Теории возникновения воспитания в первобытном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.
Концепции происхождения воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.

Работа содержит 1 файл

Ekzamen_po_istorii_obrazovania.docx

— 196.12 Кб (Скачать)

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного  действия». В этом принципе реализуется  требование коллектива — «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного  действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия»  — прямого, непосредственного воздействия  педагога на отдельного воспитанника.

Одним из важнейших законов  коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив  достиг поставленной цели, а новых '"перспектив перед собой не поставил, наступает  самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением  к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в  педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой  перспективных линий».

Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески  ищет наиболее эффективные пути для  его движения вперед. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников  и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее  усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться  на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно  значимую, делать больше и лучше, чем  раньше. Искусство педагога заключается  в том, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива. Макаренко  отводил важную роль в жизни коллектива игре.

Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная  с первичного коллектива и кончая Родиной.

Дисциплина особенно развивается  и крепнет в организованном коллективе. Дисциплина – это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете, принимает форму дисциплины.

Вопрос 51. А. С. Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной дисциплины

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко  является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское  воспитание невозможно себе представить  как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых  основных элементов». Макаренко правильно  считал, что трудолюбие и способность  круду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем.  Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Трудовая деятельность воспитанников  занимала большое место в руководимых  Макаренко учреждениях; она непрестанно  развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного  труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел  к организации производительного  труда воспитанников в кустарных  мастерских. Своей высшей формы эта  трудовая деятельность достигла в коммуне  имени Дзержинского, где воспитанники (старшего возраста) обучались в  средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда.

В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать  их умение ориентироваться, планировать  работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к  материалам, добиваться высокого качества работы.

Во избежание ранней и  узкой специализации следует  переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность  получить среднее образование и  в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

Большого внимания заслуживают  указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые  поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы  дети длительное время несли ответственность  за порученную им работу. Дети могут  поливать цветы в комнате или  во всей квартире, накрывать на стол перед обедом и т. д.

Дисциплина особенно развивается  и крепнет в организованном коллективе. Рассматривая дисциплину как результат  воспитания, Макаренко различает  понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. В лекции «Дисциплина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом проявляется его натура». Макаренко возражает против этого и требует: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться.

Вопрос 52. А. С. Макаренко о семейном воспитании.  Виды родительского авторитета (по работе «Лекции о воспитании детей»)

А. С. Макаренко внес много  нового, оригинального в освещение  проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских  педагогов, занявшихся разработкой  этой важной проблемы.

 Главнейшим условием  семейного воспитания Макаренко  считал наличие полной семьи,  крепкого коллектива, где отец  и мать живут дружно между  собой и с детьми, где царствуют  любовь и взаимное уважение, где  имеет место четкий режим и  трудовая деятельность. Каждая семья,  говорил Макаренко, ведет свое  хозяйство, ребенок — член  семьи и, следовательно, участник  всего семейного хозяйства. С  ранних лет в семейных условиях  он приучается к будущей своей  хозяйственной деятельности в  более широких масштабах. Именно  здесь, в условиях семейной  хозяйственной деятельности, у детей  воспитываются коллективизм, честность,  заботливость, бережливость, ответственность,  способность ориентировки и оперативность.        Подробно осветил Макаренко такие  вопросы, как значение сказки  для детей раннего возраста, руководство  детским чтением, посещение детьми  театра, кино и т. п. Большое  место в жизни детей он отводил  эстетическому воспитанию.

Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское  лицо и поведение, требовал, чтобы  родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность  перед обществом за их воспитание.

Виды ложного авторитета:

  • Авторитет расстояния, родители убеждены, что нужно от детей находиться подальше, в таких семьях дети отданы на воспитание дедушкам и бабушкам или в круглосуточных дошкольных заведениях. Выходные  родители тоже проводят без детей, а  родительская ласка сводится к покупке новой игрушки или сладости.
  • Авторитет педантизма- как отец сказал, так и должно быть.
  • Авторитет резонерства – в таких семьях родители заедают детей бесконечными назиданиями и поучениями.
  • Авторитет любви – самый распространенный вид ложного авторитета, слова ласки и любви сыплются в большом количестве, и дети понимают, что к любви можно подыгрываться.
  • Авторитет дружбы – родители и дети неправильно понимают взаимоотношения, вместомама и папа дети называют родителей Петя и Маша.

Вопрос 53. Вклад А. С. Макаренко в педагогическую практику

В педагогическую науку А.С. Макаренко пришел как блестящий  практик: в 1917-1919 гг. он заведовал школой в Крюкове; в 1920 г. принял руководство  детской колонией под Полтавой (в  дальнейшем колония имени Горького); в 1928-1935 гг. работал в детской коммуне  имени Дзержинского в Харькове. Со второй половины 1930-х гг. Макаренко  фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни  занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие уже классикой педагогические сочинения: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей" и др.

А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как "прежде всего практически целесообразную науку". Такой подход означает необходимость  выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко - тезис параллельного  действия, т. е. органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются "свобода и самочувствие воспитанника", который выступает  творцом, а не объектом педагогического  воздействия.

Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости  формирования единого трудового  коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.

Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской  педагогикой проблемы (воспитание в  коллективе, семейное воспитание и  др.). Макаренко был педагогом, успешно  применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы.

Вопрос 54. В. А. Сухомлинский как продолжатель гуманистических идей А. С. Макаренко

В своих работах В. А. Сухомлинский рассмотрел наиболее актуальные вопросы  учебно-воспитательной деятельности советской  школы. В. А. Сухомлинский настойчиво подчеркивал, что воспитание детей должно быть проникнуто духом социалистического  гуманизма, горячей любви к детям, уважения к личности ребенка, сердечной  заботой о его всестороннем развитии. Без чуткого и заботливого  отношения воспитателей к чести  и достоинству своих воспитанников, без искренней, непритворной и вместе с тем мудрой, а следовательно, и строгой любви к детям в семье и в школе не может быть разумного и эффективного воспитания, считал В. А. Сухомлинский, следуя выдающимся советским педагогам Н. К. Крупской и А. С.Макаренко.

Любовь к детям требует  знания их психологии. Давая советы начинающим директорам школ, Сухомлинский в книге «Разговор с молодым  директором школы» писал: «Знать ребенка  — это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики, где сходятся все нити педагогического руководства школьным коллективом».

Много внимания уделял Сухомлинский вопросам формирования у школьников гражданской зрелости, их идейно-политическому  воспитанию, деятельности ученического коллектива совместно с педагогами, направленной на решение этих важных задач («Рождение гражданина»).                                                           В работах, посвященных методике воспитания, роли и деятельности коллектива, Сухомлинский осветил ряд острых современных проблем на эту тему («Методика воспитания коллектива»).

В советской педагогической.литературе немало монографий, посвященных опыту учебно-воспитательной деятельности передовых школ. Следуя этой традиции, Сухомлинский запечатлел в своей книге «Павлышская средняя школа» длительную деятельность школы в украинском селе Павлыш. Под руководством автора — директора школа добилась больших успехов в решении острых и сложных вопросов воспитания будущих сельских тружеников, успехов, прославивших эту школу и у нас.

Вопрос 55.В. А. Сухомлинский о цели, задачах и принципах воспитания. Педагог трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку

врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с  тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.

В 1950-е гг. В.А. Сухомлинский разработал продуктивные пути соединения физического и умственного труда  школьников на основе опытнической, поисковой  деятельности, прерогативы освоения учащимися средств познания над  собственно знаниями. Педагог понимал  сельскохозяйственный труд как основное средство развития личности, а не только как путь подготовки учащихся к овладению  профессией. В его теоретической  и практической деятельности доминировала установка на переживание школьниками  радости бескорыстного созидательного труда и эстетическую направленность форм и методов производственной деятельности.

В начале 1960-х гг. центральной для В.А. Сухомлинского стала проблема коммунистического воспитания школьников, в которой автор видел средство формирования «мыслящих личностей» (а не беспрекословно выполняющих партийные команды людей). Эта цель предусматривала отказ от абсолютизации подчинения и контроля со стороны коллектива, которые противоречили принципу свободы личности, препятствовали духовному и нравственному совершенствованию человека. В противовес нивелирующим тенденциям авторитарного воспитания педагог утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом, апеллирующую к его совести, основой воспитания считающую проблему человечности. В структуру педагогической науки Сухомлинский включил категории этики – долг, честь, достоинство, добро, свободу. Особенность применяемых им педагогических средств проявлялась в осуществлении воспитания через художественные образы в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей, обращенных к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности, и др.

Важнейшим инструментом считал ощущение у учащегося успеха в  учении, переживание радости познания. Для развития у ребенка эмоциональной  восприимчивости большую роль он отводил элементам праздничности, красоты, обращал внимание на взаимосвязь  нравственного воспитания и обучения. Акцент делался на расширение представлений  детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления, на формирование системы моральных  ценностей, а также умений и навыков  самостоятельного получения и использования  информации. Большое внимание В.А. Сухомлинский уделял переживанию детьми накапливаемого опыта, самостоятельному раскрытию  ими важнейших нравственных принципов. В педагогической системе Сухомлинского  важное значение имели «уроки мышления» среди природы. Слово учителя педагог считал важнейшим средством образования. Большую роль отводил он созданию детьми совместно с учителями сказок, поэтических и прозаических миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления.

Информация о работе Теории возникновения воспитания в первобытном обществе