Теории возникновения воспитания в первобытном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.
Концепции происхождения воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.

Работа содержит 1 файл

Ekzamen_po_istorii_obrazovania.docx

— 196.12 Кб (Скачать)

Лесгафт указывал, что родителями и педагогами при выборе средств  воспитания должны учитываться такие  ценные качества ребенка, как впечатлительность, восприимчивость, стремление к самостоятельной  переработке воспринятого, к разнообразно деятельности и играм.

Лесгафт считал возможным  использовать лишь отдельные игры и  занятия Фребеля в семейном воспитании детей, но на основе иной методики. Он удивлялся, почему часто вполне обеспеченные родители отдавали своего единственного ребенка в детский сад, и считал, что передачу детей в детский сад “можно было бы допустить разве при отсутствии родителей или.невозможности их заняться своими детьми”.

Признавая существование  детских садов лишь как неизбежность и необходимость для детей, лишенных родительского попечения и заботы, Лесгафт настаивал на том, чтобы  в них была решительно изменена воспитательная работа, чтобы они приняли совершенно другой характер. Детский сад должен походить на простую семью, считал он, иметь удобное помещение; детям  должна быть предоставлена большая  свобода в играх и занятиях, особенно на открытом воздухе.

Указывая, что естественной и незаменимой воспитательницей детей преддошкольного и дошкольного возраста является образованная мать, Лесгафт считал необходимой и неотложной задачей развитие женского образования в России.

Заслуживают быть особо отмеченными  ценные взгляды П. Ф. Лесгафта на важную роль игры и игрушек в воспитании детей дошкольного возраста в  семье и детском саду. Он высоко ценил игры как средство физического, умственного и нравственного  воспитания детей. Он рекомендовал родителям  и воспитателям широко использовать стремление детей дошкольного возраста к изготовлению игрушек-самоделок, которые доставляют им большое удовольствие и удовлетворение. “Гораздо выгоднее для ребенка, если все предметы своих  занятий или развлечений он сам  себе приготовит, чем если ему поднести приготовленные и различным образом украшенные игрушки с различными непонятными для него механизмами и превращениями; они только поразят его, и он их сейчас же разломает, чтобы доискаться причины замеченных им явлений”.

Вопрос 46.Педагогические идеи Е. Н. Водовозовой (или А. С. Симонович)

Идеи и методические рекомендации Е.Н. Водовозовой, касающиеся отношений взрослых и детей, отлично сочетаются с сегодняшними моделями обучения, построенными на основе гуманистического подхода к образованию. Современные исследователи видят гуманистическую природу педагогической деятельности в воспитании индивидуальности, «очеловечивании» ребёнка, формировании и развитии его как личности, обеспечении непрерывной преемственности поколений.

Любовь к ближнему, гуманные чувства и сострадание, заложенные  в основу педагогической теории  Е.Н. Водовозовой, актуальны в современной гуманистической парадигме образования.  Научить детей любить – это, по её мнению, первая заповедь в воспитании.

Е.Н. Водовозова призывала воспитывать в ребёнке такие качества, как забота о людях, любовь к ним, стремление разделить горе и радость товарища, быть чувствительным к горю ближнего, уметь доверяться и доверять другому. Она говорила о важности создания условий для реализации этих качеств в практической деятельности и для свободного развития индивидуальности каждого ребёнка. Самым главным педагог считала «исключить принуждение и насилие над ребёнком», развивать добрые качества, без всяких наказаний.

Взрослому, работающему с  детьми, важно найти что-то положительное  в каждом ребёнке, вычленить эту  позитивную составляющую и усилить  своим доверительным отношением. В качестве мотива любви к  детям  выступает потребность педагога в самореализации личности ребёнка. Воспитатель должен употреблять  все усилия, чтобы внушить ребёнку  веру в свои силы, надежду на то, что  он всё поймет, всё сделает, если только захочет, добросовестно отнесётся  к предпринятому труду и усидчиво поработает над ним».

Позиция Е.Н. Водовозовой убедительно доказывает преимущество построения отношений с детьми на гуманных началах. Она считает, что старшим необходимо уважительно относиться к любому суждению ребёнка.

Одним из условий, способствующих продуктивной совместной деятельности, общению и развитию личности в  коллективе, Е.Н. Водовозова считала воспитание отношений добра, радости между детьми и между взрослыми и детьми.

По мнению Е.В. Горбылевой, ценность идей Е.Н. Водовозовой заключается в понимании целостного процесса воспитания и формирования личности, чёткого обозначения задач развития в ребёнке определённой культуры, которая «поможет ему стать личностью, способной глубоко сопереживать и прийти на помощь другому, постоянно познающей себя и способной самоопределиться в жизни сообразно своим способностям и склонностям».

Вопрос 47.Просветительские идеи Я. Коласа, А. Богдановича

Якуб Колас – яркий представитель белорусской педагогической мысли периода конец XIX - начало XX вв.  Анализ биографических данных и Я. Коласа свидетельствуют о том, что он преподавали в начальных школах вышеотмеченного периода.  После окончания Несвижской учительской семинарии (1902 г.) Я. Колас приступил к педагогической деятельности на Полесье, вначале в д. Люсино, затем в ПинковичахПинского уезда, в Верхменском народном училище Игуменского уезда Миской губернии.

Огромной заслугой Я. Коласа как педагога  выступает его  деятельность по открытию первых национальных белорусских школ в Гродненской  и Минской губерниях. Особенностью таких школ являлось то, что преподавание в них осуществлялось на родном языке учащихся.

