Франчайзинговые формы предпринимательства: мировой опыт и практика применения этой формы в России

Автор: i********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Любой вид бизнеса можно построить по франчайзинговой схеме. Международная ассоциация франчайзинга выделяет более 70 отраслей и секторов экономики, в которых можно использовать подобные схемы. Это бухгалтерский учет, ремонт автомобилей, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечения, прокат специального оборудования и многое другое.

Содержание

Введение.
Часть 1.
1.1 Что такое франчайзинг?
1.2 История
1.3 Использование франчайзинга в мире
Часть 2
2. 1 Виды франчайзинга.
2.1.1 Франчайзинг товара
2.1.2 Производственный франчайзинг
2.1.3 Сервисный франчайзинг
2.1.4 Франчайзинг бизнес-формата
2.2 Формы франчайзинга
2.2.1 Прямой франчайзинг
2.2.2 Последовательный франчайзинг
2.2.3 Субфранчайзинг
2.2.4 Мастер-франчайзинг
Часть 3.
3.1Использование франчайзинга в России.
3.2 «Скрытый» франчайзинг в России.
3.3 Франчайзинг в торговле одеждой и обувью
3.4 Франчайзинг на рынке ресторанных услуг
3.5Российская ассоциация франчайзинга (РАФ)
3.6 Юридическая специфика
3.7 Дополнительные сведения
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

2.2.4 Мастер-франчайзинг-это форма долгосрочного международного делового сотрудничества. Здесь присутствует трехстороннее взаимодействие. Франчайзер-мастер-франчай и франчайзи. 
 
В соответствии с соглашением франчайзер представляет право мастер-франчайзи работать на большой территории по его системе и с использованием его прав на интеллектуальную собственность. Мастер-франчайзи имеет право на открытие своих точек, а также на передачу прав третьим лицам-франчайзи. При этом концептуально франчайзер стремиться не к формированию сети собственных предприятий мастер-франчайзи, а к формированию и развитию сети-франчайзи, т.е.независимых от мастер-франчайзи юридических лиц. 
 
Мастер франчайзи имеет большой объем прав на оговоренной территории, при этом ответственность перед франчайзером пропорциональна объему предоставляемых прав.  
Масштаб и модели отношений определяются как правило в зависимости от политической, социально-экономической и правовой среды, степени развития рынка, возможностей мастер-франчайзи, предыдущего опыта сторон, требований к инвестициям и т.д. 
Договорные отношения между франчайзером и мастер-франчайзи могут строиться в различных формах, например, в форме совместного предприятия, коммерческого представительства и субфранчайзинга. В зависимости от этого и возможности развития, и формы франчайзинга на территории мастер-франчайзи, и соответственно результаты деятельности будут существенно различаться. 
Иногда мастер-франшиза сопровождается соглашением о развитии территории и здесь крайне важно сопостовимость условий контрактов и оценка возможности их практической реализации.9 
Конечно, каждая из перечисленных форм имеет определенные преимущества и недостатки, и выбор конкретной формы будет определяться стратегией правообладателя, условиями рынка, спецификой деятельности, ресурсами и многими другими факторами. 
Кроме того, системы взаимоотношений сторон внутри каждой формы также могут иметь большие различия. Недопонимание этого и попытки использования чужых моделей приводит к серьезнейшим рискам функционирования каждого из партнеров и в целом систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 3.

3.1Использование франчайзинга в России.

Франчайзинг в  России не получил пока должного развития, но потенциальные возможности для его внедрения достаточно велики.

