Теории возникновения воспитания в первобытном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.
Концепции происхождения воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.

Работа содержит 1 файл

Ekzamen_po_istorii_obrazovania.docx

— 196.12 Кб (Скачать)

В самом начале эпохи Средних  веков появляются школы для обучения тех, кто желал стать членом христианской общины и познать основы религии. Школы катехуменов (оглашаемых) своей главной целью считали изучение псалмов и основ христианской морали. Со временем в содержание образования в этих школах было включено чтение катехизиса, и школы стали называться катехизическими. Постепенно эти учебные заведения трансформировались в школы более высокого типа, дававшие как общеобразовательную подготовку детям из любых сословий, так и служившие для обучения священников. Позднее на базе этих учебных заведений образовались кафедральные, или соборные, школы.

В начале VII в. в Ирландии и Британии открываются первые монастырские (церковные) школы. Уже в VII в. церковные школы подразделяются на закрытые – внутренние – для подготовки к монашескому постригу и открытые – внешние – для обучения детей прихожан, иначе их называли епископскими, или кафедральными, так как они учреждались при кафедре городского собора. Вплоть до XII в. внутренние монастырские школы имели большие распространение и значимость, чем кафедральные. Огромное значение во всех церковных школах уделялось воспитанию нравственности, постам, отказам от благ и т. п.; умственное развитие и образование не было приоритетным в эпоху Средневековья. В церковных школах существовали разные уровни обучения: элементарный (чтение, письмо, счет, пение); средний (курс тривиума: латинская грамматика, риторика и диалектика); повышенный (курс квадриума: арифметика, астрономия, геометрия и теория музыки). Курс тривиума и квадриума составлял курс 7 свободных искуксств, причем главным в тривиуме была грамматика., а в квадриуме – арифметика.

Воспитание светского  феодала:

По-иному воспитывались  сыновья рыцарей — «господа земли  и крестьян», у которых вырабатывали военно-физические умения, крепостническую  мораль и благочестие, учили вести  себя в «высшем обществе». Содержание рыцарского воспитания составляли «семь  рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и  щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Игра в шахматы рассматривалась как  средство воспитания настойчивости  и способности правильно ориентироваться. Умение слагать и петь стихи нужно было для того, чтобы блистать в высшем обществе, прославлять военные подвиги и служить «даме сердца». Чтение и письмо не были обязательными для рыцаря, многие представители рыцарского сословия (графы, герцоги) в период раннего средневековья были неграмотны. Религиозные «истины» обычно сообщались детям рыцарей каким-либо «духовным отцом», чаще всего капелланом замка. До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности пажа при жене сюзерена. С 14 лет, с вручением меча, которое совершалось в торжественной обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. Он сопровождал сюзерена в походах и на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и т. п.; по достижении 21 года он путем особой церемонии посвящался в рыцари. Младшие сыновья видных феодалов оставались дома, упражняясь в «рыцарских добродетелях» и обучаясь у капеллана замка религии, реже — чтению, письму; некоторые из них направлялись ко двору епископа и готовились к занятию высших церковных должностей.

Образование девушек знатного происхождения стояло несколько  выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили  особый курс обучения. Некоторые знали  прозу и поэтические произведения латинских авторов.

 Роль университетов  как центров средневековой культуры  и образования. Схоластика как  направление философской мысли  эпохи Средневековья.

 В XII—XIII веках в  Западной Европе расширяются  экономические связи между странами, ослабляется феодальная замкнутость,  растут города, где развиваются  ремесла и торговля. Крепнут элементы  светской культуры. Возникают и  распространяются ереси. Религиозные  догмы, которые раньше принимались  на веру, теперь подвергаются  сомнению. Стало необходимым подкрепить  религию философией, не верить  слепо, но «понять то, во что  верят». Эту задачу в XII—XIII веках  берет на себя схоластика, которая  задается целью примирить веру  и разум, религию и науку.  Появились теории номинализма  и реализма. Представители теории  номинализма утверждали, что общие  понятия не существуют, а являются  лишь названиями, отвлечениями человеческого  разума; представители реализма  наоборот, заявляли, что общие понятия  существуют ранее вещей. Схоластика  развивала в то время формально-логическое  мышление, оживляла застывшую религиозно-философскую  мысль. Однако в дальнейшем  схоластика изжила себя, зачастую  представляла лишь бесплодные  умствования, стала препятствием  дальнейшего движения вперед. В  области школы и просвещения  она привела к заучиванию учащимися готовых определений, зачастую изложенных в схоластической вопросно-ответной форме, к отказу от самостоятельного мышления.

 В XII веке были открыты  университеты в Италии, во Франции,  в Англии и затем в других  странах. В Средней Европе в  XIV веке открывается университет  в Чехии (Прага) и несколько  позже в Польше (Краков). Как правило,  средневековые университеты возникали  по инициативе ученых и пользовались  правом самоуправления, сами вырабатывая  распорядок своей жизни, избирая  должностных лиц (ректора и  др.), и тщательно защищали свои  права.

Церковь, пользуясь монополией на обучение, пыталась сразу же подчинить  себе университеты, давая им различные  привилегии и материальные средства (бенефиции), основывала свои университеты. Так, был основан в XII веке Парижский  университет, послуживший образцом для других католических университетов. Постепенно церковь начинает главенствовать в университетах, и богословский факультет становится самым важным.

