Теории возникновения воспитания в первобытном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.
Концепции происхождения воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.

Работа содержит 1 файл

Ekzamen_po_istorii_obrazovania.docx

— 196.12 Кб (Скачать)

Вопрос 1. Теории возникновения воспитания в первобытном обществе

Изучение воспитания в  первобытном обществе сопряжено  со специфическими сложностями в  силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для  реконструкции воспитания в первобытную  эпоху имеют этнографические  данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.

Концепции происхождения  воспитания

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения  воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая  теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей.

К периоду (40-35 тысяч лет  назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков  человека был предопределен его  миросозерцанием. Стихийно возникшие  цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное  взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело  бессистемно, стихийно. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.

Выделение человека из животного  царства сопровождалось постепенным  переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая у  них речь. Воспитание как передача опыта из поколения в поколение  начало приобретать черты особого  вида деятельности. Прежде всего, оно  являлось частью повседневной борьбы за выживание.

Потребность поддерживать и  совершенствовать такие связи путем  передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала  развивать воспитание как специфический  род деятельности. Воспитание возникло из потребности людей в общении  и оказалось тесно связанным  с эволюцией форм примитивного труда. Изготовление и использование орудий труда являлись непременными условиями  существования древних. Для этого  была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким  опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения орудий труда и самого труда неизбежно возрастала.

Таким образом, первобытное  воспитание  носило коллективный характер и готовило всех одинаково к повседневной жизни.

Возникновение семьи. Воспитание детей в семье

В 9-8-ом тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения. Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл.

Появление организованных форм воспитания

Люди первобытной эпохи  при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям  показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и  пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение. Шло время, и человек  от приспособления к природе все  чаще переходил к воздействию  на окружающий мир. Появляются зачатки  организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках  специально назначаемых для этого  лиц.

В первобытных общинах  охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался  возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших  мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали  их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени  проводили в играх, имитируя жизнь  взрослых. Старейшины и священнослужители  следили, чтобы дети не нарушали установленных  общиной запретов. Взрослея, мальчики все больше времени проводили  с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали  девочек-подростков ведению домашнего  хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху  воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась  значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться  физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

В условиях матриархата до 7–8 лет мальчики и девочки воспитывались  совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. Появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства.

Вопрос 2. История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина

История педагогики и образования  как учебная дисциплина давно  является неотъемлемой частью педагогического  образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая  выделилась внутри педагогики уже в  середине XIX в. История педагогики и  образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность  в контексте ее исторического  развития.

Главная задача науки –  выяснить, какова была роль образования  в обществах прошлых эпох и  почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.

История педагогики и образования  как часть педагогической науки  выполняет следующие функции:

а) фиксирует историю выявления  и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования;

б) выступает критерием  достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых  педагогических систем;

в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей;

г) раскрывает процесс возникновения  и изменения образовательных  традиций;

д) прослеживает взаимосвязь  и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.

Объектом истории педагогики и образования является всемирный  историко-педагогический процесс, рассматриваемый  в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.

Предметом истории педагогики и образования выступает сложный  процесс становления и развития педагогической теории и практики образования  в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур.Взаимосвязь истории педагогики  с другими научными дисциплинами, такими как философия, история общества, культуры и психологии, теория обучения и воспитания, характеризуется тем, что содержание науки включает как исторические, так и обществоведческие знания, а также частные методики.

Философия разрабатывает  систему общих принципов и  способов познания, поэтому для истории  педагогики и образования она  является теоретической основой  осмысления педагогических явлений  и теорий прошлого.

История рассматривает широкий  круг педагогических и социально-культурных явлений прошлого в процессе их исторического  развития и эволюции. В свою очередь, история педагогики и образования  предполагает ретроспективное изучение современного состояния системы  образования, соотнося его с обществом, социальным развитием, философской  и научной мыслью прошлых эпох.

Культурология изучает педагогику и образование как часть исторического  процесса развития общечеловеческой культуры.

Социология исследует  педагогику и образование как  часть развития социальных институтов; в исторической ретроспективе важно  познание причинно-следственных связей между образованием и обществом, осознание влияния общества на образование  и понимание того, что социальные изменения во многом являются следствием существующего образования.

Педагогика включает историко-педагогические знания как необходимую и важную часть в исследовании проблем  воспитания, обучения и образования. История педагогики и образования  формулирует знания об истории теории и практики воспитания и обучения, исследует деятельность их создателей – талантливых, выдающихся педагогов, которые среди современников  были новаторами.

История педагогики и образования  как учебная дисциплина имеет  своей целью формирование системы  знаний, во-первых, о ходе и результатах  взаимодействия общества, с одной  стороны, и школы и педагогики – с другой; во-вторых, о процессах  воспроизведения школой и педагогикой  сообществ и цивилизации; в-третьих, о механизме закрепления в  сфере воспитания и обучения приобретенных  человечеством культурных ценностей; в-четвертых, о том, что школа и педагогика всегда были заметным, хотя и не единственным, двигателем культурной и общественной эволюции.

К специфическим методам  историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение.

Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического  процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями.

С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное  и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей  функционирования и развития педагогических событий прошлого.

Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического  процесса с древнейших и до наших  времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки.

К источникам исследования в истории педагогики и образования  относятся письменные источники (законодательные  и нормативные акты, документация органов управления образованием и  внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.

Вопрос 3. Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте

Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, система образовательных учреждений, философами Античности были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.

Архаичный (древнегреческий) период с IX в. до н. э. по VIII в. до н. э. Обучение и воспитание подрастающего поколения  в этот период проходило в домашне-семейных условиях под руководством опытных наставников. В это время школьных форм обучения в государствах Древней Греции еще не существовало, но общественное внимание к обучению и воспитанию подрастающего поколения и представления об идеале физически и нравственно развитого грека вслед за Гомером отразил Гесиод в поэме «Труды и дни».

Период расцвета Эллады (новогреческий) длился с VII в. до н. э. по IV в. до н. э. Наибольшую известность и влияние среди  греческих городов-полисов в рассматриваемый  период имеют Афины и Спарта, в  которых развитие воспитания и школы  шло по разным направлениям.

Идеал развития личности в  Спарте сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого  человека. Это было обусловлено объективными причинами: вся Лакония представляла собой военный лагерь, находящийся в постоянной боевой готовности из-за угрозы восстаний рабов (илотов) и непрерывных войн. До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе.

Молодежь до 30 лет в  Спарте не обладала полнотой гражданских  прав и воспитывалась под контролем  государства. В этом процессе выделялось три возрастных периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от 20 до 30 лет, самый  интенсивный процесс воспитания и обучения приходится именно на первый из выделенных периодов. С 7 лет все  мальчики становились «общественной  собственностью», их собирали в агелы – своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял пайдоним (пайдоном) – представитель государственной власти, а непосредственное руководство – эйрены – юноши-спартиаты старше 15 лет, проявившие умение руководить.

Информация о работе Теории возникновения воспитания в первобытном обществе