Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 09:51, курсовая работа
Тема является актуальной в наше время. Она занимает не последнее место в экономической сфере России и других стран. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.
В связи с этим раскрыты понятие и сущность термина «франчайзинг»; виды франчайзинга; его формы; выявлены преимущества и недостатки франчайзинга для обеих сторон-участниц; знакомство с основными элементами франчайзингового договора; на основании изученного материала рассматриваются проблемы, препятствующие развитию франчайзинга в нашей стране.
Введение 4
1.Теоретическая часть. 6
1.Франчайзинг. 6
1.1 Франчайзинг как форма отношений 6
1.1.1Обязанности франчайзера: 7
1.1.2 Обязанности франчайзи: 8
1.1.3 Цена франчайзинга 9
1.2 Виды франчайзинга 10
1.2.1 Производственный франчайзинг 11
1.2.2Франчайзинг товара 12
1.2.3 Сервисный франчайзинг 13
1.2.3Франчайзинг бизнес-формата 13
1.3 Формы франчайзинга 14
1.4 История франчайзинга 16
1.5 Франчайзинговый договор 20
1.5.1Основные элементы: 21
1.5.2Франшиза как лицензия. 21
1.5.3Финансовые обязательства. 22
1.5.4 Срок договора. 22
1.5.6Эксклюзивность. 22
1.5.7Обязанности сторон. 23
1.6 Плюсы и минусы франчайзинга 24
1.6.1 Плюсы 24
1.6.2 Минусы 26
1.6 Статистика франчайзинга 28
1.7 Основные проблемы франчайзинга при продвижении на Российский рынок и их типология 28
2.Практическая часть. 30
2.1 Генерация идеи. 30
2.2Форма организации. 31
2.3Персонал организации. 32
2.4 План-график. 35
2.5 Производственные факторы. 36
2.6 Структура организации. 38
2.7 Задачи персонала. 39
2.8 Методы отбора персонала 40
2.9 План проведения интервью. 41
2.10 Культура организации. 42
2.11 Рекламная политика. 44
2.12 Система налогообложения. 45
Заключение. 48
Список литературы 50
Вплоть до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга или франчайзинга первого поколения.
В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 году Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяла владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса.
На рубеже 60-70-х годов бизнес франчайзеров успешно развивается. Надо сказать не без скандалов, которые на некоторое время скомпрометировали саму идею франчайзинга. Причиной явилось появление мошенников: люди создавали франчайзинговые компании с целью собрать деньги и исчезнуть, другая причина - появление нежизнеспособных фирм, которые быстро разорялись и разоряли массу дочерних фирм.
Для обеспечения справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная Ассоциация Франчайзинга (1960 год) и Европейская Ассоциация Франчайзинга (1972 год). Из бывших республик СССР в эти организации входят Российская Федерация, Казахстан, Латвия и Украина. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.
В СССР франчайзинг стали использовать только с конца 1980-х годов. Первым иностранным франчайзером, пришедшим в Советский Союз, стала американская компания PepsiCo. Предприятия по производству напитков "Пепси-Кола" были построены в нескольких городах СССР. А реализовывалась произведенная продукция в основном через сеть фирменных киосков.
Франчайзинговый договор, как и любой официальный договор, представляет собой исключительно важный документ. Франчайзинговый договор, однако, имеет ряд заметных отличий. [16,с.156]
Франчайзинговый договор подписывается между франчайзором и многими франчайзи на длительный срок. К нему будут обращаться часто и в течении многих лет, поэтому франчайзинговый договор должен быть тщательно подготовлен.
Франчайзинговый договор обычно включает определение "интеллектуальной собственности" франчайзора. Под интеллектуальной собственностью франчайзора понимается торговый знак, ноу-хау, специальные детали производственного процесса, торговые и производственные секреты и другая конфиденциальная информация. Рекомендуется, чтобы профессиональный юрист участвовал в проработке данного вопроса.
Успешная франчайзинговая структура состоит из четырехстороннего партнерства между франчайзором, франчайзи, другими франчайзи в системе и потребителем. Эти отношения должны быть детально изложены в договоре, защищая права всех сторон. Договор должен излагать механизм, благодаря которому франчайзор может контролировать стандарты среди франчайзи. Если франчайзор не в состоянии сделать это, то страдает вся франчайзинговая система. Самым лучшим способом защиты интересов каждого отдельного франчайзи является жесткий контроль всей системы.
Франчайзинг часто описывается
как "семейная" концепция. Все
члены семьи следуют
Франчайзинговый договор имеет дело с тремя фазами или этапами развития взаимоотношений между франчайзором и франчайзи.
Первая фаза. Первый этап взаимоотношений - это период, когда франчайзор нашел франчайзи, и франчайзинговый договор подписан и приведен в исполнение. В это время франчайзи проходит обучение, находит подходящее местоположение, занимается его обустройством и начинает вести свои дела.
Вторая фаза. Этот этап представляет собой период, в течении которого работает франчайзинговое предприятие. Если франчайзи и франчайзору удается успешно пройти этот этап, то их взаимоотношения могут продолжаться практически бесконечно.
Третья фаза. Здесь происходит
окончание взаимоотношений
Большая часть франчайзинговых договоров оговаривают лицензию, по которой франчайзи может пользоваться ноу-хау, торговым знаком и бизнес системой франчайзора. Детали бизнес системы находятся в производственном пособии.
Франчайзинговый договор содержит пункт, по которому франчайзор обязан раскрыть франчайзи все детали функционирования предприятия. Франчайзор также обязан обучить франчайзи вести данный бизнес. Договор должен обязывать франчайзи следовать всем стандартам производства. В отличие от франчайзингового договора операционное пособие может быть модифицировано и дополнено. Договор также предусматривает положение, по которому франчайзор может время от времени модифицировать и обновлять франчайзинговую систему. Этот момент, однако, не означает, что франчайзор может отклоняться от операционного пособия.