 

 Я. Колас был глубоко  убежден в том, что воспитание  любви к родному языку является  неотъемлемым компонентом формирования  патриотизма у младших школьников. Именно поэтому вместе с преподавательской  деятельностью и Я. Колас занимался  написанием учебных книг для  учащихся-белорусов.  «Другое чытанне для дзяцейбеларусау» (1909 г.) Я. Коласа активно использовались в качестве учебников в национальных белорусских школах периода конца  XIX - начало XX вв.

Следует отметить, что приведенный  на страницах вышеперечисленных  книг фольклор, а также произведения самого автора позволяли детям осознать чарующую красоту и неповторимость белорусского края, познакомиться с  традициями и обычаями своего народа, а также прочувствовать звучание родной речи, увидеть ее запечатленной  в письменном виде. В свою очередь, это содействовало развитию у младших школьников любви к своему народу, природе, Родине, языку. 

 Я. Колас ясно осознавал,  насколько важную роль в формировании  патриотизма у маленького человека  играет личность учителя, а  потому предъявлял к нему такие  требования, как любовь к родному  краю, языку и другие. Учитель  - это, в первую очередь, «борец  за народное счастье, широко  образованный и культурный человек,  луч света в темной деревне».

 Я. Колас по праву  считается педагогом-патриотом Беларуси  периода конец XIX - начало XX вв. Его   идеи о формирования у младших  школьников любви к родному  языку, традициям и обычаям  своего народа и другие и  не потеряли своей актуальности  и в наши дни. Поэтому знакомство  с наследием белорусских педагогов  имеет не только исторический, но и практический интерес.

А. Е. Богданович – отец белорусского поэта М. Богдановича, прогрессивный педагог, этнограф, лингвист. К его наиболее известным педагогическим статьям относят «Педагогические воззрения белорусского народа» и «Школьная страда». В них он вскрыл пороки существующей школьной системы, подверг резкой критике постановку начального  и среднего образования, осуждал отрыв учебного дела  от воспитательной работы. Резко выступал против зубрежки. Считал, что каждый предмет имеет образовательное и воспитательное значение.

Считал любовь к Родине неотъемлемым качеством гармонически развитой личности. Воспитанию любви  к родине должен служить родной язык, произведения народного творчества, художественна и историческая литература. Предъявлял к учителю высокие  требования и требовал от него эрудиции, авторитета, творческого подхода  к педагогической деятельности.

Вопрос 48. Принципы воспитания в системе А. С. Макаренко

Известный советский педагог  и писатель.

Принципы воспитания по Макаренко.

Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и красной  нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним  из ее основных принципов. Макаренко  глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.

 С социалистическим  гуманизмом у Макаренко тесно  сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное.

 Макаренко требовал, чтобы  педагогическая теория строилась  на обобщении практического опыта  воспитания (такова и была вся  педагогическая теория самого  А. С. Макаренко). Он критиковал  метафизические педагогические  теории, построенные умозрительным  путем.

Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал  против непроизводительной затраты  мускульной энергии учащихся без  связи с воспитательной работой

Воспитание в коллективе и через коллектив — это  центральная идея его педагогической системы. Коллектив – это не случайное  скопление людей, а объединение  их для достижения общих целей  в общемтруде — объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей.

 Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива — «все за одного, один за всех».

Одним из важнейших законов  коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив  достиг поставленной цели, а новых '"перспектив перед собой не поставил, наступает  самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий».

 Особое внимание в  своей педагогической практике  и попытках ее теоретического  обобщения А.С. Макаренко уделял  роли воспитателя в педагогическом  процессе, считая, что, лишенный своеобразно  трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда,  не принесет воспитаннику.

 Он считал, что наказание,  ущемляющее честь и достоинство  личности, действительно портит  человека. Но наказание, направленное  на защиту ценностей и норм  коллектива, способствующее защищенности  личности от насилия, справедливо  и необходимо. Всепрощение оказывает  разрушительное воздействие на  межличностные отношения в коллективе  и приводит к разложению коллектива. Отказ от наказаний делает  учителя беззащитным перед агрессивным  поведением детей.

Вопрос 49.Цель и задачи воспитания личности в теории  А. С. Макаренко

В своих литературно-педагогических произведениях А.С. Макаренко делал  акцент на роли традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающихся в данном коллективе, подчеркивая значение самоуправления воспитанников как решающего  фактора воспитательного воздействия  на детей. Много внимания А.С. Макаренко  уделял методике организации воспитательного  процесса. Разработанная и многократно  описанная им в своих трудах методика так называемого параллельного  действия, перспективных линий развития коллектива, «метод взрыва» оказали  большое влияние на практику работы советской школы.

 Исходя из того что  цели коллектива в широком  его понимании должны становиться  целями   отдельной личности  и реализовываться в условиях  разнообразной общественно полезной  деятельности, А.С. Макаренко видел  задачу школы в том, чтобы  из своих стен она выпускала  энергичных и целеустремленных  людей, оценивающих любой свой  поступок прежде всего с точки  зрения интересов общества. «Задача  нашего воспитания сводится к  тому, чтобы воспитать коллективиста».

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко  является труд. В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.

Большого внимания заслуживают  указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые  поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу.

Воспитание чувства долга  и чести, воспитание воли, характера  и дисциплины должно происходить  тоже в коллективе.

Вопрос 50.Учение А. С.  Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания) по произведению  «Педагогическая поэма»

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма  был ведущим, коренным вопросом советской  педагогики с первых же дней ее существования. Воспитание в коллективе и через  коллектив — это центральная  идея его педагогической системы, красной  нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

Под коллективом Макаренко  понимал не случайное скопление  людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде  — объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив — часть советского общества «через коллектив каждый его  член входит в общество».

Информация о работе Теории возникновения воспитания в первобытном обществе