Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:12, контрольная работа
Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.
Концепции происхождения воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.
Макаренко считал, что воздействовать
на отдельную личность можно, действуя
на коллектив, членом которого является
эта личность. Это положение он
называл «принципом параллельного
действия». В этом принципе реализуется
требование коллектива — «все за одного,
один за всех». «Принцип параллельного
действия» не исключает, однако, применения
«принципа индивидуального
Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых '"перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий».
Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперед. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива. Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре.
Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая Родиной.
Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Дисциплина – это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете, принимает форму дисциплины.
Вопрос 51. А. С. Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной дисциплины
Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность круду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.
Трудовая деятельность воспитанников
занимала большое место в руководимых
Макаренко учреждениях; она непрестанно
развивалась и
В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.
Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.
Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом и т. д.
Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. В лекции «Дисциплина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом проявляется его натура». Макаренко возражает против этого и требует: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться.
Вопрос 52. А. С. Макаренко о семейном воспитании. Виды родительского авторитета (по работе «Лекции о воспитании детей»)
А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.
Главнейшим условием
семейного воспитания
Макаренко дал интересный
психолого-педагогический анализ ложных
видов родительского
Виды ложного авторитета:
Вопрос 53. Вклад А. С. Макаренко в педагогическую практику
В педагогическую науку А.С.
Макаренко пришел как блестящий
практик: в 1917-1919 гг. он заведовал школой
в Крюкове; в 1920 г. принял руководство
детской колонией под Полтавой (в
дальнейшем колония имени Горького);
в 1928-1935 гг. работал в детской коммуне
имени Дзержинского в Харькове. Со
второй половины 1930-х гг. Макаренко
фактически был отстранен от педагогической
практики и в последние годы жизни
занимался научным и
А.С. Макаренко разработал
стройную педагогическую систему, методологической
основой которой является педагогическая
логика, трактующая педагогику как "прежде
всего практически
Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.
Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.). Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы.
Вопрос 54. В. А. Сухомлинский как продолжатель гуманистических идей А. С. Макаренко
В своих работах В. А. Сухомлинский
рассмотрел наиболее актуальные вопросы
учебно-воспитательной деятельности советской
школы. В. А. Сухомлинский настойчиво подчеркивал,
что воспитание детей должно быть
проникнуто духом социалистического
гуманизма, горячей любви к детям,
уважения к личности ребенка, сердечной
заботой о его всестороннем развитии.
Без чуткого и заботливого
отношения воспитателей к чести
и достоинству своих
Любовь к детям требует
знания их психологии. Давая советы
начинающим директорам школ, Сухомлинский
в книге «Разговор с молодым
директором школы» писал: «Знать ребенка
— это та самая главная точка,
где соприкасаются теория и практика
педагогики, где сходятся все нити
педагогического руководства
Много внимания уделял Сухомлинский
вопросам формирования у школьников
гражданской зрелости, их идейно-политическому
воспитанию, деятельности ученического
коллектива совместно с педагогами,
направленной на решение этих важных
задач («Рождение гражданина»).
В советской педагогической.
Вопрос 55.В. А. Сухомлинский о цели, задачах и принципах воспитания. Педагог трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку
врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.
В 1950-е гг. В.А. Сухомлинский
разработал продуктивные пути соединения
физического и умственного
В начале 1960-х гг. центральной для В.А. Сухомлинского стала проблема коммунистического воспитания школьников, в которой автор видел средство формирования «мыслящих личностей» (а не беспрекословно выполняющих партийные команды людей). Эта цель предусматривала отказ от абсолютизации подчинения и контроля со стороны коллектива, которые противоречили принципу свободы личности, препятствовали духовному и нравственному совершенствованию человека. В противовес нивелирующим тенденциям авторитарного воспитания педагог утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом, апеллирующую к его совести, основой воспитания считающую проблему человечности. В структуру педагогической науки Сухомлинский включил категории этики – долг, честь, достоинство, добро, свободу. Особенность применяемых им педагогических средств проявлялась в осуществлении воспитания через художественные образы в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей, обращенных к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности, и др.
Важнейшим инструментом считал
ощущение у учащегося успеха в
учении, переживание радости познания.
Для развития у ребенка эмоциональной
восприимчивости большую роль он
отводил элементам
Информация о работе Теории возникновения воспитания в первобытном обществе