Автор: i********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа
Любой вид бизнеса можно построить по франчайзинговой схеме. Международная ассоциация франчайзинга выделяет более 70 отраслей и секторов экономики, в которых можно использовать подобные схемы. Это бухгалтерский учет, ремонт автомобилей, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечения, прокат специального оборудования и многое другое.
Введение.
Часть 1.
1.1 Что такое франчайзинг?
1.2 История
1.3 Использование франчайзинга в мире
Часть 2
2. 1 Виды франчайзинга.
2.1.1 Франчайзинг товара
2.1.2 Производственный франчайзинг
2.1.3 Сервисный франчайзинг
2.1.4 Франчайзинг бизнес-формата
2.2 Формы франчайзинга
2.2.1 Прямой франчайзинг
2.2.2 Последовательный франчайзинг
2.2.3 Субфранчайзинг
2.2.4 Мастер-франчайзинг
Часть 3.
3.1Использование франчайзинга в России.
3.2 «Скрытый» франчайзинг в России.
3.3 Франчайзинг в торговле одеждой и обувью
3.4 Франчайзинг на рынке ресторанных услуг
3.5Российская ассоциация франчайзинга (РАФ)
3.6 Юридическая специфика
3.7 Дополнительные сведения
Заключение.
3.3 Франчайзинг в торговле одеждой и обувью
На российском рынке одежды наиболее распространен товарный франчайзинг, когда компания-производитель позволяет пользоваться собственным именем в обмен на обязательства регулярно заказывать и выкупать фирменную продукцию. В России товарные франшизы предлагают ECCO, OGGI, «Гота», «Энтон», SELA и ряд других компаний. При данной схеме франчайзер обеспечивает рекламную поддержку, помогает спроектировать торговое помещение, предоставляет оборудование, проводит обучение персонала франчайзи. При этом такая концепция товарного франчайзинга обычно не предполагает выплат роялти. Доля прибыли франчайзера лежит прежде всего в увеличении объемов продаж. Однако большинство франчайзинговых предприятий предусматривают отчисления от франчайзи на рекламные расходы и маркетинг. В среднем компенсация составляет 1-1,5% общего объема продаж.
При такой схеме
прибыль от продажи франшизы предприятия
практически отсутствует. Доход франчайзера
зависит от объемов продаж через растущую
сеть магазинов. Таким образом, при товарном
франчайзинге объем капиталовложений
франчайзи в открытие торговой точки определяется
затратами на аренду и ремонт помещения,
покупку фирменного торгового оборудования,
комплексное рекламное сопровождение
и закупку партии товара. Общий объем инвестиций
варьируется от нескольких тысяч до нескольких
сотен тысяч долларов. Франчайзинг для
российского рынка одежды г один из способов
решить проблему нехватки свободных оборотных
средств. Становясь франчайзинговым партнером
крупной международной компании, предприниматель
получает возможность выйти на отечественный
розничный рынок с известной торговой
маркой. Зачастую франчайзеры берут на
себя общение с поставщиками, а франчайзи
остается лишь забрать товар. В результате
франчайзи получает продукцию с большими
скидками, которых он никогда бы не добился
самостоятельно.
3.4 Франчайзинг на рынке ресторанных услуг
По данным Российской ассоциации франчайзинга, на рынке нашей страны в настоящее время присутствуют более 24 международных франчайзинговых компаний, в том числе такие корпорации, как Coca-Cola, McDonald's, Baskin Robbins. Однако Россия пока отстает по показателям развития данного вида сотрудничества и не догнала даже Данию, где 98 франчайзеров объединяют 2000 франчайзи.
В России по схеме франчайзинга работают сети точек питания и ресторанов «Росинтер», Baskin Robbins, «Русское бистро». На основе франчайзинга созданы и сети ресторанов и кафе «Русские блины», «Золотой цыпленок», «Барабу», «Мама Рома».
