
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
3.1 Цели и средства государства в регулирование цен
В соответствии со ст.
71 Конституции РФ в ведении Российской
Федерации находятся основы ценовой
политики. На основании этого положения
президент совместно с
Политика цен -- это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.
Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне -- это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав Департамент цен.
Будучи центральным
органом федеральной
На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики -- управления или комитеты по ценовой политике, при правительстве г. Москвы -- управление ценовой и налоговой политики.
Органы ценообразования субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербургу) ведут большую работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.
Основные направления
государственной ценовой
Во-вторых, осуществление
государственного регулирования цен
и тарифов в отраслях, относящихся
к естественным монополиям. В этих
отраслях развитие конкуренции невозможно
или неэффективно. Поэтому, чтобы
предупредить со стороны субъектов
естественных монополий завышение
цен и тарифов на свою продукцию
и сокращение объемов производства,
нужно государственное
На основе названных документов, определяющих правовое обеспечение регулирования, правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости,
В настоящее время
разграничена компетенция в регулировании
цен между федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов Федерации. Так, на
федеральном уровне сохраняется
регулирование цен и тарифов
в электроэнергетике, газораспределительной
сети, на железнодорожном транспорте,
на основные услуги связи, учитывая естественную
монополию этих отраслей, а также
на продукцию, закупаемую исключительно
или преимущественно
Политика регулирования цен в сфере естественных монополий является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста -- повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.
На продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий государственное регулирование цен и тарифов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Имеется перечень услуг
транспортных, снабженческо-сбытовых
и торговых организаций, по которым
органам исполнительной власти субъектов
Федерации предоставляется
В целом перечень
товаров и услуг, по которым допускается
прямое регулирование цен, за последние
годы существенно сокращен. Доля продукции
и услуг, на которые ранее цены
регулировались на федеральном и
региональном уровнях, по данным департамента
цен Минэкономики РФ, уже к 1996 г. составила
15-16% в стоимости совокупного
Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.
Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т. д.), с тем чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.
3.2 Контроль государства
за соблюдением порядка
Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.
К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне -- Министерство экономики РФ, на уровне субъектов РФ -- орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне -- орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов.