Ресурсы предприятия и его финансово-хозяйственная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Определение нематериального актива. Оценка экономической эффективности создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощенной системе налогообложения. Рассчет результатов хозяйственной деятельности предприятия, осуществляющего изготовление ролл-штор и жалюзи на заказ.

Содержание

1. Введение
2. Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.
2.1 Критерии отнесения имущества предприятия к нематериальным активам (НА). Состав НА.
2.2 Интеллектуальная и промышленная собственность.
2.3 Стоимость НА, методы ее оценки.
2.4 Источники образования и пополнения НА.
2.5 Амортизация НА.
2.6 Методы создания и использования нематериальных активов (брендинг, франчайзинг и т.п.).
2.7 Методы управления НА, пути повышения эффективности использования НА.
3. Практическая часть.
4. Заключение.
5. Список литературы.
6. Оглавление.

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика предприятия.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

     – подготовка финансовой отчетности;

     – сделки по продаже или аренде активов, финансирование их разработки;

     – защита прав собственности;

     – налогообложение;

     – управление стоимостью компании.

     Последняя задача пока, к сожалению, не часто  вызывает интерес менеджеров к определению  стоимости нематериальных активов. Тем не менее доля нематериальных активов в балансах российских предприятий постоянно растет, растут и затраты на финансирование их создания и развития.

     Активная  деятельность российских компаний по покупке зарубежных предприятий  – это часто приобретение в  первую очередь нематериальных активов, которые компаниипокупатели не могут воссоздать или получить отдельно от покупаемого бизнеса.

     Особенно  широко распространено на практике определение  справедливой стоимости идентифицируемых нематериальных активов для целей составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО или US GAAP.

     Как и для любых других активов, при  оценке НМА применяются затратный, рыночный и доходный подходы. Выбор  того или иного подхода зависит  от количественных и качественных факторов, в частности:

     – насколько критичны активы для получения  выручки и прибыли;

     – насколько сложно было бы воссоздать или приобрести подобный актив;

     – какая информация по активу доступна для целей оценки и насколько  она достоверна.

     Затратный подход

     Несмотря  на то что применимость затратного подхода для оценки НМА ограниченна, он может оказаться единственно возможным при определении стоимости, к примеру, программных продуктов собственной разработки.

     Затратный подход логично применять там, где  характеристики продукта не уникальны и он может быть замещен или приобретен у другого производителя. Расчет стоимости замещения потребует изучения реальных затрат на создание и тестирование аналогичного продукта с учетом необходимого времени. Основная сложность – найти достоверные данные о стоимости замещения актива.

     Рыночный  подход

     недавних  сделок с идентичными или аналогичными нематериальными активами и попытках сопоставить выручку или доходность от использования актива с объявленной  ценой его приобретения.

     Теоретически  использование данных о рыночных сделках с НМА позволяет сделать наиболее достоверный и точный вывод о стоимости активов, однако на практике такие сделки редки, сами активы уникальны и чаще продаются в составе приобретаемых бизнесов. Таким образом, достаточно сложно выделить долю выручки или прибыли компании, связанную с отдельным нематериальным активом. В результате рыночный подход редко используется при оценке НМА. Однако в тех случаях, когда известны данные о сделках с нематериальными активами или о сделках по покупке компаний, которые приобретались для получения контроля над отдельным нематериальным активом, анализ соответствующих соотношений может быть крайне полезен.

     Доходный  подход

     Суть  данного подхода состоит в  расчете стоимости нематериального  актива на основании ожидаемых потоков доходов от его использования. Методы оценки в рамках доходного подхода предполагают различные варианты анализа дисконтированных денежных потоков – капитализацию прибыли, анализ нормы доходности на инвестиции, метод Монте-Карло и опционные модели. Наиболее часто используются два метода: расчет экономии на роялти (relief from royalty) и расчет дополнительной доходности (excess earnings).

     Метод дополнительной доходности является косвенным, он чаще используется для оценки какого-то одного наиболее важного актива компании, например клиентских взаимоотношений.

     Метод экономии на роялти получил наибольшее признание и широко используется для оценки таких нематериальных активов, как товарные знаки, патенты, логотипы. Технически метод экономии на роялти основывается на определении приведенной стоимости ожидаемых потоков лицензионных платежей (royalty) за право использования того или иного нематериального актива. Для применения этого метода необходимо определить четыре основных параметра:

     – ставку лицензионного платежа (royalty rate), которая, как правило, выражается в виде процента от выручки;

     – срок действия лицензионного соглашения или период получения платежей;

     – размер и изменение выручки за время действия лицензионного соглашения;

     – стоимость капитала или ставку дисконтирования. 

     2.4 Источники образования  и пополнения НА. 

     Вложения  капитала в нематериальные активы по степени ликвидности и риска  могут быть оценены по трем категориям: высоколиквидные, ограниченно ликвидные, низколиквидные. Эта классификация относительна. В целом вложения капитала в нематериальные активы при оценке ликвидности имущества предприятия принято относить к низколиквидным, т.е. их реали-зуемость ниже реализуемости основных и оборотных активов.

     Поэтому при необоснованном увеличении доли нематериальных активов в имуществе предприятия структура баланса ухудшается. Снижаются показатели текущей ликвидности, снижается фондоотдача внеоборотных активов и замедляется оборот всего капи-тала предприятия.

     Рост  нематериальных активов неизбежно приводит к уменьшению величины собственного оборотного капитала. В результате ухудшаются показатели обеспеченности предприятия оборотными средствами. Финансово-эксплуатационные потребности покрываются за счет заемных и дополнительно привлеченных источников, что создает финансовое напряжение и вызывает трудности в финансировании текущей операционной деятельности предприятия.

