Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:53, реферат
Объект нашего исследования – крупный, средний и малый бизнес с России.
Предмет исследования – взаимосвязь бизнеса и государства в контексте модернизации.
Цель исследования – рассмотреть крупный, средний и малый бизнес в условиях модернизации в России.
Введение………………………………..……………….………………….3
1.Крупный бизнес …………………………………….…………………...5
2. Корпоративное государство……………………….…………………..12
3.Малый и средний бизнес……………………….………………………20
4.Социальная ответственность бизнеса…………………….…………...29
Заключение ……………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………...…..…..………………………34
БИЗНЕС
И МОДЕРНИЗАЦИЯ В РОССИИ
Москва
2011г.
Содержание
Введение………………………………..………
1.Крупный бизнес …………………………………….…………………...5
2.
Корпоративное государство……………………….…………………..
3.Малый и средний бизнес……………………….………………………20
4.Социальная
ответственность бизнеса…………………
Заключение ……………………………………………………………….33
Список
использованной литературы…………...…..…..…………………
Введение
Без перехода к модернизации
у нашей экономики нет будущего,
даже не смотря на то, что она опирается
на огромные природные богатства.
Президент РФ Медведев Д.А.
Экономическая модернизация, которую в настоящее время стремятся осуществить многие страны на постсоветском пространстве – занимает особое место в развитии любой страны. Такая модернизация в первую очередь направлена на диверсификацию структуры экономики и экспорта, активное технологическое обновление производства и развитие конкурентоспособных инновационных отраслей, создание современной инфраструктуры, качественное повышение уровня жизни населения за счет преобразования сферы образования и здравоохранения, а также на совершенствование обеспечивающих данные преобразования государственных институтов.1 Основным субъектом экономической модернизации является бизнес – крупный, средний и малый. В развитых странах доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 50-70%, а крупного – около 20%. В России 70% ВВП составляет именно доход крупного бизнеса, тогда как на малый и средний бизнес остается только 12%. Активность бизнеса в процессе модернизации во многом определяется благоприятностью условий для его развития.
Объект нашего исследования – крупный, средний и малый бизнес с России.
Предмет исследования – взаимосвязь бизнеса и государства в контексте модернизации.
Цель исследования – рассмотреть крупный, средний и малый бизнес в условиях модернизации в России.
Задачи:
В своем исследовании мы опирались на работы Якова Папе, С.П. Перегудова, Л.Ильичевой, В.Иноземцева, А.Тарасова. Также мы использовали выступления Д.А.Медведева, С.М. Миронова, федеральные законы и постановления.
1. Крупный бизнес
Крупный бизнес не поддается простому определению. Обычно понятие "крупный бизнес применяется к таким гигантам как ИБМ и "Дженерал моторс". Обратимся к определению Якова Паппэ – известного российского экономиста. В качестве показателя выделения крупного бизнеса он использует объем продаж(он же объем производства, он же оборот) предприятия, компании или группы, являющейся самостоятельным и полноценным экономическим агентом. В качестве порога Яковом Паппэ была выбрана сумма $500 млн. в год. Сегодня эта цифра выглядит слишком маленькой для крупного бизнеса. Но для его исследований нужен был средний критерий для всего постсоветского периода2.
Историю
российского крупного бизнеса следует
отсчитывать от указов президента и
постановлений правительства
Вплоть до 2000 года основной формой существования крупного бизнеса были интегрированные бизнес-группы(ИБГ). ИБГ – многоотраслевые конгломераты, включающие представителей как реального, так и финансового сектора4. В такую группу могли входить, например, нефтедобывающее объединение, кондитерская фабрика, военный завод (уже приватизированный и имеющий экспортные заказы), банк, торговый дом и т. д. Все это управлялось из одного центра по воле одного хозяина. И общая цель была простой: собрать максимальное количество недооцененных активов, которые можно купить по дешевке, сесть на финансовые потоки и с их помощью покупать еще, а если что-то сильно подорожает, то продать5.
В настоящее время основным субъектом крупного бизнеса являются компании. Компания имеет четкую специализацию, то есть понятно, что она делает: добывает нефть, варит пиво, производит программное обеспечение или торгует автомобилями. У нее есть регулярное профессиональное управление, построенное на принципах рыночной экономики. И смысл существования компании не в том, чтобы по дешевке скупать предприятия и дорого их продавать. Ее цель другая – либо захватить максимально возможную долю рынка, либо увеличивать прибыль, либо наращивать капитализацию, то есть суммарную стоимость своих акций.
