Государственное регулирование цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной работы: рассмотреть виды, функции и задачи цен. Рассмотреть вопросы ценообразования. Разобрать принципы определения цены для целей налогообложения. Рассмотреть государственное регулирование цен.
Теоретической и методологической основой написание курсовой работы послужили нормативные законодательные документы, литературные источники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, статистические данные, Интернет ресурсы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ
1.1 Виды цен
1.2 Цели и задачи цены
1.3 Функции цены
2. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
2.1 Цена и вопросы ценообразования - правовые аспекты
2.2 Принципы определения цены для целей налогообложения
2.3 Формы и методы воздействия государства на цены
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
3.1 Цели и средства государства в регулировании цен
3.2 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен
3.3 Функции и задачи государственного регулирования цен
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

предпринимательское право.docx

— 67.37 Кб (Скачать)

Кроме того, следует  принимать во внимание и тот факт, что даже в отношении тех сделок, которые перечислены в п. 2 ст. 40 НК РФ, Кодекс совсем не обязывает  налоговые органы производить доначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен. Речь идет лишь о праве  налоговых органов производить  такое доначисление. Поэтому на практике вопрос о доначислении налогов решается налоговыми органами в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий  совершения сделок. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ даже в тех случаях, которые подпадают под контроль налоговых органов, доначисление налогов и пени исходя из рыночных цен может осуществляться только, если фактические цены на товары (работы, услуги), примененные сторонами сделки, отклоняются от рыночных цен более чем на 20%. Если же отклонение фактической цены сделки от рыночной цены составляет менее 20%, то никакого доначисления налогов и пени не производится.

Таким образом, налогоплательщикам при решении вопроса о том, какую цену товаров (работ, услуг) принимать  для целей налогообложения (фактическую  цену сделки или рыночную), следует  исходить из двух факторов.

Во-первых, необходимо определить, подпадает ли совершенная  сделка под контроль со стороны налоговых  органов. Если сделка под такой контроль не подпадает, то у предприятия нет  нужды производить пересчет налогов  исходя из уровня рыночных цен. Для  целей налогообложения в этом случае принимается фактическая  цена реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, насколько она  соответствует уровню рыночных цен. Если сделка подпадает в разряд сделок, контролируемых налоговыми органами, то налогоплательщику необходимо оценить  вероятность того, что налоговые  органы воспользуются своим правом и осуществят доначисление налогов  и пени исходя из уровня рыночных цен. Если вероятность такого развития событий  достаточно велика, то, по нашему мнению, налогоплательщику есть смысл самостоятельно осуществить доначисление и уплату налогов исходя из уровня рыночных цен, что позволит ему сэкономить на сумме пеней.

С другой стороны, нельзя не отметить, что НК РФ никак не обязывает  налогоплательщиков самостоятельно осуществлять доначисление налогов исходя из уровня рыночных цен. Поэтому если налогоплательщик, осуществивший сделку, подлежащую контролю со стороны налоговых органов, не произвел самостоятельно пересчет налогов  исходя из рыночных цен, то налоговые  органы при принятии решения о  доначислении налогов никаких штрафных санкций к нему применить не смогут. Единственным "наказанием" для  налогоплательщика в этом случае будут пени на суммы доначисленных налоговыми органами налогов.

- На практике наиболее  часто бухгалтеры задаются вопросом  о необходимости применения для  целей налогообложения рыночной  цены при осуществлении сделок  по реализации товаров (работ,  услуг) работникам предприятия.  Объясняется это тем, что предприятия,  как правило, реализуют товары (работы, услуги) своим работникам  по специальным ценам, значительно  отличающимся от рыночных.

В этой связи следует  отметить, что сделки между предприятием и его работниками сами по себе не включены в перечень сделок, подпадающих  под контроль со стороны налоговых  органов. Поэтому в отношении  таких сделок контроль применяемых  цен со стороны налоговых органов  возможен лишь в случае выполнения одного из двух условий Определение  цены реализации товара для целей  налогообложения Кучер О. // "Актуальная тема" Русаудит №3 2003.:

- если при реализации  товаров (работ, услуг) своим  работникам предприятие допускает  20-процентное колебание цен по  аналогичным (однородным) товарам  (работам, услугам);

- если предприятие  и его работники признаны взаимозависимыми  лицами в судебном порядке.

Если при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие в пределах непродолжительного периода времени допускает 20-процентное отклонение от уровня цен, применяемых  им по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), то в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые  органы автоматически получают право  контролировать правильность примененных  предприятием цен.

В соответствии со ст. 20 НК РФ предприятие и его работники  могут быть признаны взаимозависимыми лицами только в судебном порядке. Это  означает, что при отсутствии 20-процентного  колебания цен на реализуемые  товары (работы, услуги) контроль цен, примененных  предприятием при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам, возможен только в том случае, если по иску налоговых органов суд признает предприятие и его работников взаимозависимыми лицами. Причем такое  решение должно быть принято судом  в отношении каждой отдельной  сделки, совершенной между предприятием и работниками.

