Теории возникновения воспитания в первобытном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности.
Концепции происхождения воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.

Работа содержит 1 файл

Ekzamen_po_istorii_obrazovania.docx

— 196.12 Кб (Скачать)

Широко использованы в  «Родном слове» пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Прекрасно подобраны  упражнения для развития у детей  умения сравнивать, различать, обобщать.

Простота, образность и эмоциональность  изложения, разнообразие и богатство  материала (из художественной литературы, географии, истории, естествознания), прекрасный язык, умение заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного  элементов, разнообразие и богатство  упражнений — таковы достоинства  «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении.

«Детский мир» — для  учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обучения), в нем центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений по естествознанию и географии.

В своих дидактических  высказываниях Толстой дает много  указаний, какими должны быть книги  для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным  для детей, доступным их пониманию; написаные книги должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать материал из жизни родины, легко запоминающийся и производящий на детей сильное впечатление.

Толстой составил «Азбуку», изданную в 1872 году. Затем она была дважды переработана и в окончательной  редакции переиздана в 1875 году под заглавием  «Новая азбука». Характерными чертами  составленных Толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность  детскому пониманию, заниматель ность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три четыре строки. Рассказы, написанные Толстым для учебных книг, богаты и разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в литературу для детей.

Вопрос 42.Вклад К. Д. Ушинского в развитие педагогической науки

Ушинский - основатель научной  педагогики в России, опирающейся  на идею народности. Идея народности неразрывно связана с высказываниями Ушинского  о родном языке.

К.Д. Ушинский первым среди  русских педагогов предпринял попытку  суммировать научные знания о  человеке, исходя из признания взаимосвязи  педагогики с данными антропологических  наук.

Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений  социально-политических проблем.

Ушинский принадлежит  к числу тех великих педагогов, кто не только заявил о существовании  закономерностей воспитания, но и  попытался объяснить их.

 Ушинский поддерживал  общемировую традицию классно-урочной  системы, считал ее наиболее  целесообразной при организации  школьных учебных занятий.

Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей  и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении  отдельных учебных дисциплин. Особенно удалось Ушинскому теоретико-методическое сочетание общей и частной дидактик в концепции первоначального обучения, в частности, обучения родному языку. В работах "Родное слово", "Детский мир" и др. дидактический материал выстроен с постепенным усложнением, на основе звуковой аналитико-синтетической методики обучения грамоте, заменившей принятый буквослагательный метод.

Основополагающий тезис  Ушинского – двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как наиболее существенные.

 Ушинский охарактеризовал  особенности нравственного воспитания  в различных слоях русского  общества

В основе предложенной Ушинским методики нравственного воспитания - отказ от педагогики "страха", от поддержания школьной дисциплины путем наград и наказаний. Он предлагал  воспитывать школьника в атмосфере  здравомыслия и гуманности. Важным способом нравственного воздействия  Ушинский считал убеждение словом, примером наставника с опорой на личный опыт ребенка.

Вопрос 43.Яснополянская школа Л. Н. Толстого как творческая лаборатория педагога

Яснополянская школа Л. Н. Толстого. В своих первых статьях  по вопросам воспитания Л. Н. Толстой  резко критиковал современную ему  педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал  школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики.

Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным  педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей.

В этой школе занятия строились  в форме свободных бесед учителя  с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон  божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование  и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой  сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка.

Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Хотя обязательного  ежедневного посещения школы  от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Какие  бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.

Учащиеся делились на три  класса — младший, средний, старший; в них ежегодно учились 40—50 человек. По расписанию учебных занятий каждый учитель давал ежедневно 5—6 уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденный перерыв, но многие дети не уходили домой, находясь в школе с 9 часов утра до б—7 часов  вечера. Домашние задания не практиковались, все выполнялось в школе, в  тесном общении с учителями, с  помощью более старших и знающих учеников младшим и слабым.

Небольшой коллектив учителей школы работал очень дружно и  согласованно. Учителя вели дневники и записи, намечали недельные планы  работы, которые обсуждались совместно. В учебные планы вносились  изменения в соответствии с мнениями коллег, интересами и запросами детей.

Сам Л. Н. Толстой преподавал в старшем классе математику, историю. Под его руководством ученики  писали много сочинений. Дети особенно любили сочинения на свободную тему; тематика сочинений и лучшие тексты читались и коллективно обсуждались  в классе.

Отчеты учителей систематически печатались в журнале «Ясная Поляна». Они содержали подробные описания хода учебно-воспитательного процесса. Кроме того, с большим литературным мастерством и педагогической глубиной характеризовались настроение и  поведение детей, подлинные мотивы детских реакций на те или иные методы обучения, на обращение учителей с детьми. В отчетах ярко раскрывались особенности крестьянских детей, индивидуальные качества отдельных учеников, фиксировались особые периоды их развития.

Все описания школы современниками показывали, что Л. Н.Толстой как  организатор и учитель Яснополянской  школы действительно сумел создать  в своей школе педагогическую лабораторию. В школе царила благожелательная к детям, творческая атмосфера; учащиеся были открыты и искренни в своих  отношениях с учителями, могли развивать  свои познавательные интересы, усваивать  много знаний, самостоятельно мыслить  и работать.