Интегрированные бизнес-группы, существовавшие в 90е годы, сохранились и по сей день. Например «Альфа»6 и «Интеррос»7 . Сейчас ИБГ по сути ушли из пространства конкретного бизнеса в пространство капитала. Они чаще всего не участвуют в управлении компаниями, а работают с их акциями, иногда получают дивиденды и организуют финансирование конкретных крупномасштабных проектов, проводят слияния и поглощения и т.д.
В начале 2000х годов сложились новые отношения между государством и крупным бизнесом. До 2000ого года отношения носили партнерский характер: бизнес получал льготы и инвестиции, мог открыто лоббировать свои интересы, нередко делегировал во власть своих представителей. Крупный бизнес служил для государства политической опорой. После 2000ого года отношения между государством и властью приняли модель доминирования государства. Поддержка со стороны крупного бизнеса больше уже не являлась ресурсом для осуществления власти. Крупный бизнес был отодвинут от процессов принятия политических решений, от естественных монополий (примером этого можно назвать вынужденную эмиграцию Бориса Березовского). Возможности лоббирования резко сократились. Наиболее влиятельным предпринимателям было предложено вступить в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), который выступает в качестве единого канала, доводящего консолидированное мнение крупного бизнеса до государства.
При всех масштабности и успешности крупного бизнеса в России кризис выявил некоторые проблемы. На момент кризиса предприятия крупного бизнеса накопили огромную задолженность. Как могла накопиться такая сумма в период экономического подъема при сверхблагоприятных ценах на российские экспортные товары? При том, что прибыли отечественных компаний (и не только сырьевых) были по всем критериям очень высоки, а их собственники получали миллиардные долларовые дивиденды. Это вытекает из свойств современного капитализма. Богатство предпринимателя определяется не столько его прибылью, сколько стоимостью самого бизнеса. Если бизнес существует в форме открытого акционерного общества (а это самая распространенная форма организации крупного бизнеса), то стоимость бизнеса сводится к цене акции, умноженной на их количество. А цена акции определяется на фондовом рынке. Фондовые рынки высоко оценивают компании, которые и прибыльны, и имеют кредитную историю. Поэтому успешные компании во всем мире одновременно и дивиденды акционерам платят, и занимают деньги на дальнейшее развитие. Таким образом, к началу кризиса российские предприятия накопили долги в размере нескольких десятков миллиардов долларов, и столкнулись не возможностью их погасить в срок. В эту ситуацию вмешалось государство – оно поддержало самых крупных должников и выдало им займы (например: «Базовый элемент» получил заем в $4,3 млрд., «Альфа-групп» - более $2 млрд.) Они немедленно расплатились с иностранными кредиторами, а залоги по этим кредитам перешли в залог к государству. Оценка этих действий государства специалистами противоречива:
Для того,
чтобы оправдать кредиты
Чего хочет крупный бизнес от государства?
По материалам лекции Александра Лифшица10:
Роль крупного бизнеса в экономике страны и модернизации
Существуют самые разные точки зрения о месте крупного бизнеса в развитии отечественной экономики:
Как показывает опыт всех успешных стран, крупный бизнес является каркасом национальной экономики, ее основным представителем в мировом хозяйстве, важнейшим партнером и оппонентом государства при выработке и осуществлении промышленной политики. Но основную часть занятости, доходов и налогов, а также инноваций приносит бизнес средний (естественно, по масштабам соответствующих стран). Классический же малый бизнес выполняет, в основном, социальные функции, обеспечивая огромному количеству людей приемлемый уровень дохода и статус, а некоторой их части - еще и предпринимательский опыт плюс начальный капитал для карьерного роста.
Описанная модель верна для России с двумя поправками. Первая связана с повышенной долей природной ренты в первичных доходах. В результате крупный бизнес, контролирующий подавляющую часть сырьевого сектора, является у нас основным налогоплательщиком, а также донором остальной экономике. Вторая состоит в том, что отечественный крупный бизнес, вероятно, играет и будет играть большую, чем в других странах, роль в процессах внедрения, тиражирования и распространения инноваций11.
Несколько слов о тенденциях, которые стали очевидны в послекризисный период. Первая тенденция — выход интересов ИБГ из сырьевых отраслей в отрасли с повышенной степенью обработки и, соответственно, с более высокой добавленной стоимостью продукции. В последние годы ИБГ достаточно интенсивно инвестируют в сельское хозяйство, в переработку, в предприятия в сфере информационных технологий и машиностроения. Диверсификация идет достаточно высокими темпами.