Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:03, дипломная работа
В работе разрабатывается план внедрения PDM-системы в институте ОАО «Проектмашприбор», занимающиеся проектированием, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий энергетики, машиностроения, станкостроения, приборостроения, деревообрабатывающей, электротехни-ческой и радиотехнической промышленностей.
Рассмотрены производственные процессы проектирования на предприятии, состоящие из этапов предпроектной, проектной разработки и выпуска рабочей документации.
Было установлено, что состояние информационных технологий требует модернизации, вследствие чего институт решает внедрять PDM-систему.
Произведен анализ существующих на рынке PDM-продуктов, составлены требования к ним, оценена экономическая эффективность каждого, рассчитаны сроки окупаемости внедрения и как следствие был выбран PDM-продукт.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..5
Анализ деятельности ОАО “Институт по проектированию предприятий машиностроения и приборостроения”………7
Организационно-правовая форма и структура управления предприятием………………………………………………………...7
Анализ хозяйственно-производственной деятельности предприятия ………………………………………………………..14
Информационные технологии предприятия……………………..21
Цели и задачи внедрения PDM-систем………………………………...31
Сущность PDM-систем…………………………………………….31
Этапы разработки перспективного плана внедрения PDM-системы……………………………………………………………..37
Принципы оценки эффекта от внедрения PDM-системы……….46
Разработка перспективного плана внедрения PDM-системы в ОАО “Институт по проектированию предприятий машиностроения и приборостроения”……………………………………………………….61
Разработка перспективного плана внедрения PDM-системы на предприятии………………………………………………………..61
Оценка результатов внедрения PDM-системы………………….78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….82
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
После формулировки бизнес-целей предприятия и требований к PDM-системе следует собрать максимально полную информацию о предложениях на рынке. Необходимо составить список потенциальных поставщиков PDM-систем. В процессе выбора информация о PDM-системах собирается из сведений, полученных на встречах с поставщиками PDM-систем, демонстрациях программных продуктов, выставках, конференциях, из специализированной литературы, докладов и публикаций. После сравнения этой информации с предъявленными требованиями составляется список лучших претендентов. Затем их предложения изучаются уже более внимательно. На данном этапе уже можно послать запрос производителям на более подробную информацию об их продуктах (включая технико-коммерческое предложение). Полученная информация подвергается сравнительному анализу. Она позволяет оценить (на качественном уровне), насколько полно альтернативные PDM-системы соответствуют выдвинутым предприятием требованиям (каждому из них) [6].
После формулировки
системных спецификаций, требований
пользователей, завершения сравнительного
анализа необходимо выбрать конкретную
PDM-систему и ее поставщика. Основные
вопросы, на которые надо получить ответы,
могут выглядеть следующим
При сравнительном
анализе очень часто
В качестве основного способа выбора PDM-системы разумно использовать проведение функционального теста. Должны быть тщательно протестированы возможности всех конкурирующих систем. При этом целью тестирования является не измерение быстродействия систем (хотя это тоже их немаловажная характеристика), а оценка того, как PDM-система будет работать в реальной производственной среде конкретного предприятия. Особенно полезно проанализировать то, как изменение контрольных данных при проектировании изделий в альтернативных PDM-системах отразится на реальном производственном процессе [5].
В процессе выбора очень полезно общение с другими предприятиями, использующими ту или иную систему (особенно с отраслевыми). Если есть возможность, то обязательно необходимо посетить такие предприятия, чтобы увидеть, как там работает внедренная PDM-система и услышать мнение о производителе. Это наилучший способ удостовериться в работоспособности PDM-системы и качестве сервисного обслуживания. Необходимо поговорить с персоналом данного предприятия, почему они выбрали конкретную систему. Необходимо также выяснить у персонала такого предприятия, как проходил процесс внедрения и как осуществляется поддержка [2].
Цена не является главным критерием выбора такого сложного продукта, как PDM-система. Следует все же исходить из соотношения цена/качество.
Нередко бывает, что явный победитель не выявлен. Тогда можно использовать еще один критерий насколько совместим вендор с предприятием и его сотрудниками. Всегда необходимо помнить, что приобретается не просто PDM-система, но и начинается совместная продолжительная работа с ее поставщиком. Хороший поставщик будет стремиться работать в тесной кооперации с клиентом, начиная с этапа планирования внедрения системы и до конца проекта. Поэтому еще одним важным критерием выбора является доверие к поставщику PDM-системы и комфортноcть работы с ним.
