Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 09:09, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – проанализировать специфику понятий «уровень жизни» и «качество жизни», изучить наиболее важные показатели и рассмотреть состояние уровня и качества жизни в Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к определению уровня
и качества жизни населения 5
1.1. Понятие уровня и качества жизни населения 5
1.2. Система показателей, определяющих уровень
жизни населения 9
1.3. Методы исчисления показателей качества
жизни населения 14
1.4. Единый агрегатный показатель уровня жизни населения 21
1.5. Доходы населения как показатель уровня жизни
населения, их состав и структура 24
Глава 2. Статистический анализ и оценка уровня и качества
жизни населения в России и стран мира 33
2.1. Общие показатели уровня жизни населения
России и стран мира 33
2.2. Динамика уровня жизни в России в 2001-2010 гг. 41
Заключение 49
Список литературы 50
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА
КУРСОВАЯ РАБОТА
студента(ки) __________ курса _____________ группы
______________________________
(Ф. И. О.)
Уровень жизни населения России и развитых стран
(название темы)
______________________________
______________________________
Научный руководитель
______________________________
уч. степень, уч. звание
______________________________
Ф.И.О.
Санкт-Петербург, 2011 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к определению уровня
и качества жизни населения 5
1.1. Понятие уровня и качества жизни населения 5
1.2.
Система показателей,
жизни населения 9
1.3. Методы исчисления показателей качества
жизни населения 14
1.4. Единый агрегатный показатель уровня жизни населения 21
1.5.
Доходы населения как
населения,
их состав и структура 24
Глава 2. Статистический анализ и оценка уровня и качества
жизни населения в России и стран мира 33
2.1. Общие показатели уровня жизни населения
России и стран мира 33
2.2.
Динамика уровня жизни в России в 2001-2010
гг. 41
Заключение 49
Список литературы 50
Введение
В эпоху глобализации и углубления интеграционных процессов, расширения внешнеэкономических связей и различных форм экономического сотрудничества наличие сопоставимой информации является необходимым условием для оценки экономического и социального положения страны в мире. В настоящее время результаты сопоставлений широко используются международными организациями, национальными государственными органами и неправительственными организациями разных стран, журналистами и учеными для аналитических и практических работ.
Уровень
жизни занимает центральное место
в социально-экономической
Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни.
От
решения данной проблемы во многом
зависит направленность и темпы
дальнейших преобразований в стране
и в конечном счете политическая,
а следовательно и
В связи с этим необходимо четко представлять сущность данного понятия, его роли в жизни государства. В последние годы тема стала особенно актуальна, так как вследствие мирового экономического кризиса показатели уровня и качества жизни значительно снизились. Кризис заставил по новому взглянуть на индикаторы и показатели уровня и качества жизни.
Очень
важно знать от каких показателей
зависит качество и уровень жизни,
поэтому необходимость
Зарубежными авторами разработаны национальные модели уровня жизни, показатели их оценки, механизмы регулирования.
В трудах отечественных авторов нашли отражение проблемы повышения уровня жизни, разработка и классификация индикаторов уровня жизни.
В последние десятилетия смысл, который ученые придают термину «уровень жизни», и вкладываемое в него содержание претерпели серьезные изменения. До недавнего времени специалисты в области измерения уровня жизни располагали всего двумя давно сложившимися, традиционными подходами к решению этой задачи.
Оба подхода, как выяснилось, имеют серьезные недостатки, осмысление которых позволило поставить вопрос об идеальном с теоретической точки зрения показателе уровня жизни, т. е ориентире, к которому следует стремиться в прикладных исследованиях и практических измерениях. Существующие разногласия в методологии определения уровня жизни, недостаточно целенаправленный анализ его показателей, высокая социальная цена осуществленных в России экономических реформ обусловливают необходимость тщательного изучения указанных позиций и подтверждают актуальность темы данной курсовой работы.
Основная цель курсовой работы – проанализировать специфику понятий «уровень жизни» и «качество жизни», изучить наиболее важные показатели и рассмотреть состояние уровня и качества жизни в Российской Федерации.
В связи с этой целью, поставлены основные задачи курсовой работы:
Глава 1. Теоретические подходы к определению уровня
и
качества жизни населения
1.1.
Понятие уровня и качества
жизни населения
Понятия «уровень жизни» и «качество жизни» являются предметом изучения многих дисциплин. В современной научной литературе эти понятия трактуются по-разному в зависимости от целей и задач исследования.
Подход с точки зрения производства рассматривает уровень жизни в зависимости от уровня развития производительных сил, структуры и эффективности общественного производства. Так, Н.И. Бузляков отмечает: «… в экономической литературе наиболее распространено представление об уровне жизни как о количестве потребляемых материальных, культурно-бытовых и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой стадии развития производительных сил» [4, с.72].
Несколько иной подход к пониманию уровня жизни населения определяет И.И. Елисеева: «Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей», «денежная же оценка благ и услуг представляет собой стоимость жизни» [3, с.34].
Директор Всероссийского центра уровня жизни В. Бобков рассматривает уровень жизни с точки зрения потребления: «В современной интерпретации понятием «уровень жизни» характеризуются доходы, людей не как таковые, а выраженное в денежной и условно денежной форме потребление ими разнообразных потребительских комплектов» [12, с.58]
А.Г. Крыжановская дает следующее определение: «Качество жизни - категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека». [22, c.273]
Представляется достаточно обоснованным определение уровня жизни в узком и широком смысле.
В узком понимании – через характеристику уровня потребления населения и степени удовлетворения потребностей (изменение доходов, расходов и потребления населением благ и услуг). Потребность можно определить как непосредственное выражение необходимости, которая требует своего удовлетворения, благодаря чему выступает исходной причиной деятельности. Одной из фундаментальных особенностей развития потребностей является их кумулятивный характер роста, а именно: появление новых потребностей не приводит к исчезновению старых.
Привычки, вкусы, наклонности и
предпочтения человека влияют
на формирование различных
Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей.
Так, выдающийся экономист А. Маршалл отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и другие. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (материальные) и вторичные (духовные) [12, с.32].
При изучении уровня жизни в узком смысле в большинстве случаев речь идет о материальных и важнейших духовных потребностях.
К материальным, как правило, относят потребности в питании, одежде, жилье, предметах быта, транспорте, здоровье и других. К духовным в свою очередь относят потребности в образовании, культурном развитии. Важно подчеркнуть, что практически все потребности имеют материальную основу, то есть требуют материальных затрат, а источником их покрытия является доход. Именно поэтому доход применительно к уровню жизни следует трактовать как потребность и как источник удовлетворения потребностей.
Следует
заметить тот факт, что выделенная
совокупность потребностей может изменяться
в соответствии с уровнем социально-
Таким образом, в узком смысле слова уровень жизни выражается в количестве и в качестве потребляемых человеком благ и услуг, или, иначе - как отношение уровня доходов населения к стоимости жизни.
В
широком понимании уровень
Уровень жизни существует и используется вместе с целым семейством синонимичных и близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни и другие.
Прежде всего - это народное благосостояние, наиболее широкое и емкое понятие из этого набора. «Под народным благосостоянием понимается сложный социально-экономический феномен, интегрирующий характеристики уровня, образа и качества жизни населения, каждая из которых представляет лишь некоторый срез единого, но многогранного и объемного общественного организма. В конечном счете, народное благосостояние отражает развитие потребностей людей, состояние и способы их удовлетворения применительно к основным сферам жизнедеятельности: сфере труда, потребления, культуры, репродуктивного поведения, общественно-политической жизни» [14, с.9].
Информация о работе Уровень жизни населения России и развитых стран