Большая часть франчайзинговых договоров предусматривают наличие первичного взноса за покупку франшизы. Эта первичная плата покрывает расходы франчайзора, связанные с обучением франчайзи и его персонала, открытием его предприятия и других расходов в этот период.
Франчайзи должен делать регулярные взносы франчайзору (называемые также сервисная плата, или роялти, или управленческая плата) за право пользования его системой и поддержку. Договор оговаривает, как эти регулярные взносы рассчитываются, выплачиваются и проверяются. Большинство франчайзоров предпочитают, чтобы взносы делались еженедельно, максимум ежемесячно.
Многие франчайзинговые договоры предусматривают выплату определенных сумм в общий рекламный фонд. Договор предусматривает, как эти деньги будут тратиться и кто их контролирует, а также формы отчетности франчайзора перед франчайзи за расходы по этой статье.
Франчайзинговый договор предусматривает срок, в течение которого он действует. Франчайзи может иметь право на продолжение договора, если во время его действия он не совершил серьезных нарушений.
Важно, чтобы срок действия франчайзингового договора совпадал со сроком договора об аренде помещений, так как в противном случае франчайзи может оказаться в неприятной ситуации, когда договор с франчайзором прекращен, а он все еще должен нести расходы по аренде без возможности продолжать свой бизнес в этом помещении. [16,с.160]
Вопрос об эксклюзивности территории, на которой работает франчайзи требует тщательной проработки. Большинство франчайзоров не предоставляют эксклюзивную территорию франчайзи, если он обслуживает слишком большую площадь. Это делается, чтобы быть более гибким в реакции на действия конкурентов в этом районе.
Франчайзинговый договор может содержать положение, по которому он может отрыть еще одно предприятие в пределах оговоренной территории. Если франчайзи в процессе работы не желает пользоваться этим пунктом, франчайзор может назначить еще одного франчайзи в этом районе.
Франчайзинговый договор включает положения, оговаривающие обязанности франчайзора и франчайзи. Эти положения излагаются очень детально и занимают большую часть договора.
Другие важные положения
Существуют несколько положений, которые также могут быть включены в договор. Вот некоторые из них.
1. Поставки. Франчайзинговый договор может включать положения, оговаривающие, как франчайзи осуществляет поставки. Франчайзи может быть обязан производить поставки только от одобренных франчайзором поставщиков. Если франчайзи может закупать только у франчайзора, он должен быть поставлен в известность об этом с самого начала. Франчайзор должен объяснить франчайзи, что он не получает от этого сверхприбылей.
2. Прекращение действия договора. Франчайзинговый договор должен содержать детальное описание прекращения взаимоотношений между франчайзором и франчайзи, которое может возникнуть в результате продажи предприятия, прекращения договора из-за серьезного нарушения обязанностей одной из сторон или из-за смерти франчайзора или франчайзи. Любое из этих событий влечет за собой серьезные последствия, и поэтому они должны быть детально оговорены в договоре.
3. Условия прекращения договора. Договор оговаривает условия, при которых франчайзинговый договор может быть прекращен. Положения договора о последствиях прекращение не менее важные, чем положения о самом расторжении договора. Франчайзи должен прекратить использование интеллектуальной собственности франчайзора. Франчайзинговый договор также часто ограничивает бывшего франчайзи в ведении подобного бизнеса на данной территории в течении определенного времени. Это ограничение, правда, необходимо тщательно проработать, чтобы им возможно было воспользоваться. [16,с.161]
Популярность франчайзинга
объясняется целым рядом
Для франчайзера
1.получение дополнительного
дохода при минимальных
2.обеспечение гарантий
получения стабильного
3.продвижение на рынке товаров (услуг), товарного знака и самой компании за счет франчайзи;
4.увеличение степени контроля на рынке;
5.обеспечение возможностей для сбыта товара (услуг) на удаленных территориях;
6.осуществление
7.расширение опыта видения
бизнеса и изучение рынка на
основе обратного потока
Для франчайзи
1.использование на законных
основаниях товарного знака и/
2." получение доступа
к детально разработанной
3.получение постоянной
технической, консультативной
4.доступ к гарантированной системе поставок;
5.сохранение юридической
и экономической
6.значительная экономия
средств и времени на рекламе,
обучении, маркетинговых исследованиях,
разработки и регистрации
7.приобретение определенного
уровня защищенности от
8.упрощение доступа к кредитным ресурсам; франчайзер может выступать в роли гаранта в кредитных отношениях; кроме того, финансово-кредитные учреждения более лояльно относится к кредитованию франчайзи международных компаний, зачастую предоставляя им финансовые ресурсы на льготных условиях.
Таким образом, для покупателей
франшизы решены многие организационные
и маркетинговые вопросы, ведь франшиза
– это программа, которая включает
помощь в создании и развитии бизнеса,
рекламу, марку, производственную и
маркетинговую технологии и обучение
персонала. По сути, в этой схеме
новичок получает продуманную и
проверенную программу
Однако, наряду с преимуществами, использование франчайзинга сопровождается рядом недостатков, именно поэтому специалисты призывают не считать данную технологию единственным решением всех бизнес-проблем.
Для франчайзера
1.зависимость эффективности работы от сторонних компаний;
2.сложности в разрыве отношений с франчайзи, не выполняющим условия соглашения. Как правило, франчайзинговый договор предусматривает невозможность для франчайзера одностороннего расторжения контракта с франчайзи; с этой целью последнего следует уведомить предварительно (как правило, за шесть месяцев);
Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в РФ