Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:12, реферат
В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло "корреспондентское обучение". Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.
Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.
Введение 3
1 Сущность дистанционного образования 5
2 Обзор рынка дистанционного образования в России 7
Участники рынка дистанционного образования 7
Обучение с помощью электронных учебных курсов 8
Рынок разработчиков программного обеспечения 9
Стоимость ДО 11
3 Обзор образовательного сектора дистанционного образования 13
Бизнес-образование online 13
Участники рынка дистанционного бизнес-образования 14
Потребители 14
Формы дистанционного обучения 15
Преимущества и недостатки дистанционного образования 18
4 Экономическая эффективность дистанционного образования 20
Список использованной литературы 23
- учебные видеофильмы;
- мультимедийные интерактивные курсы;
-
обучающие CD.
К сожалению, в России
Можно выделить несколько больших категорий, под которые подпадает большинство курсов, используемых в корпоративном дистанционном обучении:
-
Обучение продуктам,
-
Развитие различных умений и
навыков. Многие электронные
-
Обучение программным
- Обучение различным нормативам, правилам и стандартам. Примерами таких курсов являются курсы по технике безопасности, создаваемые для различных профессий и специальностей.
-
Ознакомление персонала с
Эти компании предлагают 2 категории решений:
LMS как часть большей управленческой системы, уже имеющейся на предприятии, например, ERP-класса.
LMS
как отдельный программный
Первый вариант подразумевает
интеграцию функционала LMS в уже
существующие модели единой
Стоит обратить внимание на один важный нюанс рынка LMS - в России, в отличие от других стран, стоимость владения системой считается per module, а не per user! То есть стоимость расширения модуля для дополнительных 20 сотрудников равна НУЛЮ! И пока зарубежные провайдеры не могу изменить этот тренд.
Нижняя планка внедрения LMS в России составляет от 10-15 тыс. долларов. Срок внедрения - от 2-3 месяцев. При этом некоторые их них предоставляются бесплатно, а некоторые стоят десятки и даже сотни тысяч долларов. А самих систем в мире несколько сотен.
Причина такого разительного отличия заключается в том, что разные системы решают разные задачи. Одни, по сути, являются всего лишь проигрывателями электронных учебных курсов, предоставляя простейший функционал по контролю над обучением. Другие объединяют функции дистанционного обучения и тестирования с возможностью формировать модульные учебные программы, производить оценку персонала, по итогам оценки создавать индивидуальные программы развития, позволяющие развить те или иные компетенции. Если говорить о последнем виде систем, среди них можно найти как очень дорогие зарубежные системы, так и вполне доступные для большинства компаний системы, разработанные в России.
Разработка электронных курсов, используемых в коммерческих организациях, нередко ведется внутри самой компании силами ее сотрудников, в особенности это касается курсов по продуктам, предлагаемым компанией. Также для разработки курсов привлекаются сторонние разработчики. Однако число компаний, профессионально занимающихся разработкой курсов под заказ, невелико - на рынке известно буквально 10 15 провайдеров. Наиболее крупные из них: Oracle, SAP, IBM, Амплуа-Брокер, WebSoft, Прометей, ГиперМетод, REDLAB/REDCENTER, Competentum, УНИАР.
При
создании курса под заказ компания-
У некоторых из российских разработчиков СДО есть определенная направленность. Некоторые разработчики ориентированы как на ВУЗы, так и на коммерческие компании, другие фокусируются на корпоративном рынке, третьи занимаются госсектором, ВУЗами и школами.
Также есть ряд поставщиков
готовых электронных учебных
курсов. Большими библиотеками готовых
курсов могут похвастаться
Корректное взаимодействие между системой дистанционного обучения и электронным учебным курсом обеспечивается специальными международными стандартами - SCORM 1.2, SCORM 2004 и AICC. Большинство современных СДО поддерживают все эти стандарты или некоторые из них.
Практически всегда в паре с электронными учебными курсами идут электронные тесты. Тесты используются как для неформального контроля усвояемости и закрепления пройденного материала по ходу электронного учебного курса, так и для формального контроля над результатами обучения по прохождении курса. Часто тесты завершают прохождение тех или иных разделов курсов и/или всего курса в целом. При этом развитые системы дистанционного обучения предоставляют дополнительные конструкторы тестов, позволяющие создавать базы тестовых вопросов и набирать тесты, выдаваемые каждому обучаемому, из базы в соответствии с заданными правилами (например, с учетом сложности тестовых вопросов). В ряде случаев электронный курс предоставляет эффективные средства по развитию навыков. В частности, курсы по программным продуктам или по выполнению некоторых банковских операций могут представлять собой настоящие тренажеры и совмещать изложение теории с практическими занятиями.
