Государственное регулирование цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной работы: рассмотреть виды, функции и задачи цен. Рассмотреть вопросы ценообразования. Разобрать принципы определения цены для целей налогообложения. Рассмотреть государственное регулирование цен.
Теоретической и методологической основой написание курсовой работы послужили нормативные законодательные документы, литературные источники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, статистические данные, Интернет ресурсы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ
1.1 Виды цен
1.2 Цели и задачи цены
1.3 Функции цены
2. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
2.1 Цена и вопросы ценообразования - правовые аспекты
2.2 Принципы определения цены для целей налогообложения
2.3 Формы и методы воздействия государства на цены
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
3.1 Цели и средства государства в регулировании цен
3.2 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен
3.3 Функции и задачи государственного регулирования цен
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

предпринимательское право.docx

— 67.37 Кб (Скачать)

Мировые цены - цены представляющие собой либо реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах.

Особые виды цен  характерны для обращения новой  продукции, а также продукции серийного и массового производства. Так на новую технику устанавливаются лимитные цены. Они рассчитываются в целях ограничения неоправданного роста затрат и выражают предельно допустимый (верхний) их уровень. На новую продукцию утверждаются также ступенчатые цены, т.е. цены, которые снижаются в заранее определенные сроки и по заранее определенной шкале. На продукцию серийного и массового производства, как правило устанавливаются прейскурантные цены, т.е. цены, включаемые в специальные сборники-прейскуранты. Прейскурантными бывают и тарифы на услуги.

В зависимости от времени действия цены разделяются  на плановые, фактические (текущие) и сопоставимые.

Плановыми называются цены, используемые для разработки плановых документов. Фактические - цены, реально действующие в настоящий  момент времени. Сопоставимыми являются цены, фиксированные на определенную дату.

По сроку действия цены классифицируются на постоянные, временные, сезонные и разовые.

Постоянные цены характеризуются тем, что на них  определен только срок вступления в  действие, а конечный срок не установлен.

Временные цены - это  цены, на которые заранее определен  срок действия.

Сезонные цены характеризуются  тем, что изменяются в течение  года. Сезонными ценами являются розничные  цены на некоторые продовольственные  товары и закупочные цены на некоторые  виды сельхозпродукции.

Разовые цены - это  цены на продукцию разовых заказов. Разовыми ценами могут быть только оптовые цены на продукцию производственно-технического назначения.

В зависимости от того, где происходит окончательное формирование цен: в местах производства или потребления цены разделяются на:

- франко-станция  (порт) отправления;

-франко-станция (порт) назначения.

По стадиям продажи.

Цены предложения (цены продавца или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара, который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровнях цен на рынке.

Цены спроса, по которым  покупатель заинтересован приобрести товар. Цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические или номинальные  цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

Другие  виды цен

Наряду с охарактеризованными  выше основными видами цен в экономической  практике применяется ряд других групп цен, выделяемых по самым разнообразным  признакам.

Довольно часто  вид цены предопределяется видом  рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.

Оборот товаров  внутри хозяйствующих субъектов  обслуживают внутрихозяйственные (трансфертные, внутрипроизводственные) цены. Как  правило, они являются расчетными, т.е. не связанными непосредственно с  ценами конечной реализации. Эти цены применяются преимущественно для  обеспечения финансовой самостоятельности  подразделений предприятий и  определяются в основном на промежуточную  продукцию.

Ну и особую категорию  цен представляют цены неофициального, так называемого черного или  теневого рынка. Чаще всего это цены на запрещенные в открытой продаже  товары.

1.2 Цели и задачи  цены

Перед всеми коммерческими  и многими некоммерческими организациями  встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка  ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействию многих факторов и, конечно, базируется не только на рекомендациях маркетинга.

Но выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия  и услуги для увеличения объемов  реализации, товарооборота, повышения  производства и укрепления рыночных позиций предприятия является функцией маркетинга. Цены и ценовая политика - одна из главных составляющих маркетинговой  деятельности, роль которой все более  возрастает. Цены находятся в тесной зависимости с другими переменными  маркетинга и деятельности фирмы. От цен во многом зависят достигнутые  коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное  или отрицательное) воздействие  на всю деятельность фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге заключается  в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так  варьировать ими в зависимости  от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные  задачи. При определении общей  ценовой политики отдельные решения (взаимосвязь цен на товары в рамках ассортимента, использование специальных  скидок и изменений цен, соотношение  своих цен и цен конкурентов, метод формирования цен на новые  товары) увязываются в интегрированную  систему Булатова А.С. Экономика. Учебник  для экономических академий, вузов  и факультетов. Под редакцией  кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2004.

Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Исторически сложилось, что  цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а  покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце  концов сходились на взаимоприемлемой цене.

Единые цены получили распространение только в конце XIX в. с возникновением крупных предприятий  розничной торговли, которые рекламировали "строгую политику единых цен", потому что предлагали большое разнообразие товаров и держали большое  количество наемных работников. Исторически  цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение  до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп  населения применительно к продуктам  типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия  на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться ценовые  факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения  товара и услуг для клиентов.

Фирмы подходят к  проблемам ценообразования по-разному. В мелких

фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании), фирмы часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чье влияние также сказывается на политике цен, управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2004.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара.

Разновидностью цены является тариф цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

1.3 Функции цены

Еще один способ проникновения  в суть цены состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую  цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции  цен и способы их реализации различаются  в зависимости от природы той  экономической среды, в которой  действуют, используются цены. Прежде всего имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи.

С измерительной  функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря измерительной  функции цена обретает учетную функциюДанная функция показывает, во что обходится обществу производство той или иной продукции. В связи с этим цены служат средством исчисления всех стоимостных показателей экономики: объема произведенной и реализованной продукции, объема инвестиций и розничного товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли и других. В свою очередь с помощью количественных и качественных стоимостных показателей исчисляются темпы и пропорции в развитии отдельных отраслей народного хозяйства.

Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним  из важных инструментов анализа, прогнозирования, планированияпри которых используются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных  функций вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессовТак, в рыночной экономике цены - это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца на их оплату с ответной реакцией потребителя. В нерыночной экономике такие функции насильно навязываются ценами, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане - регулирования экономики.

Цена может выполнять  распределительную функциюзаключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоги инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных семей.

Цена выполняет  очень важную социальную функциюС ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

Наряду с внутренними  функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические  функциивыступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Как в рыночной, так  и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую функциювлияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продаж. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличить доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором - только цену.

Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена  обязанностями в своей государственной  форме, а также противоречивость целей и задач осуществления  отдельных функций приводят к  тому, что успешно реализовать  все функции не представляется возможным.

В этом смысле, говоря о рациональных и тем более  оптимальных ценах, следует иметь  в виду определяющие функции и  такое их сочетание, при котором  функции реализуются в необходимой  степени. В рыночной экономике цены разгружены от ряда функций, например плановой, и используются в основном как чисто рыночные регуляторы и  стимуляторы, подлинно воплощающие  денежное содержание. Пока сохраняется  стремление возложить на цену весь груз функций экономического регулирования, попытки создать эффективный  ценовой механизм вряд ли окажутся плодотворными.

Информация о работе Государственное регулирование цен