Российская система  ведения бизнеса отличается очень  серьезной информационной закрытостью, в отличие от западной системы, где, наоборот, превалирует открытость. Франчайзингу, как раз, такая открытость необходима, так как - это партнерский бизнес, основанный на доверительных отношениях. В России очень сложно добиться доверительных отношений между партнерами. Российский предприниматель готов платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений. А во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная. Это нечто неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только приобрести и на протяжении длительного времени пользоваться. В России "McDonald's" не работает по этой системе. Во-первых, он и так успешно развивается в рамках корпоративной схемы в России. Во-вторых, специалисты этой корпорации указывают на существенные недостатки в российской бизнес-среде. Главный - несовершенная нормативная база, что является основным препятствием для развития "McDonald's" в форме франчайзинга. Основной причиной того, что компания не хочет продавать франшизу в Россию, является как раз неуверенность в том, что местные предприниматели смогут обеспечить необходимый уровень качества. "Продавец франшизы верит ее покупателю до тех пор, пока он обеспечивает соответствующее качество конечного продукта, - говорит Владимир Скопцов. - У нас очень трудно доверять тому, кто это будет делать". Это очень важный индикатор ситуации, так как по всему миру "McDonald's" является флагманом в индустрии франчайзинга.10

Российское законодательство практически не владеет понятием «франчайзинг». Отсутствие правовых норм существенно затрудняет возможность  развития франчайзинга и конечно  значительно усложняет возможность кредитования франчайзи, т.к. при кредитовании франчайзинговой сделки франчайзер является гарантом франчайзи и должен показать банку выгоду проекта.

Перечислим примеры  наиболее успешных общероссийских франчайзинговых  сетей. Это "Красный куб" (сеть магазинов подарков) планирует к 2004 году довести количество своих магазинов по всей России до 100.  Мебельный бренд "Феликс" тоже пошел в регионы, а бренд "Шатура" имеет сеть в 500 франчайзи в 67 субъектах РФ, из них два в Екатеринбурге. Как показала практика, за несколько месяцев оборот первого франчайзингового салона "Феликса", открытого в 2001 году в Липецке, вырос в 2,5 раза. По мнению специалистов, получат развитие в регионах сети супермаркетов, таких как "Перекресток", «Пятерочка» (также выходит через систему франчайзинга на рынок Екатеринбурга) или "Копейка", в которых сочетается большой выбор позиций (800-1500) и политика относительно невысоких цен. В регионах их ждут местные ведущие оптовики с обширными складами, развитой логистикой, которые будут не против скорректировать свою технологию под снабжение дискаунтера. Наконец. Можно назвать такие успешные франчайзинговые проекты как 1С «Франчайзинг» в сфере информационных технологий, «Шоколадница» и «Ростикс» в сфере создания сетей ресторанного обслуживания. 

Франчайзинг пришел в Россию в 1993 году. Вначале Москву, а потом и всю страну буквально  оккупировали иностранные кафе. Подавляющее большинство франчайзеров на тот момент составляли представители иностранного капитала. Однако, как свидетельствует статистика, первые десять лет появления франчайзинга в любой стране – это 70% иностранных и 30% местных фирм. Еще через десять лет картина меняется на противоположную.

В России есть четыре центра распространения франчайзинга: Москва, Санкт-Петербург, Сибирь и южные  регионы страны. Туда проникают известные  иностранные фирмы и наши крупные  компании, создающие общенациональные брэнды. Правда, не все еще готовы к экспансии в регионы. Например, «Росинтер» продает право на свою марку только в Москве и Подмосковье, где легче найти надежных партнеров, которые не станут диктовать своих условий и расшатывать общий бизнес.

McDonald's, имеющий порядка 10 000 франчайзинговых точек по всему миру, в России строит бизнес централизованно. Комбинат по изготовлению полуфабрикатов «Маккомплекс» в Солнцеве поставляет свою продукцию по всем ресторанам этой сети в стране. Компании на данном этапе своего развития выгодно таким образом вести бизнес, поскольку начальные вложения в сферу быстрого питания в России были несопоставимы с американским рынком и скоро окупились. У компании уже более 70 ресторанов в России, а затраты на открытие одного ресторана составляют $1,2 млн.

Франчайзинг обеспечивает разветвленную сеть предложения  товара или услуги. Для этого необходимо обладать весьма привлекательным раскрученным бизнесом либо предлагать перспективную  новинку.

Западные компании представляют стандартизированные технологии, многократно опробованные в разных странах мира: первоначальный взнос, дополнительные вложения, в том числе рекламные отчисления, и роялти - установленный регулярный платеж франчайзеру за пользование его маркой. Российские фирмы не столь консервативны и отличаются неординарными и многообразными франчайзинговыми решениями.