Лидер ресторанного бизнеса в России, компания «Росинтер», с 1998 года успешно развивает систему франчайзинга. В первую очередь компания предлагает франчайзинг для сети ресторанов «Ростикбс», поскольку эти рестораны легче тиражировать и они с минимальными потерями выходят из кризисных ситуаций. Сейчас в холдинг «Ростикбс интернешнл» входят 67 ресторанов различных направлений, которые расположены в России, странах СНГ и Европе. Чтобы стать франчайзи компании, необходимо иметь в собственности или на условиях аренды помещение для ресторана площадью от 150 кв. м. Предприниматель, желающий приобрести франшизу, также должен иметь возможность вкладывать в проект будущего ресторана не менее $180 тыс. Стандартный ресторан «Ростикбс» требует затрат в среднем $250 тыс.-350 тыс., для открытия ресторана в торговом центре необходимы инвестиции в размере $175 тыс.-200 тыс. По средним показателям, ресторан «Ростикбс» окупается через 1,5-2,5 года.
В настоящее время на российском рынке фаст-фуда действуют пять крупнейших компаний: McDonald's, «Росинтер» (сети «Ростик'с»), «Ланч» (сеть «Елки-палки»), ЮНТД (рестораны «Сбарро») и «Меленка».
Одна из проблем продажи франшизы в регионах г обеспечение контроля. Кроме того, стоимость франшизы в регионах возрастает в связи с необходимостью налаживать инфраструктуру. Чтобы окупить производство, необходимо открывать не одну, а несколько точек. Другой проблемой при открытии ресторанов в регионах является стабильность поставок продуктов и посуды.
Сетевые компании, которые планируют выход в регионы, составляют реальную конкуренцию местным фаст-фудам. Масштаб бизнеса позволяет им снижать цену, повышать узнаваемость марки и таким образом привлекать клиентов. К тому же для многих компаний, открывающих свои рестораны на региональных рынках, неважно, насколько быстро окупится ресторан. Для них сегодня главное г вовремя занять свободную нишу на рынке.
Несмотря на эти трудности, предприятия быстрого питания уже развивают свои франчайзинговые сети в регионах. Выбор регионов для развития сетей определяется прежде всего платежеспособностью населения. Например, для строительства ресторанов сети «Ростикбс» компания предпочитает промышленные города с населением более миллиона человек.
Франчайзинг для
развивающегося ресторанного рынка
имеет определенные преимущества на
этапе создания новых предприятий,
особенно малого и среднего бизнеса.
Но отсутствие необходимой законодательной
базы сдерживает не столько развитие
отечественных сетей, сколько приход
на российский рынок международных операторов.
3.5Российская ассоциация франчайзинга (РАФ)
Единственной организацией, объединяющей и аккумулирующей все знания и опыт франчайзинга в России, является Российская ассоциация франчайзинга (РАФ). РАФ была создана в 1997 году лидерами российского франчайзингового сообщества как некоммерческая организация для поддержки и защиты интересов своих членов и в целях создания более благоприятной правовой и экономической среды для распространения франчайзинга в России.
В РАФ сушествует
уникальная формула состава ее членов,
позволяющая объединить под одной
крышей франчайзоров, потенциальных
франчайзоров, владельцев мастер-франшиз,
потенциальных мастер-
ГЛАВНЫЕ ФУНКЦИИ
РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ
В РАФ объединены франчайзеры, потенциальные франчайзеры, владельцы мастер-франшиз, потенциальные мастер-франчайзи, франчайзи и потенциальные франчайзи, правительственные агентства и организации поддержки бизнеса, неправительственные фонды, банки, фирмы, занимающиеся бухгалтерским учетом, консультанты по франчайзингу, юристы, организации, обслуживающие франчайзинг.
Ее принципиальной
целью является обеспечение понимания
и развития франчайзинга в России,
а также улучшение правовой и
бизнес-среды, в которой действует
франчайзинг. 12
3.6 Юридическая специфика
Какова правовая основа франчайзинга? Специального закона о франчайзинге в России нет. Есть только 54-я глава Гражданского кодекса «Коммерческая концессия». Определение, данное концессии в кодексе, совпадает со всеми чертами франчайзинга: общая марка, технологии, плата за использование имени и т. д. Более того, в письме Минфина «О налогообложении при договорах франчайзинга» от 11 июля 1999 года дается ссылка на ст. 1027 ГК «Договор коммерческой концессии».
