Внешнеэкономическая деятельность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.
Именно это и происходит во внешнеэкономических отношениях на современном этапе, а именно:
- расширение прав отраслевых министерств и ведомств предприятий, объединений, организаций по выходу на внешний рынок;
- расширение числа участников внешнеэкономической деятельности;
- формирование стабильной нормативной базы внешнеэкономической деятельности1.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основы внешнеэкономической деятельности организации…………………7
1.1 Организация как субъект внешнеэкономической деятельности…………..7
1.2 Основные формы внешнеэкономической деятельности организаций…...11
1.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности....18
2 Анализ внешнеэкономической деятельности организации на примере
ООО «Тодес»……………………………………………………………………22
2.1 Общая характеристика ООО «Тодес»………………………………….......22
2.2 Анализ организации и эффективности внешнеэкономической деятельности ООО «Тодес»..................................................................................29
2.3 Неиспользованные возможности ВЭД…………………………………......36
3 Основные направления совершенствования внешнеэкономической деятельности на предприятии………………………………….…………….....38
Заключение…………………………………………………………….….……...50
Список литературы…………………………………………………….….……..54
Приложения…………………………………………………………….….…….57

Работа содержит 1 файл

курс редактир 17.03.12 Внешнеэкономическая деятельность предприятия.doc

— 639.50 Кб (Скачать)

Гражданская дееспособность - это способность юридического лица к реализации   своих прав и обязанностей. Дееспособность наступает с момента государственной регистрации юридического лица и реализуется через его исполнительные органы.

Имущество предприятия  составляют основные фонды, оборотные  средства и иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Имущество может находиться в собственности предприятия и в хозяйственном ведении.

За неисполнение обязательств по договорам предприятие  несет полную ответственность своим  имуществом.

Все предприятия - производители конкурентоспособной продукции имеют право на самостоятельное осуществление экспортно-импортных операций. В связи с этим в хозяйственной деятельности любого производителя, выходящего на внешний рынок, существенную роль может играть внешнеторговая деятельность. Выход на внешний рынок предприятия могут осуществлять как самостоятельно, так и через внешнеторговые организации-посредники. Эти организации, как правило, реализуют продукцию мелких и средних фирм на мировом рынке, но к их услугам могут прибегать и крупные предприятия, не имеющие своего внешнеторгового аппарата4.

Внешнеторговые  организации оказывают и другие посреднические услуги, например: кредитование покупателей, заключение контрактов с  транспортными и страховыми компаниями, посредничество в платежных операциях и другие. Иногда внешнеторговые фирмы осуществляют предпродажную доработку товаров, повышая их конкурентоспособность. В настоящее время более половины мирового товарооборота осуществляется через фирмы-посредники. Их привлечение преследует цели повышения эффективности внешнеторговых операций, использования конъюнктуры, предоставления необходимых торговых услуг.

Таким образом, любое предприятие, выходящее на мировой рынок, может самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, образуя при этом собственные внешнеторговые фирмы, которые могут создаваться на общем балансе предприятия или на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Либо предприятие может прибегать к услугам посреднических организаций, в случае небольшого объема выпуска продукции.

Критерием выбора способа выхода на мировой рынок  служит минимизация расходов на осуществление  внешнеэкономической деятельности. Кроме того, предприятию необходимо располагать информацией о валютно-финансовых, правовых аспектах выхода на мировой рынок, конъюнктуре мирового рынка, системе цен и определять эффективность осуществления экспортно-импортных операций.

Внешнеэкономическая    деятельность   осуществляется   на   основе контракта. Российское   законодательство   предписывает   обязательную письменную форму  внешнеэкономического  контракта.  Сделка  может быть заключена либо путем составления и подписания одного  документа,  либо путем обмена   письмами,  телеграммами.  Внешнеэкономический  контракт содержит несколько    разделов,    расположенных    в     определенной последовательности5. При   этом   каждый  контракт  имеет определенные юридические атрибуты,  без наличия которых он теряет правовую силу,  и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и  их юридические адреса,   полное   имя  и  фамилию  лица,  представляющего организацию, его  должность,  а  также  указание,  на  основании  чего осуществляется представительство.

1.2 Основные формы внешнеэкономической деятельности организаций

 

Основными формами  внешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства.

Внешнеторговая  деятельность представляет собой обмен товарами и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция - это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов.

В международной  торговле выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций:

- экспортная операция - это продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны;

- импортная операция - это приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну;

- реэкспортная операция - продажа с вывозом за пределы страны ранее импортированного, но не подвергшегося переработке товара;

- реимпортная операция - приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара6.

Предприятия  стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка  сырья или каких-либо товаров  за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную  продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит  к  необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте.

Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности предприятия является выполнение целого ряда операций, связанных  с обеспечением продвижения товара от продавца к покупателю. В ряду этих операций выделяют такие, как транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, а также операции, связанные с введением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции  охватывают широкий комплекс экономического, валютно-финансового и правового характера.

Внешнеторговые  операции осуществляются на основе заключаемых  сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между  двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

Договор купли-продажи  не считается международным, если он заключен между сторонами разной государственной принадлежности, фирмы  которых находятся на территории одного государства. И в то же время  договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной принадлежности, коммерческие фирмы которых находятся на территории разных государств.