На сегодняшний  день нам не известны случаи обращения  налоговых органов в суд с  исками о признании предприятия  и его работника взаимозависимыми лицами. Поэтому в отсутствие сложившейся  арбитражной практики сегодня очень  трудно предугадать, какую позицию  по этому вопросу может занять суд. Однако, учитывая тот факт, что бремя доказывания наличия взаимозависимости лежит на налоговых органах (причем доказательства должны быть представлены по каждому работнику и по каждой отдельной сделке), можно предположить, что налоговые органы будут обращаться с исками в суд и настаивать на контроле цен в отношении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия только в тех ситуациях, когда пересчет цен приведет к доначислению значительной суммы налогов и пени.

Таким образом, вопрос о применении рыночной цены при налогообложении  сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия должен решаться в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий совершения сделки.

Порядок отражения  в учете сумм доначисленных в результате пересчета цен налогов в нормативных документах не установлен. По нашему мнению, при доначислении НДС исходя из уровня рыночных цен дополнительно начисленная сумма налога должна уплачиваться налогоплательщиком за счет собственных средств, поскольку фактически эта сумма представляет собой налог, недополученный налогоплательщиком от покупателя в связи с занижением цены сделки по сравнению с рыночной ценой.

Если доначисление налогов по какой-либо сделке осуществляется налогоплательщиком по собственной  инициативе, то помимо отражения дополнительно  начисленной суммы НДС в учете  налогоплательщику необходимо:

- выписать счет-фактуру  на сумму разницы между рыночной  ценой и фактической ценой  реализации товаров (работ, услуг)  с указанием суммы доначисленного налога и отразить этот счет-фактуру в книге продаж. Счет-фактура в этом случае выписывается в одном экземпляре по аналогии с порядком, изложенным в Письме ГНС РФ от 23 мая 1997 г. N ПВ-6-03/393 "О счетах-фактурах";

- отразить результаты  пересчета в налоговой декларации  по НДС, составляемой за тот  отчетный период, в котором был  совершен оборот по реализации  товаров (работ, услуг). При заполнении  декларации по НДС показатель  выручки (строка 1 Декларации по  НДС) следует указывать с учетом  произведенной для целей налогообложения  корректировки.

2.3 Формы и методы  воздействия государства на цены

Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере политики цен.

Вопреки распространенному  у многих мнению, что в странах  рыночной экономики ценообразование  происходит стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного  внимания и регулирования со стороны  государства. Цены являются одной из критических точек экономической  и социально-политической жизни, где  сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных  торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают  интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и  парламентах, в правительстве и  на переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях.

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям  конъюнктурной и структурной  политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности  на мировых рынках и смягчению  социальной напряженности. Воздействие  государственной экономической  политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.

Конкретные акции  в области цен могут иметь  краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с другими  целями, но в конечном итоге они  всегда служат генеральной цели государственного регулирования - оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент  механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности идеальной  всеобщей и полной свободы ценообразования  никогда не было Хайнц, Ламперт Социальная рыночная экономика. Германский путь. Издательство “Дело”. Москва 2004..

Весь вопрос в  степени и формах ограничения  свободной игры цен. Даже если абстрагироваться от возможностей сговора производителей и продавцов, на протяжении всей истории  капитализма можно проследить воздействие  государства на цены.

Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в  неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующие на внутренние цены, - вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования  цен за последние 100 - 150 лет.

Первая мировая  война, начавшаяся вслед за ней депрессия  и кризис послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен. Х.Мюллер писал по этому поводу, что политические и экономические потрясения в государстве и обществе вызвали осознание того, что в интересах лучшего функционирования хозяйства, более равномерного распределения и избежание опасности революционного переворота было бы целесообразно, чтобы государство взяло на себя заботу по регулированию хозяйственного процесса и поддержанию справедливых цен.

Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса  путем внешнеторговой политики оказались  несостоятельными. К середине 30-х  годов во многих развитых странах  с рыночной экономикой были приняты  законы, предоставляющие государству  полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания, и государственные  мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом государственного регулирования экономики.

Государственные мероприятия  по регулированию цен могут носить законодательный, административный и  судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений  между хозяйственными субъектами, а  также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой  ценовое право, входящее составной  частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности. Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством, непосредственно мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60 - в 70-х годах были созданы межминистерские советы по ценам, они имеют наблюдательно-совещательные функции.

В каждой стране при  правительстве или отдельных  его органах существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители  профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители  государственных органов; комитеты призваны консультировать государственные  органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

Рассмотрим государственное  регулирование цен в исторической и логической последовательности.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной  активности в этой области. Дело не только в том, что с него началось государственное регулирование  цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой  базируются все государственные  акции в этой области. Наблюдением  за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские  центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства партий, международных  организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных  органов и социальных партнеров - изменение роста стоимости жизни  для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для  выяснения влияния роста цен  на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство  может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.

Информация о работе Государственное регулирование цен