Теории возникновения воспитания в первобытном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.
Концепции происхождения воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.

Работа содержит 1 файл

Ekzamen_po_istorii_obrazovania.docx

— 196.12 Кб (Скачать)

Вопрос 61. Амонашвили о необходимости учета особенностей шестилеток в воспитании и обучении

Ш.А. Амонашвили уделил особое внимание личности учителя, его нравственным качествам и духовному облику. 
      Учителя, работающие с шестилетками, должны обладать целым рядом особых качеств, быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Учитель должен понимать детей. Учителю надо быть оптимистом. Учителя “обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада” . Завоевать любовь детей — насущнейшая задача учителя, считает ученый-исследователь, “ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества”2 
      Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, приемы, формы, “пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому — эффективными”, — утверждает Ш.А. Амонашвили^. 
      Из этих высказываний определенно видно, что педагогическая и дидактическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащихся. 
      С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки. Прежде всего и, безусловно, справедливо Ш.А. Амонашвили различает и разводит понятия “оценка” и “отметка”. Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, например: “Молодец”, “Ты хорошо справился с заданием”, “Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня”, “Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок” и т.п. Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. “оценка”. Отметка же— это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а ъ том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах.

Вопрос 62. Актуальные проблемы педагогов-новаторов

Шаталов Виктор Федорович (р. 1.05.1927), педагог-новатор, участник Великой Отечественной войны. На педагогической работе в школе с 1951. С 1956 вел экспериментальную работу с учащимися. Разработал оригинальную систему интенсивного обучения с использованием авторских учебных пособий, представляющих программный материал в вербально графических формах.

Человеческий фактор обусловливает  и определяет дидактическую концепцию  В.Ф. Шаталова. Вся его система  обучения построена на принципе уважения личности школьника, гуманного отношения  к нему.  Создавая доброжелательную обстановку на занятиях, он вызывает у  учащихся чувство уверенности в  свои силы и успеха в учебной работе.

 Успех в учении он  считает важным дидактическим  принципом.

Подчеркнем, что В.Ф. Шаталов  на первое место в процессе обучения ставит воспитательную задачу, а также  формирование у учащихся общественно  ценных мотивов учения, любознательности, познавательных интересов и потребностей, чувства долга и ответственности  за результаты учения. А уже потом  следует задача учебно-познавательная.

Порядок изучения каждой темы, т.е. поэтапного управления был всегда один и тот же, сохранялась строгая  последовательность этапов изучения новой  темы” (это, по сути, и есть алгоритм):

1)развернутое объяснение  учителя

2)сжатое изложение учебного  материала по опорным плакатам

3) изучение листов с  опорными сигналами (уменьшенные  копии опорных листов и плакатов);

4)работа с учебником  и листом опорных сигналов  в домашних условиях;

5)письменное воспроизведение  опорных сигналов на следующем  уроке;

6)ответ у доски или  прослушивание устных ответов  товарищей.

  По В.Ф. Шаталову  сначала изучается теоретический  материал, а затем уже практический.

 По В.Ф. Шаталову  учебный материал изучается укрупненными  единицами. Он полагает, что так  учащиеся видят целостную картину  изучаемого, а не только его  фрагмент. Успех усвоения большой  темы достигается быстрым темпом  изучения и путем многократного  вариативного повторения. Второстепенный  материал не дается. Например в геометрии, практически ученикам знать доказательства не обязательно, тем более, что одна и та же теорема, вывод одной и той же формулы имеют много вариантов. В результате удается сократить время, необходимое для изучения и усвоения программного учебного предмета. Это “высвободившееся время” используется для опережающего обучения. На занятиях по какой-либо теме заглядывают в темы предстоящие. В конечном итоге опережение, например по математике, достигает целого года: курс, рассчитанный на 3 учебных года, учащиеся с успехом усваивают за 2.

 Еще одна особенность  опыта В.Ф. Шаталова — обеспечение  учебного процесса оригинальными  дидактическими средствами и  пособиями. Это опорные листы  и сигналы, конспекты, плашки  решаемых задач, открытый лист  учета знаний.

В.Ф. Шаталов использует многие приемы коллективной познавательной деятельности: взаимную консультацию учащихся, взаимопроверку знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими. На занятиях используются также приемы игры. В  учении школьников нет принуждения, нет и страха из-за “двойки” иметь  неприятности с родителями или учителями. Отметку при желании всегда можно  исправить и повысить, пересдается  вся тема.

