Бизнес и модернизация в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:53, реферат

Описание работы

Объект нашего исследования – крупный, средний и малый бизнес с России.

Предмет исследования – взаимосвязь бизнеса и государства в контексте модернизации.

Цель исследования – рассмотреть крупный, средний и малый бизнес в условиях модернизации в России.

Содержание

Введение………………………………..……………….………………….3

1.Крупный бизнес …………………………………….…………………...5

2. Корпоративное государство……………………….…………………..12

3.Малый и средний бизнес……………………….………………………20

4.Социальная ответственность бизнеса…………………….…………...29

Заключение ……………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………...…..…..………………………34

Работа содержит 1 файл

Бизнес и модернизация.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

      Отдельно  хочется отметить мнение Владислава Иноземцева по данному вопросу. В 2006 году была опубликована его статья под названием «Корпорация «Россия» - желательна ли такая перспектива и насколько она возможна?»18. Его взгляд на корпоративное государство отличается от вышеизложенного. Он делает акцент не на государстве, а на корпорации. По его мнению, наше государство отнюдь не является корпорацией. Почему? Задачей корпорации является выживание в конкурентной борьбе; но государство не предполагает конкуренции, а базовый принцип Вестфальской системы заключен в невмешательстве одних государств в дела других. Это, разумеется, полностью противоречит экономической логике — которая требует бороться за клиента, а не пренебрегать его желаниями. В отличие от корпорации, государство не ставит целью достижение большей эффективности по сравнению с другими государствами — потому, что оно не ограничено только экономическими средствами, будучи вправе применять прямое принуждение; и потому, что оно объединяет большее число людей, участие которых в жизни государства не является продуктом их сознательного выбора. Так же затрудняет построение корпорации сырьевая направленность экономики, недостаток высокотехнологичных процедур.

Для реализации проекта корпоративного государства  необходимы следующие условия:

  1. экономика должна быть мобилизуема; мы имеем здесь в виду то, что дополнительные инвестиции в нее должны воплощаться в относительно пропорциональном росте выпуска продукции (такое условие типично для индустриальных обществ, но невыполнимо в рамках «информационного» хозяйства). Примером может быть Япония 1960-1970-х годов, позволявшая своим производителям искусственно снижать издержки ради продвижения товаров на рынки других стран.
  2. экономика должна быть либо открыта внешней конкуренции (в этом случае речь может идти о завоевании части мирового рынка), либо, даже будучи закрытой, копировать конкурентную среду; примером выступал Советский Союз в его космической гонке с Соединенными Штатами.
  3. система управления по необходимости должна быть меритократической — то есть предполагать продвижение в высшие эшелоны власти тех, кто демонстрирует особо впечатляющие результаты в деятельности по реализации поставленных правительством задач и установок.

     Важно помнить о том, что такая модель должна применяться  на протяжении ограниченного времени. Она должна применяться для повышения конкурентоспособности государства в мировом сообществе, т.е. экономика должна мобилизоваться для борьбы на поле внешней конкуренции. Так было в Японии, которая в 1960-е годы будучи вообще не представленной на глобальном рынке высокотехнологичных товаров, к середине 1980-х стала на них главным игроком. 

     3. Малый и средний бизнес

     Если  крупный бизнес – это стержень современной экономики, то малый  и средний бизнес – связующие  его звенья и опора.

     Малые и средние предприятия играют важную роль в модернизации современной  экономики, но, прежде чем освещать данную тему, следует дать определение данной категории.

     Тут возникает первая проблема. Однозначного  определения малого и среднего бизнеса  не существует.  Эти две категории  в большинстве случаев рассматриваются  как единое целое (МСБ).  Различают их, исходя из объемов производства и количества работников.

     Согласно  Федеральному закону 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» принятому 24 июля 2007 года:

     1. К субъектам малого и среднего  предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

     1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

     2) средняя численность работников  за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие  предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

     а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних  предприятий;

     б) до ста человек включительно для  малых предприятий; среди малых  предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

     3) выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета налога  на добавленную стоимость или  балансовая стоимость активов  (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов)  за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.19

     Можно сказать, что Малый и средний бизнес – это бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

     Малый и средний бизнес – это базовая  составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной  формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином.20

       Микро-предприятие Малое предприятие Среднее предприятие
Количество  человек 1-15 16-100 101-250
Предельно допустимый

размер выручки21

60 млн руб. 400 млн руб. 1000 млн руб.
 

     Роль МСБ в экономике.

     Малое предпринимательство занимает важное место в экономике любого развитого государства. По информации главы Сбербанка РФ Германа Грефа, доля небольших компаний в валовом внутреннем продукте, например во Франции, Великобритании, Германии, Италии и США, превышает 50%. Малый бизнес по своей сути является базовым элементом рыночных отношений. Именно малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций, обеспечивает быстрый оборот ресурсов, формирует конкурентную среду, быстро перестраивает производство в зависимости от соотношения спроса и предложения, оперативно внедряет передовые достижения, создает дополнительные рабочие места. Для малых предприятий характерно активное привлечение работников на условиях вторичной занятости, по совместительству и по договорам гражданско-правового характера, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса. Малый и средний бизнес (МСБ) работает в тех рыночных нишах, где деятельность крупных предприятий невыгодна или даже невозможна. Малые предприятия более мобильны, имеют сравнительно более высокую оборачиваемость капитала. В малом бизнесе чаще всего созревают инновации. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым элементом развитого общества. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев поставил задачу: повысить к 2020 году уровень занятости россиян в предпринимательском секторе до 60—70 %  от количества трудоспособного населения. Очевидно, что эта амбициозная задача потребует реализации целого комплекса мероприятий в различных областях: законодательной, финансовой, идеологической и других.