«Красный куб» получает от франчайзи $20 тыс., но не как  первоначальный взнос, а в качестве гарантии закупок. При этом компания поставляет магазину товар на $40 тыс. При расторжении контракта внесенная сумма возвращается предпринимателю.

Более редким видом  франчайзинга является производственный. Классический западный вариант – Coca-Cola. В России по франчайзингу с этой компанией-держателем брэнда, которая имеет по всему миру порядка 200 субфранчайзеров, работает российская частная фирма «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». Она является второй в мире по объемам производства продукта компанией под брэндом франчайзера. Coca-Cola дает франшизу различным компаниям при условии хорошей репутации и прочного положения на рынке. В объемном договоре между франчайзи и компанией подробно прописаны все нюансы работы по эксплуатации и раскручиванию торговой марки. Например, франчайзи не может поставлять свою продукцию в тот регион, в котором имеется собственный производитель Coca-Cola.  

Первопроходцем  российского франчайзинга нового времени  считают Владимира Довганя, продавшего марку "Дока-пицца" различным предпринимателям. Его «Дока» стала членом МАФ, открыв в 1993 году первое отечественное франчайзинговое  кафе «Дока-Пицца». Сеть кафе включает 1000 точек. Однако имидж «Дока-Пиццы» был подорван ухудшением качества товара со стороны недобросовестных франчайзи, и вся франчайзинговая система рухнула. «Торговый дом Довгань» также пытался работать по схеме франчайзинга, предоставляя производителю комплектующие, упаковку, маркетинговую поддержку, технологию и рецептуру производства. Сейчас, по мнению Владимира Скопцова, у нас существуют только две компании, работающие по этой схеме и официально подтверждающие этот факт. Самая крупная из них - софтовая фирма 1С. "Секрет успеха компании 1С в том, что в свое время им было очень просто обеспечить необходимое качество конечного продукта, - считает Владимир Скопцов. - Это были молодые ребята-программисты, которые были способны изготавливать достойный конечный продукт".

Впрочем, по оценкам  экспертов, в ближайшие годы эта  схема работы будет активно развиваться, в первую очередь за счет выхода различных торговых сетей в регионы. "Мы собираемся использовать франчайзинговую  схему для экспансии в регионы, - сказал RBC daily заместитель генерального директора компании "Седьмой континент" Валентин Запевалов, - потому что это намного дешевле, чем строить собственные торговые центры. Но мы очень долго ведем переговоры с потенциальными партнерами, поскольку мы должны быть уверены в том, что будут выполнены все наши условия. Потенциальные партнеры удивляются количеству предъявляемых требований, но мы не можем допустить, чтобы под нашим именем работал случайный человек". О проблеме сохранения репутации бренда говорят практически все продавцы франшизы. "Нашими первыми клиентами по этой схеме были проверенные партнеры, которые долгие годы сотрудничали с нами в качестве оптовых покупателей, - сказала RBC daily представитель торгового дома "Арома" Наталья Алошкина. - И сейчас еще на стадии переговоров мы стремимся исключить возможность появления среди покупателей франшизы недобросовестных партнеров".

Во время экономического кризиса 1998 года с рынка ушло 30-50% всех независимых хозяйствующих субъектов и только около 5% франчайзинговых. Причем большинство из ушедших франчайзинговых компаний возобновили свою деятельность после улучшения экономической ситуации в стране и повышения уровня потребительского спроса. Сегодня Москва и Санкт-Петербург по емкости потребительского рынка сопоставимы с некоторыми европейскими странами.

Основными и  наиболее перспективными сферами развития франчайзинга в России являются: общественное питание, одежда и обувь, компьютерные системы. Набирает обороты франчайзинг  в нефтяной промышленности (на рынке автозаправочных станций). 
 

3.2 «Скрытый» франчайзинг в России.

Перенесенный  на российскую почву, франчайзинг приобретает  национальные черты: работающие по этой схеме компании предпочитают не афишировать  этот факт.

