Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:31, курсовая работа
Целью написания этой темы является изучить понятие, сущность розничного товарооборота, его состав, значение, систему показателей. Провести анализ розничного товарооборота, планирование (прогноз продаж) как в общем по товарообороту, так и по конкретному предприятию.
Глава 1 Теоретические аспекты розничного товарооборота
1.1 Понятие и сущность розничного товарооборота
1.2 Состав и значение розничного товарооборота
1.3 Система показателей и факторы, определяющие его величину
Глава 2 Методические аспекты розничного товарооборота
2.1 Анализ розничного товарооборота
2.2 Планирование розничного товарооборота
Глава 3 Исследование деятельности предприятия ООО «Амира»
3.1 Организационно – экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Амира» за период 1 и 2 полугодия 2009 г.
3.2 Анализ розничного товарооборота ООО «Амира» за 1 и 2 полугодия 2009г
3.3 Планирование розничного товарооборота ООО «Амира» за 1 и 2 полугодия
Заключение
Литература
Розничный товарооборот существенно
влияет на денежное обращение в стране
и устойчивость валюты, поскольку
обращение наличных денег связано
главным образом с
Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.
Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.
1.3 Система показателей розничного товарооборота и факторы, определяющие его величину
Розничный товарооборот является
основой для определения
Максимизация прибыли – основная цель деятельности любого торгового предприятия. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема товарооборота, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли. Для торговых организаций необходимо достичь такого объема розничного товарооборота, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.
Система показателей товарооборота:
объем товарооборота в
Структура розничного товарооборота
отражает соотношение между
Показатели реализации, товарных
запасов и поступления
Зн + П = Р + Зк,
Отсюда Р = Зн + П – Зк,
Зк + П = Р + Впр + Уе + Зк,
Отсюда Р = Зн + П – Впр - Уе - Зк,
где Зн, Зк - товарные запасы соответственно на начало и конец периода;
П - поступление ( закупка ) товаров;
Впр - прочие выбытия;
Запасы товаров по назначению:
1) Товарные запасы текущего хранения.
2) Товарные запасы длительного хранения:
а) целевые товарные запасы:
- запасы товаров для
осуществления определенных
- товарные запасы товаров.
б) сезонные запасы товаров.
По единицам измерения:
1) В абсолютном выражении:
а) натуральные ( штуки, пары );
б) стоимостные (рубли, копейки ).
2) В относительном выражении (длин обороту ).
По размеру:
1) Максимальные товарные запасы.
2) Средние товарные запасы.
3) Минимальные товарные запасы.
По срокам измерения:
1) На начало года.
2) На конец года.
3) Средние товарные запасы за определенный период ( месяц, квартал, год).
Глава 2 Методические аспекты розничного товарооборота
2.1 Анализ розничного товарооборота
Анализ розничного товарооборота осуществляется с целью выявления несоответствия сложившихся представлений в торговом предприятии о рынке с реальной ситуацией, чтобы произвести необходимые изменения, которые позволят увеличить объем продаж и прибыль. В ходе анализа определяется правильность оценки предприятием своих возможностей и возможностей конкурентов, а также правильность подходов к требованиям рынка.
Анализ розничного товарооборота производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:
1. Изучается объем товарооборота,
2. Строится индексная
цепочка взаимосвязи
3. Делается факторный анализ.
4. Выявляются резервы роста.
5. Определяются возможности
учета неиспользованных
Развитие розничного товарооборота
оценивается с применением
А) анализа по временным рядам;
Б) оперативного;
В) сравнительного;
Г) стратегического.
Анализ по временным рядам.
Динамика розничного товарооборота характеризуется временными рядами, построенными за ряд истекших периодов с учетом изменения цен.
Индекс товарооборота
в фактических ценах или в
ценах соответствующих лет
Обязательным условием достоверности
построенных временных рядов
является выражение товарооборота
в одинаковых ценах, т.е. расчет индекса
физического объема товарооборота,
если предприятие ведет
Оперативный анализ.
Значимость оперативного
анализа в современных
Оперативный анализ осуществляется по данным ежедневного поименного учета продаж в стоимостном выражении в целом по предприятию, его подразделениям. Количества покупок за этот же период определяется по чекам. На основании ежедневного учета производится накопительный по пятидневкам, декадам от поставки до поставки, в сравнении с планово-расчетными показателями, с нормативом, с однотипными предприятиями.
Оперативный учет и накопительный анализ ведутся в журналах в производительном виде. В ходе его необходимо отразить цели анализа и его задачи. Ежедневный учет возможно определить:
улучшается или ухудшается продажа из месяца в месяц;
какие изделия (услуги) продаются хорошо, какие плохо;
в какой части города (местожительства) те или иные изделия имеют наибольший спрос;
наблюдаются ли в продаже за последний год существенные взлеты и падения;
сколько заказов на покупку какого-то товара вы получили от покупателя за последние 12 месяцев;
известно ли общее количество продаж и заказов не только в стоимостном, но и натуральном исчислении;
какую прибыль или убыток приносит реализация конкретного ассортимента;
какие товары выходят из моды;
какое время года способствует продаже, какое - нет;
изделия каких поставщиков, с каким оформлением и каких моделей предпочитают покупатели в первую очередь;
как идут дела в подведомственных подразделениях;
как реализуются новые товары, не теряют ли рынок сбыта старые.