     Нематериальные  активы приобретаются с целью  получения экономического эффекта  от их использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. В большинстве случаев вложения в нематериальные активы представляют собой вложения в объекты промышленного применения - покупка лицензии на использование технологии изготовления продукции; расходы по оказанию технической помощи и инженерных услуг по проектированию и размещению производственных мощностей, организации управления технологическими процессами, сбыту и обслуживанию лицензированных изделий. Поэтому эффективность этих вложений должна рассматриваться с позиций повышения доходности производства. 

2.5 Амортизация НА. 

     Согласно  ПБУ 14/2007 нематериальные активы принимаются  к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью нематериального актива признается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты организацией при приобретении, создании актива и приведении его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях. При внесении в уставный капитал нематериальный актив ставится на учет исходя из денежной оценки, а нематериальные активы, полученные организацией безвозмездно, — по рыночной стоимости.

     В соответствии с МСФО 38 нематериальный актив должен первоначально оцениваться  по себестоимости, причем стандарт рассматривает  различные случаи приобретения нематериального  актива: отдельная покупка, покупка как часть объединения компаний, покупка через правительственную субсидию, приобретение в обмен или частично в обмен на другие нематериальные активы или иные активы.

     Согласно  МСФО срок полезного использования  актива определяется исходя из многих факторов, таких, как предполагаемый срок использования актива, типичный срок жизни актива и т. д. Метод амортизации выбирается на основе расчетного графика потребления экономических выгод. Стандарт содержит допущение о том, что срок полезной службы нематериального актива не превышает 20 лет. Кроме того, метод амортизации и срок полезного использования нематериального актива должны пересматриваться, по крайней мере, на конец каждого финансового года. Нематериальный актив с неопределенным сроком полезной службы должен ежегодно проверяться на обесценение.

     Аналогичные требования — требование ежегодной  проверки срока полезного использования  НМА на предмет его уточнения  и требование ежегодной проверки способа начисления амортизации  — появились в РСБУ лишь с введением стандартов ПБУ 14/2007. Срок полезного использования согласно РСБУ определяется исходя из срока действия исключительных прав организации на результат интеллектуальной деятельности либо исходя из ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды от его использования, причем если срок полезного использования определить невозможно, то актив не амортизируется.

     В соответствии с ПБУ 14/2007 деловая  репутация организации определяется в виде разницы между покупной ценой организации как приобретенного имущественного комплекса в целом и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Положительная деловая репутация организации рассматривается как надбавка к цене, которую уплачивает покупатель в ожидании будущих экономических выгод, и учитывается в качестве отдельного инвентарного объекта нематериальных активов. Приобретенная деловая репутация подлежит амортизации в течение 20 лет.

     Аналогичным образом рассматривают деловую репутацию и международные стандарты финансовой отчетности. В частности, МСФО 22 «Объединение компаний» рекомендует рассчитывать деловую репутацию как разницу между затратами по приобретению (инвестициями) и долей инвестора в справедливой (т. е. оценочной) стоимости идентифицируемых приобретаемых активов и обязательств по состоянию на дату совершения операции. Именно положительная разница называется деловой репутацией и признается в качестве актива в балансе.

     Собственная деловая репутация предприятия как ожидание экономических выгод, связанных с действием этого предприятия, не может быть поставлена на учет как нематериальный актив.

     Амортизация по нематериальному активу может  начисляться тремя способами:

         - линейным;

         - уменьшаемого остатка;

         - списания стоимости пропорционально  объему продукции (работ).

     Из  ПБУ 14/2007 следует, что способ амортизации  должен быть выбран с учетом расчета  ожидаемых экономических выгод  от использования актива, включая  финансовый результат от его возможной  продажи. Если результаты такого расчета нельзя считать надежными, то применяется линейный способ, когда сумма амортизации рассчитывается исходя из фактической (первоначальной) или текущей рыночной (в случае переоценки) стоимости нематериального актива равномерно в течение срока полезного использования этого актива. Срок полезного использования НМА устанавливается в месяцах, а сумма амортизации рассчитывается отдельно за каждый месяц.

     При использовании способа уменьшаемого остатка сумма амортизации (А  мес.) рассчитывается по формуле:

     А мес. = Ст ост. х ( k : Исп мес.),

     где Ст ост — остаточная стоимость  НМА на начало месяца;

     k — установленный организацией  коэффициент (не выше 3);

     Исп мес. — оставшийся срок полезного  использования в месяцах.

     Когда применяется способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ), ежемесячная сумма амортизации рассчитывается исходя из натурального показателя объема продукции (работ) за месяц и соотношения фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива.

     Способ  определения амортизации нематериального  актива также должен ежегодно проверяться. Он может быть изменен, если величина ожидаемых будущих экономических выгод от использования нематериального актива существенно изменится. Корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения в оценочных значениях. 

   2.6 Методы создания и использования нематериальных активов (брендинг,   франчайзинг и т.п.). 

     Создание  нематериальных активов возможно как  собственными силами организации (работниками  предприятия), так и путем привлечения  сторонних организаций.

          Правовое оформление создания творческого произведения необходимо для решения вопроса о принадлежности права использования созданного произведения и вытекающих из него имущественных прав автора и предприятия. В любом случае нематериальные активы считаются созданными в случае, если исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в порядке выполнения служебных обязанностей или по конкретному заданию работодателя, принадлежит организации — работодателю, либо полученные по договору с заказчиком и принадлежит организации-заказчику. Также, если свидетельство на товарный знак или на право пользования наименованием места происхождения товара выдано на имя организации.

     Одним из самых распространённых и важных рыночных активов является бренд. Зачастую его неверно отождествляют с торговой маркой, а иногда и с товарным знаком.

Информация о работе Ресурсы предприятия и его финансово-хозяйственная деятельность