Количество франчайзинговых  систем достигло 70, а в 2003 году может превысить 100, сообщил на конференции "Перспективы развития франчайзинговых отношений в России" председатель совета директоров Российской ассоциации франчайзинга Александр Майлер. Между тем эксперты считают, что официально по схеме франчайзинга в России работают всего две организации. Используют же ее практически все крупные сети, в первую очередь торговые. Однако они предпочитают умалчивать об этом, полагая, что объявление об использовании франчайзинговых схем отпугнет потребителей.

"На Западе  эта система широко развита  в сфере общественного питания,  потому что она дает возможность  открывать бизнес с высокой  степенью надежности, - сказал эксперт  компании BKG Владимир Скопцов. - Допустим, предприниматель открывает небольшое  кафе под названием "Петерс и партнеры", но в него никто не идет. Не идет, потому что никто не знает, кто такой этот Петерс и кто его партнеры. Тогда предприниматель принимает решение обратиться в крупную компанию с известнымраскрученным названием и говорит, что он хочет работать по их технологии и под их именем. Известное имя обеспечивает ему стабильное количество клиентов". При этом покупающий франшизу предприниматель остается самостоятельным юридическим лицом. Он лишь пользуется брендом, но взамен (помимо уплаты роялти) должен соответствовать определенным стандартам, предъявляемым к точкам этой марки. В реальности по франчайзинговой схеме работает абсолютное большинство российских торговых сетей. Но они предпочитают не афишировать это. "Если вы купите что-нибудь в магазине компании "М-видео" или "Мир" , вы увидите, что на чеке указано какое-нибудь ООО "ХХХ", - говорит Владимир Скопцов. - Это означает, что магазин с вывеской "Мир" является самостоятельным юридическим лицом. Это завуалированная форма франшизы". По мнению Владимира Скопцова, причина этого явления довольно проста и заключается в опасениях компании потерять клиентов, если они узнают, что магазины известной сети на самом деле ей не принадлежат, а работают сами по себе, используя лишь вывеску. "Если такой магазин продаст некачественный товар или как-нибудь не так обслужит покупателя, последний не будет разбираться, кому принадлежит магазин, - считает Скопцов. - Он перестанет ходить в любые магазины этой сети. Поэтому компаниям просто нет смысла афишировать эту схему работы".

Зато есть смысл  ее активно использовать. "На сегодня  франшиза - это наиболее реальный путь, позволяющий в сфере сервиса  и торговли эффективно сочетать технологическую  и маркетинговую мощь крупной  структуры с эффективностью и  внимательностью к клиенту, характернымидля небольших частных фирм", - сказал директор компании 1С Борис Нуралиев. Эксперты, кстати, полагают, что франчайзинговые конгломераты - хорошая альтернатива холдингам, для существования которых у нас сейчас нет законодательной базы. "Для работы по франчайзинговой схеме никаких особых законов не надо, - считает Владимир Скопцов. - Достаточно гражданского кодекса, в котором записано право заключать договор о намерениях". Впрочем, та статья, которая позволяет вести бизнес по франчайзинговой схеме, по мнению экспертов, тормозит его развитие. "Статья, позволяющая заключать договор коммерческой концессии, в существующей редакции провоцирует недоверие между покупателем и продавцом франшизы, - считает аналитик департамента консалтинга РБК Валентин Крохин, - поскольку человек, покупающий франшизу, не несет никакой ответственности перед продавцом. Он может полностью обучиться у продавца, проработать год, а потом сменить вывеску и начать самостоятельный бизнес. Продавец франшизы теряет роялти. На Западе по закону покупатель франшизы не имеет права покидать продавца и начинать самостоятельный бизнес". Также тормозят развитие франчайзинга обычные российские проблемы. "Забюрократизированность, высокие налоги толкают небольшие предприятия к теневому ведению дел, а для франчайзинговых отношений важна прозрачность", - считает Борис Нуралиев. 11 
 

Информация о работе Франчайзинговые формы предпринимательства: мировой опыт и практика применения этой формы в России