Формирование услуг розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключалась в обосновании теоретико-методологических положений сущности, содержания и развития услуг розничной торговли.

В соответствии с поставленной целью решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:

- охарактеризовать специфику и формы организации розничной торговли

- проанализировать основы формирования услуг предприятий розничной торговли

- провести организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Монарх»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Специфика и формы организации розничной торговли……………7

1.1. Формы и виды розничной торговли…………………………………..….7

1.2. Особенности функционирования розничной торговли………………….13

Глава 2. Основы формирования услуг предприятий розничной торговли.…23

2.1. Критерии формирования услуг предприятий розничной торговли……………………………………………………………………..….23

2.2. Совершенствование формирования услуг розничного торгового предприятия…………………………………………………………………..…34

Глава 3. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО Монарх»……………………………………………………………………39

3.1. Анализ эффективности товарного ассортимента ООО« Монарх»………39

3.2. Анализ эффективности использования технологической планировки торгового зала ООО «Монарх»……………………………………………….45

3.3. Оценка и пересмотр товарного ассортимента ООО «Монарх»…………48

Заключение……………………………………………………………………...51

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

формирование услуг розничной торговли.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

     Формирование  товарного ассортимента – это  разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

     Формирование  ассортимента товаров в розничных  торговых предприятиях — сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).

     К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазинах, относятся покупательский спрос и производство товаров.

     К специфическим факторам, оказывающим  влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения (в первую очередь — наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т. д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина. [2]

     Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей  и роста основных экономических  показателей деятельности товарного  предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.

     Формирование  ассортимента представляет собой процесс  подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов  и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

     В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться  рядом общих принципов:

     обеспечение соответствия ассортимента характеру  спроса, предъявляемого избранными для  обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль.

     рациональное  построение ассортимента товаров в  магазине предусматривает комплексное  удовлетворение спроса покупателей  в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок".

     обеспечение достаточной широты и глубины  ассортимента. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.

     обеспечение устойчивости ассортимента товаров. При  реализации товаров повседневного  спроса соблюдение этого принципа имеет  первостепенное значение. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

     одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.

     Обратим внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента и выделим следующие стадии:

     внедрение – закупаются сравнительно небольшие  партии товара у хорошо известных  поставщиков;

     рост  – закупка больших партий товара различных разновидностей, поиск  новых поставщиков, обеспечение  непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов;

     зрелость  – снижение закупочных цен, отказ  от услуг слабых поставщиков минимизация  торговых запасов, реклама;

     устаревшие  – распродажа остатков товара.

     Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

     Определяется  перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.

     Осуществляется  распределение отдельных групп  и подгрупп товаров в разрезе  потребительских комплексов и микрокомплексов.

     Определяется  количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских  комплексов и микрокомплексов.

     Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров  для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

     Перечень  основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит  от формы его товарной специализации  и специфики обслуживаемого контингента  покупателей.

     В процессе распределения отдельных  групп и подгрупп товаров в  разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на      1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.

     Основным  фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся  структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.

     Результаты  проведенного специального исследования по этому вопросу позволяют рекомендовать  следующую примерную номенклатуру потребительских комплексов для  универмагов:

     товары  для детей;

     товары  для женщин;

     товары  для мужчин;

     товары  для дома;

     культура  в быту и организация досуга;

     товары  для шитья и вязания.

     Наряду  с постоянными, в рамках потребительских  комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов.

     В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена  специальная площадь для организации сезонных микрокомплексов.

     Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения  количества разновидностей товаров  в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 1. 

     Таблица 1

     Рекомендуемое количество разновидностей товаров  для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации 

     Формы специализации  магазинов      Размеры торговой площади, кв. м.
до 250 251-630 631-1000 свыше 1000
1. Универсам  - до 700 700-1000 1001-1500
2. Кондитерские товары до 300 301-500 -      -
3. Товары для детей      - до 1000 1001-1500 св.1500
4. Товары для молодежи      - до 800 801-1200 св.1200
5. Товары для женщин      - до 1000 1001-1500 св.1500
6. Товары для мужчин      - до 800 801-1200 св.1200
7. Одежда      - до 600 601-1000 св.1000
8. Обувь до 300 301-500 501-800 св.800
9. Хозтовары до 500 501-800 801-1200 св.1200
10. Галантерея до 600 601-900 свыше 900      -
 

     Заключительным  этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости товарных запасов.

     Для оптимизации ассортиментного перечня  товаров применяют данные, сгруппированные  следующим образом. 
 
 

     Наименование  микрокомплекса (товарной секции)      Наименование товаров      Количество  разновидностей товаров      Период  торговли (месяц)
 

     Рис. 2. Форма планирования ассортиментного  перечня 

     Наряду  с правильным формированием ассортимента товаров, важной задачей является обеспечение  его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине, является  коэффициент устойчивости, определяемый по формуле:

                                              Оn

                            Ку = 1 - --------- ;     (1)

                                             n x a

     где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;

     О1;О2;...Оn – количество разновидностей товаров  отсутствующих в продаже в  момент проверок (из предусмотренных  разработанным ассортиментным перечнем товаров);

     a - количество разновидностей товаров, предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем;

     n - количество проверок.

     При росте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует  исключить товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.

     Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже

     для универсамов и гастрономов - 0,90;

Информация о работе Формирование услуг розничной торговли