Автор: i********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа
Любой вид бизнеса можно построить по франчайзинговой схеме. Международная ассоциация франчайзинга выделяет более 70 отраслей и секторов экономики, в которых можно использовать подобные схемы. Это бухгалтерский учет, ремонт автомобилей, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечения, прокат специального оборудования и многое другое.
Введение.
Часть 1.
1.1 Что такое франчайзинг?
1.2 История
1.3 Использование франчайзинга в мире
Часть 2
2. 1 Виды франчайзинга.
2.1.1 Франчайзинг товара
2.1.2 Производственный франчайзинг
2.1.3 Сервисный франчайзинг
2.1.4 Франчайзинг бизнес-формата
2.2 Формы франчайзинга
2.2.1 Прямой франчайзинг
2.2.2 Последовательный франчайзинг
2.2.3 Субфранчайзинг
2.2.4 Мастер-франчайзинг
Часть 3.
3.1Использование франчайзинга в России.
3.2 «Скрытый» франчайзинг в России.
3.3 Франчайзинг в торговле одеждой и обувью
3.4 Франчайзинг на рынке ресторанных услуг
3.5Российская ассоциация франчайзинга (РАФ)
3.6 Юридическая специфика
3.7 Дополнительные сведения
Заключение.
2.2.4
Мастер-франчайзинг-это форма долгосрочного
международного делового сотрудничества.
Здесь присутствует трехстороннее взаимодействие.
Франчайзер-мастер-франчай и франчайзи.
В соответствии с соглашением франчайзер
представляет право мастер-франчайзи
работать на большой территории по его
системе и с использованием его прав на
интеллектуальную собственность. Мастер-франчайзи
имеет право на открытие своих точек, а
также на передачу прав третьим лицам-франчайзи.
При этом концептуально франчайзер стремиться
не к формированию сети собственных предприятий
мастер-франчайзи, а к формированию и развитию
сети-франчайзи, т.е.независимых от мастер-франчайзи
юридических лиц.
Мастер франчайзи имеет большой объем
прав на оговоренной территории, при этом
ответственность перед франчайзером пропорциональна
объему предоставляемых прав.
Масштаб и модели отношений определяются
как правило в зависимости от политической,
социально-экономической и правовой среды,
степени развития рынка, возможностей
мастер-франчайзи, предыдущего опыта сторон,
требований к инвестициям и т.д.
Договорные отношения между франчайзером
и мастер-франчайзи могут строиться в
различных формах, например, в форме совместного
предприятия, коммерческого представительства
и субфранчайзинга. В зависимости от этого
и возможности развития, и формы франчайзинга
на территории мастер-франчайзи, и соответственно
результаты деятельности будут существенно
различаться.
Иногда мастер-франшиза сопровождается
соглашением о развитии территории и здесь
крайне важно сопостовимость условий
контрактов и оценка возможности их практической
реализации.9
Конечно, каждая из перечисленных форм
имеет определенные преимущества и недостатки,
и выбор конкретной формы будет определяться
стратегией правообладателя, условиями
рынка, спецификой деятельности, ресурсами
и многими другими факторами.
Кроме того, системы взаимоотношений сторон
внутри каждой формы также могут иметь
большие различия. Недопонимание этого
и попытки использования чужых моделей
приводит к серьезнейшим рискам функционирования
каждого из партнеров и в целом систем.
Часть 3.
3.1Использование франчайзинга в России.
Франчайзинг в России не получил пока должного развития, но потенциальные возможности для его внедрения достаточно велики.
Российская система ведения бизнеса отличается очень серьезной информационной закрытостью, в отличие от западной системы, где, наоборот, превалирует открытость. Франчайзингу, как раз, такая открытость необходима, так как - это партнерский бизнес, основанный на доверительных отношениях. В России очень сложно добиться доверительных отношений между партнерами. Российский предприниматель готов платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений. А во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная. Это нечто неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только приобрести и на протяжении длительного времени пользоваться. В России "McDonald's" не работает по этой системе. Во-первых, он и так успешно развивается в рамках корпоративной схемы в России. Во-вторых, специалисты этой корпорации указывают на существенные недостатки в российской бизнес-среде. Главный - несовершенная нормативная база, что является основным препятствием для развития "McDonald's" в форме франчайзинга. Основной причиной того, что компания не хочет продавать франшизу в Россию, является как раз неуверенность в том, что местные предприниматели смогут обеспечить необходимый уровень качества. "Продавец франшизы верит ее покупателю до тех пор, пока он обеспечивает соответствующее качество конечного продукта, - говорит Владимир Скопцов. - У нас очень трудно доверять тому, кто это будет делать". Это очень важный индикатор ситуации, так как по всему миру "McDonald's" является флагманом в индустрии франчайзинга.10
Российское законодательство практически не владеет понятием «франчайзинг». Отсутствие правовых норм существенно затрудняет возможность развития франчайзинга и конечно значительно усложняет возможность кредитования франчайзи, т.к. при кредитовании франчайзинговой сделки франчайзер является гарантом франчайзи и должен показать банку выгоду проекта.