В России существует множество  проблем, связанных  с развитием МСБ:

  1. Количество субъектов МСП за последние 10 лет существенно не выросло, а в сфере производства даже уменьшилось. Основываясь на данных Росстата, доля МСП в ВВП России не превышает 12 %, в то время как в развитых странах она составляет от 50 до 70%. Основная причина такого положения дел - низкая доступность финансовых ресурсов, которая под воздействием финансового кризиса только усугубилась.

     Основной источник финансирования малого и среднего бизнеса в развитых странах - банковские кредиты (66%), тогда как в РФ на их долю приходится всего 20%.

     "Источниками стартового капитала при создании компаний в подавляющем большинстве случаев выступают средства основателей, - отмечает заместитель председателя Внешэкономбанка Михаил Копейкин. - Со стороны заемщика рост кредитования сдерживает непрозрачность бизнеса компании, ее неустойчивое финансовое положение и отсутствие обеспечения. Но в этом отношении, безусловно, мяч на стороне предпринимателей: цивилизованные методы ведения бизнеса, повышение собственной квалификации и финансовой грамотности позволят повысить доступность кредитования и эффективность бизнеса в целом"

  1. Не смотря на послание Президента России Дмитрия Медведева Федеральному собранию, в котором был четко обозначен наказ « снять, наконец, все административные и бюрократические барьеры» для малого и среднего бизнеса. Эти административные барьеры и бюрократическое «давление» все еще существуют. Все последние годы шло уничтожение независимого малого предпринимательства. Законодательство на всех уровнях изобилует нормами, откровенно лоббистскими – в интересах сверхкрупного, монопольного, сетевого бизнеса и откровенно дискриминационными – в отношении среднего и малого. Например, права собственности, хотя и существуют на бумаге, однако малому и среднему собственнику их очень сложно отстоять в судах, поэтому имущество МСП постоянно является объектом рейдерских захватов, за которыми как правило стоят чиновники и крупный бизнес.
  2. В настоящее время сложилась такая ситуация, что если предприниматель будет легально платить все налоги, то продукция, производимая отечественными предпринимателями, будет неконкурентоспособной в сравнении с импортной продукцией и теневым сектором экономики. Налоговый кодекс определяет завышенный процент социального налога для работодателя и подоходного налога с дохода физических лиц. Сам социальный налог для работодателей и работающих является "размытым", так как поступает в общей массе в госбюджет и тратится, в общем на социальные нужды. То есть социальный налог не персонифицирован. Все это, безусловно, приводит к негативным явлениям во взаимоотношениях между работодателем, работником и государством, а именно: к сокрытию реального Фонда оплаты труда; снижению поступлений в госбюджет в виде социального налога и подоходного налога с физических лиц; уменьшению отчислений в пенсионные фонды; снижению налогового поля. Кроме того, сам работодатель ежемесячно для выплаты реальной, но укрываемой зарплаты, озабочен поисками "левых" наличных средств, путей обналичивания необходимой N-ой суммы, при этом используя различные противозаконные методы, ухудшая этим криминогенную обстановку. 22 Все это связано с несовершенством налогового законодательства;
  3. сложности с предоставлением земли и объектов недвижимости;
  4. недостаточная информационная поддержка;
  5. кадровый дефицит.

     Существование данных проблем, так же, подтверждает  Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он отмечает, что:

       «Главная проблема в том, что государству пора от слов переходить к делу. Не чувствует сегодня малый и средний бизнес заинтересованность государства в его развитии. Это проявляется, прежде всего, в несовершенстве налоговой системы, несовершенстве процедур предоставления помещений и зданий. В десятке регионов даже не приступили к реализации 159ого ФЗ, по которому предусматривалось введение облегченной процедуры выкупа зданий предпринимателями. Закон есть, но на практике малый и средний бизнес не получил по нему никаких преференций.

     Вторая  группа проблем связана с доступом к финансовым ресурсам. Кредит малому предприятию взять трудно, почти  невозможно. На заседании прозвучали предложения, как можно эту проблему решить. Например, дать предпринимателям государственные гарантии для кредитования в объеме 50% от уплаченных по итогам прошлого года налоговых платежей».23

     Что делать?

     Партия  «Справедливая Россия» и её лидер Сергей Михайлович Миронов считают, что необходимо в экстренном порядке:

1.  Снизить налоги прежде всего для предприятий малого бизнеса:

-   Снизить НДС до 10% с 4 квартала 2008 г. в режиме налоговых каникул на 1 год.

-   Объявить налоговые каникулы для Субъектов малого предпринимательства по налогу на прибыль, единому налогу по упрощённой системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства, земельному налогу и налогу на имущество с полной компенсацией выпадающих доходов субъектам РФ за счёт Федерального бюджета.

-    Принять пакет законов по налоговому стимулированию инновационного бизнеса.

2. Поддержать предложения премьер-министра Правительства Российской Федерации  В.В. Путина о кардинальном снижении числа плановых проверок Субъектов малого бизнеса и резком сокращении перечня государственных структур, допущенных к таким проверкам.

3. Одной из важнейших задач должна стать организация малых предприятий, работающих на местном сырье и использующих местные трудовые ресурсы, в таких областях как, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, предоставление бытовых услуг;

5. Разработать и внедрить программу Государственного заказа для предприятий малого бизнеса;

Информация о работе Бизнес и модернизация в России