Некоторые франчайзеры считают, что в ГК есть статьи, ущемляющие их интересы. По действующему законодательству франчайзер несет солидарную ответственность за франчайзи, с чем франчайзеры категорически не желают согласиться, настаивая на том, что их партнеры с независимые юридические лица. Многих отпугивает также необходимость и иметь обычную регистрацию, и регистрироваться в Роспатенте, а также требование ГК о продлении франшизы без изменения условий.
В настоящее
время Российская ассоциация развития
франчайзинга разрабатывает предложения
по упрощению процедуры
3.7 Дополнительные сведения
В целом развитие
бизнес-концепции или
В процессе функционирования пилотного предприятия можно определить оптимальные параметры планировки магазина, расстановки оборудования, внутреннего и внешнего дизайна.
По результатам
работы пилотных предприятий франчайзер
получает возможность составить
руководство по функционированию, ввести
собственные стандарты
По итогам деятельности собственного экспериментального предприятия, обычно через год после начала его работы, франчайзер окончательно отрабатывает все необходимые документы, входящие во франшизный пакет.
Ощутимый доход франчайзер получает при условии создания значительной сети франчайзи. На начальной стадии развития франчайзинговой сети предприятие, как правило, приносит убытки, поскольку само создание системы требует затрат, которые могут не окупиться открытием новых магазинов, даже если те успешно работают. Этот период может продлиться несколько лет. Однако дальнейшее развитие франшизной цепи создает все предпосылки для увеличения дохода франчайзера.
Самый лучший способ развития франшизной цепи – продемонстрировать успех на практике. Мировой опыт развития франчайзинга свидетельствует, что даже при относительно незначительном увеличении количества франчайзи (3-6 предприятий в год) доход, получаемый франчайзером от роялти, возрастает значительно быстрее, чем расходы франчайзера по управлению системой.
Персонал франчайзера,
который необходим для
При стандартной системе франчайзинга основной доход франчайзера складывается из текущих платежей франчайзи, роялти. Обычно величина роялти в среднем составляет 6с7% валового объема продаж франчайзи. Для франчайзи главной финансовой проблемой является поиск средств для приобретения франшизы. В связи с необходимостью финансировать определенный проект при обращении в банк за кредитом требуется представить убедительный бизнес-план. Но при отсутствии в России отработанной системы кредитования вновь открывающихся предприятий потенциальный франчайзи должен быть готов вложить часть необходимых средств из своего собственного кармана (обычно не менее 1/3 общей суммы). Личная финансовая ответственность является необходимым требованием при отборе франчайзи. Несмотря на то что успешность концепции франчайзинга является доказанной, покупка конкретной франшизы не дает гарантии стопроцентного успеха. Необходимо провести тщательную аудиторскую экспертизу, чтобы выяснить, насколько франчайзинг подходит для конкретного вида бизнеса. Первоначальные инвестиции в открытие торговой точки могут варьироваться в зависимости от типа предприятия и положений франшизного договора от $25 тыс. до $1 млн, в среднем они составляют $60 тыс. Средний роялти, выплачиваемый владельцу сети, вычисляется из суммы совокупных доходов в год. Порядка 3-5% доходов предприятия-франчайзеры вкладывают в рекламу. Юридическая сторона бизнеса франчайзи также имеет свои сложности: договоры с сетями, обычно не подлежащие обсуждению, практически не оставляют франчайзи свободы действий. Они предусматривают закупку оборудования и товаров у четко установленных поставщиков, ограничивают возможности конкуренции с другими поставщиками той же сети, зачастую оставляя за сетью право открывать новые магазины рядом с франчайзинговой торговой точкой. Проблемы могут возникать также и в момент принятия решения франчайзи о выходе из бизнеса. Вряд ли удастся выгодно продать свой контракт, так как, помимо того, что любой новый франчайзи должен быть утвержден головной компанией, как правило, крайне сложно изменить ситуацию на местном рынке, сложившуюся не в пользу развивающегося бизнеса. Есть и непрогнозируемые риски при открытии торговой точки в том или ином регионе. Недостаточно исследованные с точки зрения маркетингового потенциала регионы попадают, таким образом, в зону риска для предприятий, решивших открыть торговую точку на условиях франчайзингового договора.