Вопрос 44.Этапы педагогической деятельности Л. Н. Толстого

Деятельность на ниве народного  просвещения составила заметный отрезок жизни великого русского писателя и философа. Эта деятельность сложилась из нескольких этапов: 1859-1861 гг., 1861-1862 гг., 1872-1874 гг. и два последних  десятилетия жизни.

 В течение 1859-1862 гг. Толстой заботится об учрежденной  им школе для крестьянских  детей, основывает филантропическое  общество народного образования,  изучает опыт российской и  западноевропейской школы, ведет  педагогические исследования.

На протяжении 1872-1874 гг. Толстой, вновь обратившись к вопросам просвещения, пишет учебники для  начальной школы, участвует в  деятельности Московского общества грамотности, подготовке учителей для  народной школы. В это время и  в дальнейшем Толстой, исходя из идей "свободного воспитания", вносил в них коррективы в соответствии со своими социально-философскими воззрениями.

Открывая в 1859 г. в Ясной  Поляне школу для крестьянских детей, Толстой полагал, что его общественный долг - нести крестьянам просвещение. Он видел себя барином, которому следует  поделиться с крестьянами образованием, которое он имел сам.

 Спустя два года  педагогические взгляды Толстого  резко изменились. После поездки  за границу, размышлений над  педагогическим опытом Запада, Толстой  обратился к руссоистским идеям "свободного воспитания". Он исходил из того, что отечественная школа нуждается в реформировании, при котором будут подчеркнуты ее национальные особенности и учтены социальные перемены: " Прекрасная школа для степной русской деревни... будет плоха для парижанина, и самая лучшая школа XVIII в. будет самой дурной школой в настоящее время".

Главный пункт педагогической концепции Толстого - идея "свободного воспитания". Свои взгляды он изложил  в ряде статей, помещенных в журнале "Ясная Поляна". Вслед за Руссо  Толстой высказывал убеждение в  совершенстве детской природы, которой  воспитание лишь вредит. Он утверждал, что воспитание есть прежде всего саморазвитие. Задача воспитателей - оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Надо предоставить ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания. Функция школы - свободное обучение. Лучшая школа такая, где детям предоставлена свобода учиться или не учиться.

С начала 1870-х гг. в педагогических суждениях Толстого появился диссонанс  с идеями "свободного воспитания". Он отказывается от ряда прежних оценок функций школьного образования. Если ранее Толстой полагал, что  школа должна осуществлять лишь задачи обучения, то теперь приходит к выводу, что учителю следует не только учить, но и воспитывать. Он допускает  исключение из правил "свободного воспитания", когда говорит о роли религии  в нравственном становлении человека. Толстой признает религию как "единственно  законное и разумное основание воспитания".

В дидактических указаниях  Толстого выдвинут принцип учета  особенностей ребенка и его интересов.  

Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию —  признание, что человек носит  бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление  злу насилием, резко отрицательное  отношение к обрядовой, церковной  религии. Он признает ошибкой свое былое  отделение воспитания от образования  исчитает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907—1908 годах он ведет занятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н. Толстой просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения.

Вопрос 45. П. Ф. Лесгафт о семейном воспитании. Теория «прибавочных раздражителей»

В своей книге “Семейное  воспитание ребенка и его значение П. Ф. Лесгафт изложил научные  основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребенка”, показал, как важно сочетание  известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение  связи между ними и т. д.) и разумного  руководства, любой и внимания к  их нуждам и потребностям со стороны  родителей.

П. Ф. Лесгафт особо выделял  период семейного воспитания со дня  рождения ребенка до поступления  в школу (до конца седьмого года), которому придавал весьма важное значение в развитии личности человека.

П. Ф. Лесгафт видел главную  задачу родителей в том, чтобы  они создали в семье такие  условия, которые позволили бы детям  с раннего возраста свободно и  гармонически развиваться, посильно участвовать  в деятельности взрослых.

Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребенка, сохранить и развить ценнейшие  его качества: впечатлительность  ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п.

Основными путями для развития нормального типа Лесгафт считал: личную инициативу ребенка в. размышлениях и в действиях, возможность проверить  у близкого и любящего лица свои сомнения и недоразумения и стремление преодолеть препятствия собственными силами.

В книге “Семейное воспитание ребенка и его значение Лесгафт  выдвигал следующие главные требования к организации воспитания в семье: чистота, последовательность в отношении  слова и дела при обращении  с ребенком, отсутствие произвола  в действиях воспитателя, признание  личности ребенка, обращение с ним  как с человеком.

Совершенно недопустимы  телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической  и педагогической стороны. “Ребенок, выросший под непрестанным применением  их, представляет собой резкий и  обособленный тип,— писал Лесгафт. — Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость  действий, замкнутость, тупая и медленная  реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и  резкие выходки, сменяющиеся полной апатией”.

 П. Ф. Лесгафт был  знаком с практикой фребелевских детских садов за границей, а также русских платных детских садов в Петербурге и считал их учреждениями, не отвечающими требованиям правильного воспитания и развития детей. Лесгафт выступал против систематизированных и строго регламентированных игр и занятий, рекомендованных Фребелем.

Информация о работе Теории возникновения воспитания в первобытном обществе