Теории возникновения воспитания в первобытном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.
Концепции происхождения воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.

Работа содержит 1 файл

Ekzamen_po_istorii_obrazovania.docx

— 196.12 Кб (Скачать)

Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные  упражнения. Мальчики росли в довольно суровых условиях: из одежды им полагался  один хитон (а с 12 лет один плащ) на год, пища была весьма скудной и простой, ухаживать за телом не разрешалось, постель, на которой спали подростки, изготавливалась из тростника. Чтение, письмо, счет, музыка не являлись приоритетными  предметами в содержании образования  спартиатов, а их изучение было утилитарным (чтение и письмо – для того, чтобы  составить военное донесение, музыка и стихосложение – для того, чтобы петь военные гимны, и т. п.). Особое внимание уделялось выработке  лаконичной речи – способности кратко и точно изъясняться. Мальчики участвовали  в ежегодных публичных состязаниях  – агонах, в ходе которых им предстояло показать все, чему они научились. Первый период воспитания в 14 лет заканчивался большимагоном, включавшим мусические (музыка, пение, стихосложение и т. п.) и гимнастические состязания, а также испытание на мужество и выдержку – публичные сечения.

Успешно прошедшие испытание  юноши получали оружие, распределялись по отрядам и в течение года несли «испытательную» службу на территории всей Спарты.

Воспитание спартанских  девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило  в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового  потомства.

В Афинах социальное устройство имело черты демократизма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка. До 7 лет мальчики воспитывались  в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались  матерью и кормилицами, с 4–5 лет  они находились под присмотром раба – педагога. С 7 лет дети поступали  в школу.

В Афинах сформировалась сложная  система образовательных учреждений, которая носила двухступенчатый  характер и включала различные типы начальных и средних школ. Учебные  заведения в Афинах назывались дидаскалейонами и были частными и платными.

Начальная ступень образования  была представлена мусическими и гимнастическими (палестры) школами, которые позволяли решать в комплексе задачи всестороннего интеллектуального развития и формирования культуры тела. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе, тесно связанное с музыкальным образованием. Мальчики заучивали наизусть произведения Гомера, Гесиода, Эсхила, Еврипида, Софокла и других греческих авторов. Музыка преподавалась в неразрывной связи с обучением пению. В мусических школах подростки обучались четырем основным арифметическим действиям и началам геометрии, начиная с IV в. в программу обучения добавилось рисование. С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Приблизительно с 14 лет обучение в палестре выходит на первый план, оттесняя мусическое образование.

Средняя ступень образования  в Афинах была представлена несколькими  типами школ. Это прежде всего гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16–18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии – государственном учреждении, целью которого была военная подготовка. На первом году обучения молодые люди тренировались в специализированных военных упражнениях – беге с факелами, метании камней, копий, дисков, плавании и т. п. Второй год посвящался несению службы на границах государства.

Характерной тенденцией афинского  образования, сложившейся к VI в. до н. э., стал процесс становления и  развития философских школ (пифагорейской, эпикурейской, софистской и т. д.), которые  давали возможность практиковаться в общественно-политических и философских  дискуссиях будущим политикам.

Женское образование в  Афинах не было развито так, как в  Спарте, и ограничивалось рамками  семейного воспитания на женской  половине дома – гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи  девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки  было занято обучением рукоделию.

Сходство воспитания в Афинах и Спарте:

  • До 7 лет дети воспитывались в семье
  • Женское образование не было развито, девочки воспитывались дома.

Отличия:

  • Направленность воспитания в Афинах  - гармоническое  и ум и тело, в Спарте – ставка на физическое воспитание
  • В Спарте – обучение происходило в агелах, в Афинах – обучение было двуступенчатым: сначала – палестры, потом - гимнасии.
  • Содержание образование носило различную направленность: в Спарте обучение письме, чтению и речи носило утилитарный характер, в Афинах – эти дисциплины имели целью эстетическое воспитание.

Вопрос 4. Педагогические идеи античных философов (Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ).

Древнегреческая цивилизация  дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: Он создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые философ вел со своими учениками в Ликее. А. полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Поэтому в вопросах воспитания он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытие и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.Наиболее системно взгляды Аристотеля на воспитание и образование изложены в трактате "Политика".Рассматривая извечную проблему о соотношении социальных и биологических детерминант в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. Он считал, что с одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой - "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может".