Средневековые университеты имели четыре факультета. На подготовительном, или артистическом (факультет искусств), преподавались «семь свободных  искусств». Он играл роль средней школы; обучение на этом факультете длилось 6—7 лет, после чего окончившие получали степень «магистра искусств». Далее представлялась возможность продолжать образование на одном из трех основных факультетов: богословском, медицинском или юридическом, где обучение продолжалось 5—6 лет, и получить звание доктора наук.

 Основным видом занятий  в университетах были лекции: профессор читал по книге текст  и его комментировал. Организовывались  также диспуты на основе тезисов  докладов, которые сообщались заранее,  а затем обсуждались школярами.

Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении  ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного  и ученого советов, последний  избирался из числа профессоров  и магистров. В некоторых университетах  с XIV в. право избрания профессоров  перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты.

Вопрос 7. Гуманистический идеал эпохи Возрождения в произведениях  М. Монтеня, Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Кампанеллы, В. да Фельтре

Родиной одного из величайших движений, которое когда-либо переживало человечество, – Возрождения –  стала Италия. В XIV–XV вв. Италия представляла собой государство, в котором  сосредоточилась политическая, экономическая, религиозная, культурная, образовательная  жизнь. Широкие торговые и иные экономические  отношения Италии, ряд сделанных  итальянцами географических открытий, сравнительно широкое распространение  образования среди населения  вызывали в людях иные по сравнению  со Средневековьем стремления и запросы: у человека пробудились вера в  себя, стремление к самопознанию и  проявлению силы духа.

Особенностями культуры и  образования эпохи Возрождения  стали их светский характер, гуманистическая  философия, обращение к античному  культурному наследию. Источником всех идей эпохи Возрождения служила  античная культура, которая была пропитана  верой в человека. Именно она предложила новой эпохе высокие и прекрасные образцы, готовые формулы для  конструирования своего мировоззрения. Ноглавное – античная культура открыла Возрождению идеи гуманизма и гармонии. Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человеческой личности, ее права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и  французских ученых-гуманистов. Труды  итальянских педагогов характеризуются  ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино да Фельтре. Сын бедных родителей, он, закончив Падуанский университет, был назначен профессором философии. В 1424 г. да Фельтре получил приглашение в г. Мантую, где он должен был стать воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа «Дом счастья», которой В. да Фельтре отдал всю свою жизнь. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа, деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера».

Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания, поэтому в программу обучения входят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми. В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления. Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом.

Французский гуманизм эпохи  Возрождения представлен именем Франсуа Рабле. Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он резко осудил средневековую школу за ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения. В основу педагогической теории Ф. Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. Свои идеалы нового воспитания и обучения Ф. Рабле выразил, описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями – это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел. Педагог выдвинул требование чередования учебы и отдыха, физических и умственных занятий.

Юрист, автор знаменитого  труда «Опыты», в котором отразились передовые гуманистические взгляды  на воспитание и обучение детей, Мишель Монтень,  рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Критикуя современную ему школу, сохранившую многие черты схоластического обучения, Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье. Провозглашая опыт основой всякого познания, педагог в методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами, обозначающими эти предметы.

Много внимания М. Монтень  уделял вопросам развития детской самостоятельности, выдвигая императивное требование: «Я не хочу, чтобы в классе работал  и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят». Он выступал против телесных наказаний, широко распространенных в  школе, противопоставляя насилию идеал  свободного и радостного учения, в  нравственном воспитании предлагал  сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном  развитии духовных и физических сил  ребенка, высказывал мысли о необходимости  изучения родного языка.

Английская гуманистическая  педагогическая мысль была представлена сочинениями философа, общественного  деятеля, писателя, политика Томаса Мора, написавшего, в частности, роман  «Утопия», в котором все граждане, населяющие город, обязательно участвуют  в общественном труде, совмещенном  со всеобщим образованием. Т. Мор видел реализацию гражданского долга в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью гармоничного развития, устраняя противопоставление между физическим и умственным трудом, характерное для античной традиции. В его романе обучение связано с участием в производительном труде, например сначала дети-утопийцы в школе изучают теоретические основы земледелия, а затем реализуют свои знания в поле. Т. Мор высказал мысль о необходимости всеобщего, равного для всех государственного образования на родном языке, в котором должны сочетаться схоластические знания и реальные дисциплины.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения выделяется Томазо Кампанелла. В утопии "Город солнца" рисуется образец общества экономического и политического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании слепого подражания и книжности, в возврате к природе, в отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования. Юные солярии свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство. В Городе Солнца заботятся об улучшении "породы людей", так как убеждены, что это – основа общественного блага. Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории и народных обычаев. Соляриям прививают любовь к искусству, к прекрасному, к естественной красоте человека. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем и привлекательностью. Глава государства - наиболее образованный гражданин. Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию и естествознание. С детьми занимаются также гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. Их обучают ремеслам. Обучение предлагалось оживлять с помощью наглядности: городские стены разрисованы "превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности отражающей все науки... Дети без труда и как бы играя знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста". Широко применяется принцип соревновательности. Солярии воспитаны в духе религии "как закона природы". Их Бог – Солнце, природа. Каждый вправе выбирать любую конфессию. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми.

Информация о работе Теории возникновения воспитания в первобытном обществе