Подобный учет продаж позволяет
не только оценить состояние продаж,
но и выявить причины их уменьшения,
что даст возможность принять
правильные управленческие решения
по устранению негативных моментов, ускорению
оборачиваемости товаров и
Основными причинами снижения объема продаж могут быть действия конкурентов; устаревший ассортимент; ассортимент, не соответствующий спросу покупателей; узость ассортимента (артикулы не отличаются друг от друга); неудовлетворительное обслуживание; неэффективная работа коммерческих служб, некачественное и неполное исполнение коммерческих функций; товар поступает с опозданием и не в таких объемах, как это необходимо для развития товарооборота.
В зарубежной практике накопительный анализ органичен недельным циклом. В предпринимательстве этот цикл считается наиболее удачным, и он связан со сроками выплаты заработной платы. В торговле и сфере обслуживания неделя – еще более естественный отрезок времени. Каждый день недели по объему проданных товаров имеет ярко выраженный характер, что отражает множество факторов. В понедельник накопившаяся за выходные дни усталость сопровождается снижением покупательских намерений, по пятницам – спешка и сборы, поездки за город. Походы за покупками и истощившиеся запасы продуктов в кладовой и холодильниках, полный кошелек в день получки и пустой – за день до нее (как известно, за рубежом заработная плата выплачивается еженедельно, в нашей практике установлен 15 – дневный интервал).
Качественный оперативный учет в разрезе ассортиментной структуры розничного товарооборота возможен при помощи ЭВМ и многосчетчиковых кассовых машин, агрегированных со специальными приставками.
Важным условием обеспечения
управляемости процессом
Коэффициент ритмичности выражается числами от 0 до 1. Приближение показателя к 0 свидетельствует о неритмичности реализации, а к 1 – о более ритмичной работе розничного торгового предприятия.
Сравнительный анализ розничного
товарооборота проводится в целях
оценки позиций предприятия на рынке
и выявления резервов роста объема
продаж в сравнении с другими
предприятиями, нормативами, с достижениями
наиболее удачливых конкурентов. Сравнивают
обычно следующие показатели: общий
объем розничного товарооборота, темп
роста сопоставимого
При проведении сравнительно анализа чаще всего используются методы группировок, ранжирование. Группировка предприятий производится в зависимости от товарного профиля магазина, степени их специализации, форм продажи, торговой площади, форм собственности.
Стратегический анализ.
В основе современного анализа работы предприятий лежит анализ стратегий. Известно несколько подходов к проведению такого анализа: анализ стратегий по Минцбергу и анализ конкуренции по Портеру.
По Минцбергу различают три различных типа развития стратегии: плановая модель, модель предпринимательского типа, модель обучения на опыте.
По плановой модели определение стратегии – это обдуманный, осознанный и контролируемый процесс. Эта модель рассматривает стратегию как процесс планирования и предполагает, что за определением стратегии последует ее реализации.
По модели предпринимательского типа формулировка стратегии – это полуосознанный процесс, который происходит в уме лидера – предпринимателя.
Модель обучения на опыте
основана на следующих моментах: определение
стратегии развивающихся и
Осмысление вышепредложенных моделей показало, что успех фирмы зависит от умелого сочетания всех трех моделей.
Анализ конкуренции по Портеру содержит ответы на следующие вопросы:
1. Каковы шансы ваших конкурентов на успех.
2. Как данный конкурент скорее всего отреагирует на возможные стратегические ходы других конкурентов.
3. Как отреагировали бы конкуренты на возможные многочисленные изменения в отрасли и внешнем окружении.
4. С кем в отрасли вы хотели бы соперничать и какими средствами.
На рынке действует
пять сил конкуренции: проникновение
новых конкурентов; угроза появления
на рынке новых товаров –
Интенсивность конкуренции
определяется следующими факторами: большое
число конкурентов или
Поставщики оказывают
сильное давление на потребителей,
угрожая поднять цену, снизить
качество товаров, в условиях дефицита
продать товар другому
Применительно к розничному
товарообороту стратегический анализ
означает: проверку своей стратегии
на конкурентоспособность
2.2 Планирование
розничного товарооборота.
Прогноз продаж включает как субъективный так и объективный элементы. Процессы планирования – определение ключевых факторов экономической ситуации, подбор исходной информации, анализ развития товарооборота в прошлом периоде.
В практической деятельности сочетаются долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный прогнозы.
Долгосрочный и среднесрочный прогноз касается стратегических решений: выхода на новый рынок, инвестирования, планов денежных потоков и др.
Краткосрочный прогноз – тактика фирмы. Она касается плана товарооборота, финансов, объема закупки товаров.
Информация о работе Анализ и планирование розничного товарооборота