Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:03, курсовая работа
Задачи данной работы: рассмотреть виды, функции и задачи цен. Рассмотреть вопросы ценообразования. Разобрать принципы определения цены для целей налогообложения. Рассмотреть государственное регулирование цен.
Теоретической и методологической основой написание курсовой работы послужили нормативные законодательные документы, литературные источники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, статистические данные, Интернет ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ
1.1 Виды цен
1.2 Цели и задачи цены
1.3 Функции цены
2. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
2.1 Цена и вопросы ценообразования - правовые аспекты
2.2 Принципы определения цены для целей налогообложения
2.3 Формы и методы воздействия государства на цены
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
3.1 Цели и средства государства в регулировании цен
3.2 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен
3.3 Функции и задачи государственного регулирования цен
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мировые цены - цены представляющие собой либо реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах.
Особые виды цен характерны для обращения новой продукции, а также продукции серийного и массового производства. Так на новую технику устанавливаются лимитные цены. Они рассчитываются в целях ограничения неоправданного роста затрат и выражают предельно допустимый (верхний) их уровень. На новую продукцию утверждаются также ступенчатые цены, т.е. цены, которые снижаются в заранее определенные сроки и по заранее определенной шкале. На продукцию серийного и массового производства, как правило устанавливаются прейскурантные цены, т.е. цены, включаемые в специальные сборники-прейскуранты. Прейскурантными бывают и тарифы на услуги.
В зависимости от времени действия цены разделяются на плановые, фактические (текущие) и сопоставимые.
Плановыми называются
цены, используемые для разработки
плановых документов. Фактические - цены,
реально действующие в
По сроку действия цены классифицируются на постоянные, временные, сезонные и разовые.
Постоянные цены характеризуются тем, что на них определен только срок вступления в действие, а конечный срок не установлен.
Временные цены - это цены, на которые заранее определен срок действия.
Сезонные цены характеризуются тем, что изменяются в течение года. Сезонными ценами являются розничные цены на некоторые продовольственные товары и закупочные цены на некоторые виды сельхозпродукции.
Разовые цены - это
цены на продукцию разовых заказов.
Разовыми ценами могут быть только
оптовые цены на продукцию производственно-
В зависимости от того, где происходит окончательное формирование цен: в местах производства или потребления цены разделяются на:
- франко-станция (порт) отправления;
-франко-станция (порт) назначения.
По стадиям продажи.
Цены предложения (цены продавца или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара, который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровнях цен на рынке.
Цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар. Цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические или номинальные цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.
Другие виды цен
Наряду с охарактеризованными выше основными видами цен в экономической практике применяется ряд других групп цен, выделяемых по самым разнообразным признакам.
Довольно часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.
Оборот товаров
внутри хозяйствующих субъектов
обслуживают
Ну и особую категорию цен представляют цены неофициального, так называемого черного или теневого рынка. Чаще всего это цены на запрещенные в открытой продаже товары.
1.2 Цели и задачи цены
Перед всеми коммерческими
и многими некоммерческими
Но выбор общего
направления в ценообразовании,
подходов к определению цен на
новые и уже выпускаемые
Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Исторически сложилось, что цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене.
Единые цены получили
распространение только в конце
XIX в. с возникновением крупных предприятий
розничной торговли, которые рекламировали
"строгую политику единых цен",
потому что предлагали большое разнообразие
товаров и держали большое
количество наемных работников. Исторически
цена всегда была основным фактором, определяющим
выбор покупателя. Это положение
до сих пор справедливо в бедных
странах среди неимущих групп
населения применительно к
Фирмы подходят к
проблемам ценообразования по-
фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании), фирмы часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чье влияние также сказывается на политике цен, управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2004.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара.
Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.
1.3 Функции цены
Еще один способ проникновения
в суть цены состоит в изучении
их функций, характеризующих роль, которую
цены играют в экономике. При этом
надо иметь в виду, что функции
цен и способы их реализации различаются
в зависимости от природы той
экономической среды, в которой
действуют, используются цены. Прежде
всего имеется в виду различие действия
ценового механизма в экономике централизованно-
Первичной функцией
цены следует считать измерительную.
С измерительной
функцией цены соседствует соизмерительная,
Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Данная функция показывает, во что обходится обществу производство той или иной продукции. В связи с этим цены служат средством исчисления всех стоимостных показателей экономики: объема произведенной и реализованной продукции, объема инвестиций и розничного товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли и других. В свою очередь с помощью количественных и качественных стоимостных показателей исчисляются темпы и пропорции в развитии отдельных отраслей народного хозяйства.
Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.
Из перечисленных функций вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены - это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца на их оплату с ответной реакцией потребителя. В нерыночной экономике такие функции насильно навязываются ценами, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане - регулирования экономики.
Цена может выполнять
распределительную функцию, зак
Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.
Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
Как в рыночной, так
и в нерыночной экономике цены
выполняют стимулирующую
Великое многообразие
функций цены, которая явно перегружена
обязанностями в своей
В этом смысле, говоря
о рациональных и тем более
оптимальных ценах, следует иметь
в виду определяющие функции и
такое их сочетание, при котором
функции реализуются в