Также стоит отметить производителей авторских средств - программного обеспечения для разработки электронных курсов. Широко известен ряд зарубежных продуктов, есть и весьма популярные авторские средства, созданные в России.
Важно отметить, что при смещении от классического очного обучения к дистанционному меняется и роль преподавателя. Во-первых, весь имеющийся опыт в преподавании определенной дисциплины нужно заложить в сам курс, предусмотрев способы подачи информации и механизмы проверки усвоения материала. Во-вторых, часто в случае использования ДО остается контакт преподавателя с обучаемыми - в развитых СДО преподаватель может общаться с обучаемыми через электронные средства коммуникаций - учебный портал, форумы, аудио- и видео-конференции, позволяя обучаемым задавать вопросы, обсуждать полученную из электронных курсов информацию, обращаться к базе знаний. То есть электронные средства могут заменять живое общение, а роль преподавателя трансформируется в роль тьютора - наставника, направляющего обучаемых к источникам знаний. У некоторых поставщиков учебного контента участие преподавателя-тьютора является частью предоставляемого сервиса по дистанционному обучению.
Если же говорить о стоимости дистанционного обучения, то в ряде случаев использование электронных учебных курсов вместо очных учебных программ приводит к большой экономии. Особенно сильно это заметно в больших организациях, где нужно обучить по одной и той же программе большое количество сотрудников, а также в компаниях с развитой региональной филиальной структурой - использование электронных средств доставки контента гораздо дешевле огромных трат, связанных с поддержанием штата тренеров и командировочными расходами на поездки тренеров по регионам. В некоторых же случаях без использования дистанционного обучения вообще невозможно обойтись - практически невозможно обучить 80 000 человек, находящихся в разных уголках нашей страны, новому страховому продукту за 2 месяца, не прибегая к дистанционному обучению.[5]
Конечно,
не следует забывать, что разработка
электронных учебных курсов может
быть достаточно дорогим удовольствием.
Поэтому, формат электронного курса
нужно выбирать с оглядкой на количество
людей, которых предстоит обучить, и на
ожидаемую частоту обновления курса. Не
стоит делать слишком сложный курс с большим
количеством анимации, если его просмотрят
всего несколько десятков человек, а через
несколько месяцев его придется снова
менять/дорабатывать.
В случае, если количество обучаемых не очень велико, а тратить время и деньги на разработку электронных учебных курсов нецелесообразно или невозможно, на выручку приходит технология виртуального класса, являющаяся промежуточной между очной и дистанционной формами обучения. Системы виртуальных классов позволяют проводить вебинары (веб-семинары), которые могут объединять участников из разных городов и стран. За рубежом использование виртуальных классов стало повсеместно используемой техникой, аналогичные решения, в некоторых аспектах даже превосходящие западные, появились и у российских разработчиков программного обеспечения. Скорее всего, в ближайшее время эти технологии получат в России такое же широкое распространение, как и на Западе.
В России рынок дистанционного образования (ДО) начал складываться в начале 90-х годов. Именно тогда специалистами в области компьютерных технологий были разработаны первые программные продукты, позволяющие осуществлять взаимодействие между студентами и преподавателями на больших расстояниях. В 1995 году Государственным Комитетом Российской Федерации по высшему образованию была утверждена Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России. Эта Концепция предусматривает решение посредством внедрения системы дистанционного образования (СДО) нескольких задач:
1.
предоставление самым широким
кругам населения в любых
2.
обеспечение наиболее
Первые российские прототипы СДО были внедрены крупнейшими вузами страны. Однако в отличие от Европы и США, где под дистанционным образованием подразумевается "электронное", высокотехнологичное обучение, в России - из-за низкого уровня компьютеризации на протяжении долгого времени оно в большей мере имело черты традиционного заочного обучения, чем новейших достижений в области информационных технологий.
Очередным витком в развитии ДО стало формирование в России рынка бизнес-образования. В настоящее время он представлен, в первую очередь, программами MBA, а также семинарами и тренингами. Популярность бизнес-образования растет: если в 2006 году, по результатам опроса Фонда "Общественное мнение", какое-либо профессиональное обучение проходили 7% взрослых россиян, то в 2007-2008гг., согласно результатам опроса, уже каждый пятый взрослый в России собирается учиться, признает необходимость повышения профессионального уровня. К сожалению, на пути реализации потребности в обучении остаются препятствия. В частности, очные образовательные программы MBA пока остаются одними из самых дорогих курсов. В связи с этим все большей популярностью пользуется дистанционная форма бизнес-образования, выгодно отличающаяся от очной ценой и удобством использования.
Исследование Фонда "
Информация о работе Дистанционное образование как вид бизнеса