Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:03, курсовая работа
Задачи данной работы: рассмотреть виды, функции и задачи цен. Рассмотреть вопросы ценообразования. Разобрать принципы определения цены для целей налогообложения. Рассмотреть государственное регулирование цен.
Теоретической и методологической основой написание курсовой работы послужили нормативные законодательные документы, литературные источники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, статистические данные, Интернет ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ
1.1 Виды цен
1.2 Цели и задачи цены
1.3 Функции цены
2. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
2.1 Цена и вопросы ценообразования - правовые аспекты
2.2 Принципы определения цены для целей налогообложения
2.3 Формы и методы воздействия государства на цены
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
3.1 Цели и средства государства в регулировании цен
3.2 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен
3.3 Функции и задачи государственного регулирования цен
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения. При попытках в приказном порядке установить так называемые правильные, хорошие, нужные, справедливые цены, нарушая объективные экономические законы, хозяйственная ситуация отреагирует на подобные действия углублением дефицита, инфляцией, спекуляцией, принудительным распределением.
2. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
2.1 Цена и вопросы ценообразования - правовые аспекты
Правовые основы
- современного, рыночного государственного
регулирования цен были заложены
Указом Президента РФ от 3 декабря 1991г.
«О мерах по либерализации цен».
В настоящее время они
Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ. Например, Постановлением Правительства Москвы от 27 октября 2004г. № 893 утверждена «Концепция ценовой политики на территории г. Москвы» Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 2004.
Перечни товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию В целях реализации проводимой политики Правительством Российской Федерации утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. В настоящее время Правительством РФ утверждено три перечня:
1. Перечень продукции,
товаров, услуг, на которые
государственное регулирование
цен осуществляют
2. Перечень продукции,
товаров, услуг, на которые
государственное регулирование
цен осуществляют в
3. Перечень товаров
и услуг, по которым органам
исполнительной власти
Правовое регулирование цен на отдельные виды товаров и услуг
Государственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный закон от 14 апреля 2004 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», Постановление Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию» и ряд других актов. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах», Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2004 г. № 347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства», которым утвержден Порядок государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Правовые основы
ответственности в сфере
Вопросы применения
санкций и ответственности
В Законе приведен перечень
правонарушений, за которые установлена
ответственность в ценовой
- завышение (занижение)
установленных или
- завышение установленных надбавок (наценок), начисление
непредусмотренных
надбавок (наценок), непредставление
или представление в
- завышение цен и тарифов на продукцию и услуги, входящие в
городской, отраслевой и территориальные заказы, оплачиваемые за счет средств городского бюджета и внебюджетных фондов, а также других источников;
- нецелевое использование
денежных средств, включая
- завышение цен
и тарифов на продукцию, у
которой из-за конструктивных
или технологических
- включение организациями,
цены на продукцию, товары и
услуги которых регулируются
государством, в себестоимость продукции,
товаров и услуг отчислений, не
предусмотренных действующим
Приведенный в законе перечень правонарушений порядка применения цен и тарифов не является исчерпывающим.
К субъектам предпринимательской деятельности, допустившим несоблюдение установленных цен (тарифов), применяются Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 2004:
1) финансовая санкция
в виде взыскания в доход
бюджета неосновательно
2) штраф в размере
финансовой санкции, а при
Для осуществления контроля за установлением и применением регулируемых цен создаются специальные органы. Например, контроль за ценами на электрическую и тепловую энергию осуществляет Федеральная энергетическая комиссия РФ и региональные энергетические комиссии. Органы ценообразования и контроля цен в субъектах фигурируют под разными названиями. Так, в Москве действует Государственная инспекция цен г. Москвы. Органы контроля цен имеют право беспрепятственно проверять субъектов предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и давать в ходе проверки или после нее предписания об устранении нарушений. Выявленные нарушения цен оформляются актами, которые подписываются должностными лицами проверяющего органа, другими участниками проверки, а также руководителем и главным бухгалтером предприятия. Одновременно с составлением акта на ответственное должностное лицо предприятия, виновное в нарушении дисциплины цен, составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 146 «Нарушение государственной дисциплины цен» и ст. 224 «Органы государственной инспекции цен»). Эти акты направляются в Государственную инспекцию цен для принятия решений. Финансовые санкции и суммы штрафов взыскиваются в бюджет в бесспорном порядке. На основании решения о применении экономических санкций оформляется инкассовое поручение, которое направляется в банк, обслуживающий организацию. Перечисление сумм, полученных в результате нарушения дисциплины цен, осуществляется в следующем порядке: 50 процентов - в федеральный бюджет РФ; 50 процентов - в бюджет субъекта Федерации. Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен реализуется организацией за счет прибыли, остающейся в ее распоряжении.
2.2 Принципы определения цены для целей налогообложения
Порядок определения
рыночной цены для целей налогообложения
достаточно подробно изложен в п.
3-11 ст. 40 НК РФ. Не останавливаясь на нем
подробно, приведу лишь общий алгоритм,
которым следует
Если на соответствующем рынке (п. 5 ст. 40 НК РФ) товаров (работ, услуг) имеют место сделки с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами), то рыночная цена определяется на основании информации о рыночных ценах на эти товары (работы, услуги). При этом должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевые котировки.
В этой связи необходимо
обратить внимание на Письмо УМНС РФ по
г. Москве от 25 апреля 2003 г. N 03-08/16182. В
этом Письме со ссылкой на Разъяснение
МНС РФ от 3 февраля 2003 г. N 02-1-16/16 дается
перечень источников информации, которые
могут быть использованы при определении
рыночной цены товара (работы, услуги)
в соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ.
К таким источникам информации относятся
Определение цены реализации товара
для целей налогообложения
- официальная информация
о биржевых котировках (состоявшихся
сделках) на ближайшей к
- информация государственных
органов по статистике и
- информация о
рыночных ценах,
или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации.
Кроме того, оценка рыночной цены на продукцию может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке. При этом следует учитывать, что ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ к объектам оценки отнесены не только материальные объекты (продукция, товары), но и работы, услуги, информация.
Если на соответствующем
рынке товаров (работ, услуг) отсутствуют
сделки по идентичным (однородным) товарам
(работам, услугам) либо определение
рыночной цены невозможно ввиду отсутствия
или недоступности
При применении методов цены последующей реализации и затратного метода (оба метода подробно описаны в п. 10 ст. 40 НК РФ) обычный размер прибыли для конкретной сферы деятельности может быть исчислен по данным государственных органов статистики и органов ценообразования на основе уровня рентабельности, сложившегося по аналогичным товарам (работам, услугам). При отсутствии указанной информации используется среднеотраслевая рентабельность по товарам либо группам товаров (см. упомянутое выше Письмо УМНС по г. Москве от 25 апреля 2003 г. N 03-08/16182).
Налогоплательщики
очень часто задают вопросы относительно
необходимости пересчета
В этой связи следует подчеркнуть, что для целей налогообложения в общем случае принимается фактическая цена реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, как эта цена соотносится с уровнем рыночных цен. Пересчет налогов исходя из рыночных цен на аналогичные товары (работы, услуги) может производиться только в случаях, специально указанных в п. 2 ст. 40 НК РФ.