Перечислим примеры
наиболее успешных общероссийских франчайзинговых
сетей. Это "Красный куб" (сеть магазинов
подарков) планирует к 2004 году довести
количество своих магазинов по всей России
до 100. Мебельный бренд "Феликс" тоже
пошел в регионы, а бренд "Шатура"
имеет сеть в 500 франчайзи в 67 субъектах
РФ, из них два в Екатеринбурге. Как показала
практика, за несколько месяцев оборот
первого франчайзингового салона "Феликса",
открытого в 2001 году в Липецке, вырос в
2,5 раза. По мнению специалистов, получат
развитие в регионах сети супермаркетов,
таких как "Перекресток", «Пятерочка»
(также выходит через систему франчайзинга
на рынок Екатеринбурга) или "Копейка",
в которых сочетается большой выбор позиций
(800-1500) и политика относительно невысоких
цен. В регионах их ждут местные ведущие
оптовики с обширными складами, развитой
логистикой, которые будут не против скорректировать
свою технологию под снабжение дискаунтера.
Наконец. Можно назвать такие успешные
франчайзинговые проекты как 1С «Франчайзинг»
в сфере информационных технологий, «Шоколадница»
и «Ростикс» в сфере создания сетей ресторанного
обслуживания.
Франчайзинг пришел в Россию в 1993 году. Вначале Москву, а потом и всю страну буквально оккупировали иностранные кафе. Подавляющее большинство франчайзеров на тот момент составляли представители иностранного капитала. Однако, как свидетельствует статистика, первые десять лет появления франчайзинга в любой стране – это 70% иностранных и 30% местных фирм. Еще через десять лет картина меняется на противоположную.
В России есть четыре центра распространения франчайзинга: Москва, Санкт-Петербург, Сибирь и южные регионы страны. Туда проникают известные иностранные фирмы и наши крупные компании, создающие общенациональные брэнды. Правда, не все еще готовы к экспансии в регионы. Например, «Росинтер» продает право на свою марку только в Москве и Подмосковье, где легче найти надежных партнеров, которые не станут диктовать своих условий и расшатывать общий бизнес.
McDonald's, имеющий порядка 10 000 франчайзинговых точек по всему миру, в России строит бизнес централизованно. Комбинат по изготовлению полуфабрикатов «Маккомплекс» в Солнцеве поставляет свою продукцию по всем ресторанам этой сети в стране. Компании на данном этапе своего развития выгодно таким образом вести бизнес, поскольку начальные вложения в сферу быстрого питания в России были несопоставимы с американским рынком и скоро окупились. У компании уже более 70 ресторанов в России, а затраты на открытие одного ресторана составляют $1,2 млн.
Франчайзинг обеспечивает разветвленную сеть предложения товара или услуги. Для этого необходимо обладать весьма привлекательным раскрученным бизнесом либо предлагать перспективную новинку.
Западные компании представляют стандартизированные технологии, многократно опробованные в разных странах мира: первоначальный взнос, дополнительные вложения, в том числе рекламные отчисления, и роялти - установленный регулярный платеж франчайзеру за пользование его маркой. Российские фирмы не столь консервативны и отличаются неординарными и многообразными франчайзинговыми решениями.
«Красный куб» получает от франчайзи $20 тыс., но не как первоначальный взнос, а в качестве гарантии закупок. При этом компания поставляет магазину товар на $40 тыс. При расторжении контракта внесенная сумма возвращается предпринимателю.
Более редким видом
франчайзинга является производственный.
Классический западный вариант – Coca-Cola.
В России по франчайзингу с этой компанией-держателем
брэнда, которая имеет по всему миру порядка
200 субфранчайзеров, работает российская
частная фирма «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия».
Она является второй в мире по объемам
производства продукта компанией под
брэндом франчайзера. Coca-Cola дает франшизу
различным компаниям при условии хорошей
репутации и прочного положения на рынке.
В объемном договоре между франчайзи и
компанией подробно прописаны все нюансы
работы по эксплуатации и раскручиванию
торговой марки. Например, франчайзи не
может поставлять свою продукцию в тот
регион, в котором имеется собственный
производитель Coca-Cola.