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственномувоспитанию. А. допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под  началом отца. Однако настаивал, чтобы  семейное воспитание находилось под  присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. Он предлагал проводить в семье предварительное обучение с 5 до 7-летнего возраста.Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и иногда - рисование.Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких животных". Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дикого животного", - писал в этой связи Аристотель. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

Демокрит. Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать".Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмосом". Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. " Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением. Он предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности.

Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством.

Основанное Платоном в  Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало более тысячи лет. Педагогические суждения Платона выросли  из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь - преходящий этап движения человека к "истинному  бытию» Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с "истинным бытием". Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о  бестелесном мире идей, откуда вышел  и куда уйдет каждый человек. Вот  отчего столь большое значение придавалось  самопознанию. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека. Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение  ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, т. е. человек, который стоит на пороге мира идей. При этом необходима тесная духовная связь между наставником  и учеником (что впоследствии стали  именовать "платонической любовью"). Платон требовал разностороннего воспитания для всех.

В трактате "Государство" Платон, говоря об идеалах и программе  разностороннего воспитания, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию. Он полагает, что надлежит обеспечить "для тела гимнастику, для души музыку". В трактате "Законы" Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальные функции воспитания - "сделать  совершенным гражданином, умеющим  справедливо подчиняться или  начальствовать".

В идеальном обществе, которое  представлено в "Законах", руководитель дела образования является первым лицом  государства. Государство опекает  будущих матерей, заботясь, чтобы  они вели здоровый образ жизни. Платон провозглашает принцип всеобщего  обязательного (минимум трехлетнего) обучения: "Стар и млад должны по мере сил получить образование". В программе он сделал попытку соединить достоинства спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом "золотую середину". Особое внимание он предлагал уделять физическому воспитанию, в частности, спортивным упражнениям и танцам.

Платон полагает, что при  обучении следует обеспечить "свободу  призвания",т. е. учитывать личные склонности. Например, кто хочет  стать хорошим земледельцем или  домостроителем, должен еще в играх  либо обрабатывать землю, либо возводить  какие-то детские сооружения. И воспитатель  должен каждому из них дать небольшие  орудия - подражания настоящим.

В программу всеобщего  образования входили обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с "малыми инструментами - воспроизведением настоящих". Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.

Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения.

Хотя Платон не оставил  специальных трактатов по воспитанию, в дальнейшем его с полным основанием считали выдающимся мыслителем в  области воспитания и обучения.

Сократ  - крупнейший представителем философии софистов. Его главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику ("повивальное искусство") – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных  целей человека должно быть нравственное самосовершенствование.

Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между  личным и общественным бытием. И  напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих  ближних ведет к душевному  разладу и дисгармонии с обществом.

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной  предрасположенности, Сократ видел  наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. Учительская деятельность для Сократа  была дороже жизни. Когда перед ним  встал выбор, сохранить жизнь  или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты. Сократ излагал  свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи  Ликея. Он один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика.

Вопрос 5. Характеристика Средневековья. Церковное воспитание (7 свободных искусств) и воспитание светских феодалов.

Средние века – это значительная эпоха в развитии человеческой культуры и цивилизации, которая продолжалась около двенадцати столетий – с V в. по XVII в. Во время этого длительного  периода в Европе и других регионах мира сформировались и окрепли могущественные феодальные государства, получили развитие христианство и другие мировые религии, были созданы великие произведения мировой литературы и искусства, разработаны эффективные системы  обучения, заложены основы образования и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным становлением личности. Содержание и специфика организации образования и воспитания в этот период определялись господствующим значением христианской религии и церкви в общественной и культурной жизни общества. В Средневековье религия формировала определенную непротиворечивую картину мира и знание о человеке, регулировала поведение и образ жизни, формулировала этические императивы.

В рамках эпохи Средних  веков в исторической науке обычно выделяют три периода:

V–X вв. – раннее Средневековье; 

XI–XII вв. – развитое, или  Высокое, Средневековье;

XIV–XVI вв. – позднее Средневековье,  или эпоха Возрождения. 

Деятели Средних веков  отрицали античную культуру как греховную  языческую, отвергая при этом и античный идеал всесторонне развитой личности. Развитие средневекового образования  связано с развитием церковной  культуры, поскольку знания были необходимы для преподавания церковной догматики, усвоение которой требовалось людям, желавшим принять крещение, и служителям церкви в борьбе с еретиками и  язычниками. Со временем образование  и воспитание монополизировались церковью, сформировавшей новый тип школы  – христианский, где языком преподавания стал латинский язык. Педагогические идеи Средневековья рассматривали  мир как «школу Христа», в которой  смыслом жизни каждого человека является познание Бога.

Информация о работе Теории возникновения воспитания в первобытном обществе