 В.Ф. Шаталов на основе  своей практики предложил несколько  других, в отличие от традиционных, принципов обучения: а) принцип  успеха и оптимизма; б) принцип  бесконфликтности; в) принцип целостности  (блочное, опережающее и обучение  в быстром темпе).

Оценивая в целом опыт В.Ф. Шаталова как оригинальный и  положительный, психолог академик А.А. Бодалев считает, что в его системе упор сделан на создание и развитие у ученика репродуктивных способностей и, к сожалению, меньше — на развитие творческой самобытности учащихся. С этой оценкой А.А. Бодалева, по-видимому, можно согласиться лишь отчасти, так как далеко опережающее обучение, как это практикует В.Ф. Шаталов, было бы невозможно без развития творческих способностей учащихся.

Вопрос 63. Приоритетные проблемы воспитания на современном этапе

Отечественную систему воспитания сегодня принято характеризовать  как кризисную и выделять в  ней целый спектр актуальных проблем.

В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей  возрождения в белорусском обществе чувства истинного патриотизма  как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо  без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи  с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между  поколениями – связи времен, что  наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В этом смысл существования белорусской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.

Особую актуальность приобретает  проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и  народностей.

Тенденции общественного  развития, характерные для сегодняшней  белорусской  действительности, актуализировали  проблему семейного воспитания. Масштабный кризис, охвативший нашу страну, негативно  отразился на материальном и нравственном здоровье семьи как института  естественной биологической и социальной защиты ребенка и обнажил множество  социальных проблем (рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и  жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Как следствие этого – растет число неблагополучных семей.

Вопрос 64. Роль и место журналов «Педагогика» и «Адукацыя i выхаванне» в развитии воспитания и образования

Журнал «Педагогика» (в СССР – «Советская педагогика») был учрежден в 1937 г. Он является старейшим и авторитетнейшим научно-педагогическим журналом России. На его страницах представлена вся история отечественной педагогической мысли. Журнал публикует результаты научных исследований по теории и истории педагогики, подготовке педагогических кадров, сравнительной педагогике, современной образовательной политике. Он задает основные научные ориентиры, ценностные и методологические установки для исследований в области образования, активно влияет на формирование научно-педагогического сознания в нашей стране и за рубежом, поддерживает развитие целостного педагогического пространства СНГ. В журнале публикуют свои материалы ученые-педагоги из США, Германии, Франции, Канады, Польши, Китая и других стран.

Журнал "Педагогика"- один из самых авторитетных педагогических журналов в мире. Он активно поддерживает развитие целостного педагогического  пространства стран СНГ, вносит весомый  вклад в формирование педагогического  сознания людей на этой огромной территории и за ее пределами. По-прежнему публикация в "Педагогике" считается почетной не только среди начинающих авторов, но и у маститых ученых России и  других стран.

Основные рубрики журнала  - «Научные сообщения», «История школы  и педагогики», «Сравнительная педагогика», «Научная публицистика», «Народная  педагогика» и др.

Сегодня "Педагогика" задает высокие стандарты качества научных  публикаций, формирует культуру педагогического  текста. Несмотря на то, что в последние  годы появилось очень большое  количество различных педагогических изданий, журнал сохраняет свои позиции  и авторитет в научном сообществе. Одно из несомненных достоинств журнала, которое привлекает к нему и читателей, и авторов, - открытость, смелость в  суждениях и оценках, свобода  от конъюнктуры, верность своей миссии.

Журнал «Адукацыя i выхаванне» издается в Беларуси с 1992 года. Журнал  является научно-методическим изданием. Особое внимание уделяет обсуждению актуальных проблем обучения и воспитания младших, средних и старших школьников. На его страницах регулярно печатаются материалы, посвященные вопросам контроля и оценки результатов учебной деятельности  школьников, проблемным моментам в преподавании того или иного предмета, организации воспитательной работы в начальной школе, средней и старшей школе, внеклассным занятиям с учениками.

Издание своевременно знакомит педагогов с новыми учебными программами  и планами, учебниками и их авторами, с методическими разработками и  авторскими программами. На его страницах  регулярно публикуются интервью с руководящими работниками Министерства образования, методические рекомендации его специалистов, активно сотрудничают с журналом ученые Национального  института образования, Академии последипломного  образования, авторы учебных программ, учителя-новаторы.

Статьи, размещенные в  журнале, помогают педагогам лучше  организовать учебный процесс, открывают  возможности творчества на уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теории возникновения воспитания в первобытном обществе