Следует
также отметить, что, сделав выбор, группа
по принятию решений свою работу заканчивает,
а предприятию потребуется
Внедрение PDM-систем это чрезвычайно трудоемкий и сложный процесс, требующий значительных затрат не только финансовых ресурсов, но и личного времени как внедренцев, так и персонала предприятия. Внедрение PDM-систем (как и любого другого корпоративного ПО) обычно идет тяжело не из-за каких-либо технологических проблем, а из-за инерции персонала предприятия (конкретных людей), не желающего работать по-новому. В сознании большинства людей всегда существуют определенные психологические барьеры, которые заставляют их сопротивляться любым изменениям. Поэтому необходимо любым способом (моральным или материальным) заинтересовать (или заставить) персонал предприятия, участвующий в процессе внедрения (и последующей эксплуатации) PDM-системы, эффективно работать [9].
Внедрение PDM-системы обязательно должно начаться с планирования. При этом на планирование необходимо потратить ровно столько времени, сколько необходимо. Спешить здесь нельзя. Правильно проведенное планирование это залог успешности внедрения. Необходимо определить, какие ресурсы (люди и время) необходимы. Каким будет план-график внедрения? Будет ли внедрение идти одновременно в нескольких подразделениях или же будет выполняться по фазам? Какие пользователи должны обучаться первыми? Кто будет администрировать систему? Каковы планы действий в случае сбоев в системе (лучше заранее спланировать свои возможные действия при каких-либо сбоях, чем разбираться с ними тогда, когда они произойдут)? Как вендор собирается поддерживать систему? Как измерить успешность внедрения? Как определить основные узловые вехи проекта внедрения? Необходимо также составить перспективный план развития внедренной системы [7].
Внедрение
PDM-системы необходимо осуществлять
последовательно, начиная с малого.
Одной из наиглавнейших ошибок многих
предприятий является попытка внедрения
PDM-системы сразу и везде. Это
неправильный путь, т. к. он неизбежно
приводит к лишним расходам предприятия
при возникновении каких-либо непредусмотренных
проблем в процессе внедрения. Одним
из способов повышения шансов на успех
проекта внедрения и
Пилотные
проекты незначительно
После успешного внедрения PDM-системы очень важно закрепить успех (эффективно эксплуатировать ее). На предприятии должен существовать отдельный бюджет (желательно) для проведения технической поддержки, эксплуатации системы и ее модернизации.
Во время процесса планирования и внедрения PDM-системы очень важно его тщательно документировать в соответствии с разработанными стандартами и процедурами. Это значительно облегчит эксплуатацию системы и действия администратора при ее восстановлении в случае сбоя [10].
Чтобы
сохранять и наращивать конкурентоспособность
предприятия, требуется серьезная
автоматизация планирования и управления,
а также модернизация проектно-конструкторских
и технологических бизнес-
Одна из главных проблем при
принятии решения о внедрении PDM-
По мнению отечественных специалистов, применение РDМ-систем приводит к существенной экономии и получению дополнительной прибыли, достигаемых за счет сокращения:
Существуют три основных варианта (уровня) реализации системы информационной поддержки ЖЦИ на предприятиях:
Методика оценки эффективности внедрения PDM-технологий должна иметь комплексный характер: помимо экономии традиционно выделяемых производственных ресурсов предприятия (сырье, энергия, труд и др.) необходимо оценивать влияние новой организации работы на такие показатели предприятия, как качество продукции, новые методы обслуживания клиентов, и, в конечном счете, конкурентоспособность и общая капитализация предприятия, что в комплексе достаточно трудно оценить единым количественным показателем [1].
Следовательно, комплексный характер методики должен проявляться и при выборе показателей для оценки изменений. Поэтому предлагается комбинированное использование качественных и количественных показателей. Еще раз подчеркнем, что, рассчитывая эффект от внедрения PDM-системы, мы определяем эффективность внедрения не только самой системы PDM, но и новых принципов работы предприятия. Первое предполагает автоматизацию, что приводит к экономии ресурсов, а второе - организационную инновацию.
Для оценки экономической эффективности инвестиций в работы по реализации ЖЦИ, используются следующие группы методов.
Затратные методы:
Стандартные экономические методы оценки эффекта:
Рассмотрим каждый из них.
Оценка единовременных затрат на внедрение и закупку программно-аппаратных комплексов. Этот метод может использоваться для минимизации затрат при заранее ожидаемых результатах. Несмотря на все усилия аналитиков, консультантов и специализированных изданий, большинство предпринимателей и управленцев в России до сих пор интересуется только этими затратами. Видимые расходы включают в себя следующие группы затрат:
Показатель совокупной стоимости владения PDM-системой рассчитывается по формуле (1).
|
(1) |
где - прямые расходы;
- косвенные расходы первой
- косвенные расходы второй
Методика рассчитывает коэффициент возврата инвестиций в инфраструктуру предприятия по формуле (2).
|
, (2) |
где - показатель совокупной стоимости владения PDM-системой;
- суммарный эффект от внедрения ИТ;
- инвестиции в ИТ.