Первопроходцем российского франчайзинга нового времени считают Владимира Довганя, продавшего марку "Дока-пицца" различным предпринимателям. Его «Дока» стала членом МАФ, открыв в 1993 году первое отечественное франчайзинговое кафе «Дока-Пицца». Сеть кафе включает 1000 точек. Однако имидж «Дока-Пиццы» был подорван ухудшением качества товара со стороны недобросовестных франчайзи, и вся франчайзинговая система рухнула. «Торговый дом Довгань» также пытался работать по схеме франчайзинга, предоставляя производителю комплектующие, упаковку, маркетинговую поддержку, технологию и рецептуру производства. Сейчас, по мнению Владимира Скопцова, у нас существуют только две компании, работающие по этой схеме и официально подтверждающие этот факт. Самая крупная из них - софтовая фирма 1С. "Секрет успеха компании 1С в том, что в свое время им было очень просто обеспечить необходимое качество конечного продукта, - считает Владимир Скопцов. - Это были молодые ребята-программисты, которые были способны изготавливать достойный конечный продукт".
Впрочем, по оценкам экспертов, в ближайшие годы эта схема работы будет активно развиваться, в первую очередь за счет выхода различных торговых сетей в регионы. "Мы собираемся использовать франчайзинговую схему для экспансии в регионы, - сказал RBC daily заместитель генерального директора компании "Седьмой континент" Валентин Запевалов, - потому что это намного дешевле, чем строить собственные торговые центры. Но мы очень долго ведем переговоры с потенциальными партнерами, поскольку мы должны быть уверены в том, что будут выполнены все наши условия. Потенциальные партнеры удивляются количеству предъявляемых требований, но мы не можем допустить, чтобы под нашим именем работал случайный человек". О проблеме сохранения репутации бренда говорят практически все продавцы франшизы. "Нашими первыми клиентами по этой схеме были проверенные партнеры, которые долгие годы сотрудничали с нами в качестве оптовых покупателей, - сказала RBC daily представитель торгового дома "Арома" Наталья Алошкина. - И сейчас еще на стадии переговоров мы стремимся исключить возможность появления среди покупателей франшизы недобросовестных партнеров".
Во время экономического кризиса 1998 года с рынка ушло 30-50% всех независимых хозяйствующих субъектов и только около 5% франчайзинговых. Причем большинство из ушедших франчайзинговых компаний возобновили свою деятельность после улучшения экономической ситуации в стране и повышения уровня потребительского спроса. Сегодня Москва и Санкт-Петербург по емкости потребительского рынка сопоставимы с некоторыми европейскими странами.
Основными и
наиболее перспективными сферами развития
франчайзинга в России являются: общественное
питание, одежда и обувь, компьютерные
системы. Набирает обороты франчайзинг
в нефтяной промышленности (на рынке
автозаправочных станций).
3.2 «Скрытый» франчайзинг в России.
Перенесенный на российскую почву, франчайзинг приобретает национальные черты: работающие по этой схеме компании предпочитают не афишировать этот факт.
Количество франчайзинговых систем достигло 70, а в 2003 году может превысить 100, сообщил на конференции "Перспективы развития франчайзинговых отношений в России" председатель совета директоров Российской ассоциации франчайзинга Александр Майлер. Между тем эксперты считают, что официально по схеме франчайзинга в России работают всего две организации. Используют же ее практически все крупные сети, в первую очередь торговые. Однако они предпочитают умалчивать об этом, полагая, что объявление об использовании франчайзинговых схем отпугнет потребителей.
"На Западе
эта система широко развита
в сфере общественного питания,
Зато есть смысл
ее активно использовать. "На сегодня
франшиза - это наиболее реальный путь,
позволяющий в сфере сервиса
и торговли эффективно сочетать технологическую
и маркетинговую мощь крупной
структуры с эффективностью и
внимательностью к клиенту, характернымидля
небольших частных фирм", - сказал директор
компании 1С Борис Нуралиев. Эксперты,
кстати, полагают, что франчайзинговые
конгломераты - хорошая альтернатива холдингам,
для существования которых у нас сейчас
нет законодательной базы. "Для работы
по франчайзинговой схеме никаких особых
законов не надо, - считает Владимир Скопцов.
- Достаточно гражданского кодекса, в котором
записано право заключать договор о намерениях".
Впрочем, та статья, которая позволяет
вести бизнес по франчайзинговой схеме,
по мнению экспертов, тормозит его развитие.
"Статья, позволяющая заключать договор
коммерческой концессии, в существующей
редакции провоцирует недоверие между
покупателем и продавцом франшизы, - считает
аналитик департамента консалтинга РБК
Валентин Крохин, - поскольку человек,
покупающий франшизу, не несет никакой
ответственности перед продавцом. Он может
полностью обучиться у продавца, проработать
год, а потом сменить вывеску и начать
самостоятельный бизнес. Продавец франшизы
теряет роялти. На Западе по закону покупатель
франшизы не имеет права покидать продавца
и начинать самостоятельный бизнес".
Также тормозят развитие франчайзинга
обычные российские проблемы. "Забюрократизированность,
высокие налоги толкают небольшие предприятия
к теневому ведению дел, а для франчайзинговых
отношений важна прозрачность", - считает
Борис Нуралиев. 11