Таким образом, основным признаком международной  торговли является пересечение границы  страны-продавца товаром, если это материальный объект. Также международную торговую сделку характеризует и то, что она сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению к одной или обеим сторонам. Однако этот принцип может не соблюдаться, например, при товарообменных сделках.

К понятию «торговая  сделка» относятся все сделки, связанные с обменом товаров и предоставлением услуг.

Среди прочих форм внешнеэкономической деятельности российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. Но, выходя на внешний рынок, руководство предприятия  должно понимать, что в современном  мировом хозяйстве обычная торговля  все быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и покупателями. Значительная часть сбыта промышленной продукции связана с различными формами промышленного сотрудничества. Речь идет о международной кооперации производства (МКП). Российские предприятия уже имели некоторый опыт развития таких отношений с бывшими странами СЭВ, но эта кооперация была, как правило, для них невыгодна в связи с устаревшим механизмом хозяйствования и навязывалась им «сверху».

«Международная кооперация производства - это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве».

В современном  мире МКП занимает ведущее место  среди остальных форм внешнеэкономических  связей, в силу присущих ей объективных  преимуществ.   Суть МКП состоит  в:

- объединении иностранных партнеров на основе общности экономических, технологических, научно-технических и иных интересов;

- организации производства промежуточной продукции (применительно к машиностроению - комплектующих деталей) на предприятиях - участниках МКП с последующей сборкой из нее готовых изделий;

- увязке технических параметров готовых изделий и их частей, обеспечивающей взаимозаменяемость и унификацию кооперированных изделий с учетом стандартов международных организаций и стран-кооперантов7.

Международная кооперация производства имеет ряд  особо важных преимуществ для  предприятий России в современных условиях. Она позволяет:

- посредством небольшого увеличения объема взаимных поставок комплектующих между российскими и зарубежными партнерами добиться значительного и быстрого увеличения выпуска предприятиями конечной продукции с последующей ее реализацией. Это достигается благодаря тому, что к небольшой части импортных комплектующих, которые в России не производятся, наши предприятия могут присоединить значительно больше компонентов своего производства и живого труда;

- в наибольшей степени экономить валюту, что является первостепенным для российских предприятий в современных экономических условиях, когда обнаруживается отсутствие СКВ у многих наших производителей;

- быстрее повышать технический уровень производства благодаря совершенствованию организации производства и управления им, внедрению достижений мировой практики менеджмента и маркетинга, эффективному обмену технологиями с иностранными фирмами.

Российские  предприятия, вступая в МКП, ставят своей первоочередной целью повышение качества и конкурентоспособности производимой продукции,  которая пользовалась бы успехом, как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также применение высокоэффективной  и экологически чистой техники и технологий8.

МКП имеет множество  форм и разновидностей, предопределяемых особенностями кооперационных проектов.

Одним из  важнейших  критериев при выборе предприятием наиболее подходящей для него формы  МКП, являются  отношения собственности. Здесь можно выделить такие варианты, как:

- полное обособление собственности предприятий-партнеров из России и других стран на средства производства, ресурсы и имущество;

- объединение собственности российских и зарубежных партнеров в различных формах совместного предпринимательства;

- различные сочетания двух перечисленных выше видов отношений собственности.

В применяемой  Европейской Экономической Комиссией  ООН укрупненной группировке  форм МКП, выделены  следующие модели договорной МКП.

    1. Кооперация на лицензионной основе. Здесь осуществляется передача лицензии ее владельцем (лицензиаром) партнеру (лицензиату) на использование последним промышленной или интеллектуальной собственности первого. В ряде случаев передача лицензий дополняется продажей лицензиаром  лицензиату некоторых видов оборудования или технологических линий, относящихся к переданным лицензиям и предмету кооперации. В оплату всего полученного лицензиат поставляет лицензиару кооперированную продукцию, а также может выполнять работы и услуги.
    2. Кооперация дополняемая постоянной поставкой лицензиаром лицензиату комплектующих в определенной доле стоимости компонентов или конечной продукции.
    3. Кооперация с одновременной передачей оборудования в порядке лизинга.
    4. Совместное производство, предусматривающее:

- использование технологий, переданных друг другу сторонами кооперационного проекта;

- производство на их основе кооперированной продукции и взаимные ее поставки;

- специализацию каждой стороны договора о МКП на производстве какой либо конечной или промежуточной продукции в соответствии с договором о МКП;

- распределение сбыта продукции между участниками МКП.

    1. Совместное производство, включающее помимо перечисленных выше пунктов еще и совместное проведение НИОКР.
    2. МКП по комплексу работ, охватываемых всеми перечисленными выше моделями.
    3. Подрядная МКП, при которой заказчику предоставляется согласованное количество продукции, произведенной подрядчиком с использованием «ноу-хау» и документации заказчика. Эта форма МКП наиболее проста и распространена. Но она чаще бывает недолговременной для российских предприятий, так как иностранный заказчик при определенном повороте событий может приостановить и не возобновлять заказ, что ставит российского подрядчика в затруднительное положение9.

Однако во многих случаях российским предприятиям приходится довольствоваться лишь подрядной кооперацией, и другими простыми формами МКП. Скачку к наиболее развитым, комплексным формам МКП в России препятствуют: отсутствие у многих предприятий опыта кооперационного сотрудничества; ограниченный научно-технический и производственно-технологический потенциал, существенно уступающий ведущим компаниям развитых стран; отсутствие средств, особенно валютных, на   перестройку производства.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность организации