Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:03, дипломная работа
В работе разрабатывается план внедрения PDM-системы в институте ОАО «Проектмашприбор», занимающиеся проектированием, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий энергетики, машиностроения, станкостроения, приборостроения, деревообрабатывающей, электротехни-ческой и радиотехнической промышленностей.
Рассмотрены производственные процессы проектирования на предприятии, состоящие из этапов предпроектной, проектной разработки и выпуска рабочей документации.
Было установлено, что состояние информационных технологий требует модернизации, вследствие чего институт решает внедрять PDM-систему.
Произведен анализ существующих на рынке PDM-продуктов, составлены требования к ним, оценена экономическая эффективность каждого, рассчитаны сроки окупаемости внедрения и как следствие был выбран PDM-продукт.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..5
Анализ деятельности ОАО “Институт по проектированию предприятий машиностроения и приборостроения”………7
Организационно-правовая форма и структура управления предприятием………………………………………………………...7
Анализ хозяйственно-производственной деятельности предприятия ………………………………………………………..14
Информационные технологии предприятия……………………..21
Цели и задачи внедрения PDM-систем………………………………...31
Сущность PDM-систем…………………………………………….31
Этапы разработки перспективного плана внедрения PDM-системы……………………………………………………………..37
Принципы оценки эффекта от внедрения PDM-системы……….46
Разработка перспективного плана внедрения PDM-системы в ОАО “Институт по проектированию предприятий машиностроения и приборостроения”……………………………………………………….61
Разработка перспективного плана внедрения PDM-системы на предприятии………………………………………………………..61
Оценка результатов внедрения PDM-системы………………….78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….82
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Предприятие занимается двумя основными видами хозяйственной деятельности, обеспечивающими доход:
В собственности
института находятся большие
площади жилых и нежилых
Институт сотрудничает как
с частными, так и государственными
организациями, однако преобладающая
часть выполняемых институтом работ
является госзаказами. В соответствии
с законодательством РФ определение
исполнителя госзаказа в
- Участие ОАО «Проектмашприбор»
в конкурсе на общих
- Корректировка условий
проводимого конкурса таким
Второй способ более предпочтителен как для заказчика, так и для исполнителя, поскольку в этом случае выгоду получают обе стороны: для института – это снижение риска несения неоправданных затрат на подготовку проекта к конкурсу; для госзаказчика – получение в конечном результате качественно выполненного проекта за приемлемую цену.
Процесс проектирования включает в себя три основных этапа:
- Этап предпроектных разработок. На данном этапе определяется содержание будущего проекта.
Руководство института обсуждает с заказчиком концепцию, сроки и стоимость проекта. После согласования этих условий сотрудники технологического отдела приступают к изучению площадки строительства, разрабатывают предпроектные предложения. На основании полученных данных главный инженер проекта рассчитывает приблизительное время, а планово-договорной сектор приблизительную стоимость разработки проекта. В это же время канцелярия в установленном порядке оформляет и согласует задания на проектирование, подготавливает пакет документов для участия в конкурсе. Перечень документов различается в зависимости от содержания проекта.
- Этап разработки проектной документации
Первоначально на данном этапе главный инженер проекта приступает к сбору исходных данных для проектирования, в результате чего он определяет состав проектной документации и намечает план ее выпуска. После этого все остальные отделы института подключаются к сбору исходных данных.
Разработка
проектной документации начинается
в технологическом отделе. Задача
технологов – разместить машины, оборудование,
рабочие места и другие важные
элементы производства внутри проектируемого
объекта с максимальной эффективностью.
После выполнения своей задачи сотрудники
технологического отдела выдают технологическое
задание служащим архитектурно-строительного
отдела. На основании результатов
работы технологов архитекторы и
строители разрабатывают
Параллельно с этим включаются в работу отдел отопления и вентиляции, отдел водоснабжения и канализации, электротехнический и теплоэнергетический отделы. Задача этих отделов – разработка инженерных сетей, обеспечивающих надежное функционирование проектируемого объекта.
После разработки проекта самого объекта в работу включаются сектор генплана, разрабатывающий проект организации земельного участка, сектор спецработ, разрабатывающий охранные и противопожарные мероприятия, и отдел охраны окружающей среды.
Результаты работы каждого отдела направляются в сметный отдел, где происходит разработка сметы на строительство.
После выполнения всех заданий, поступивших от других отделов, сотрудники данного отдела приступают к выпуску проектной документации. Каждый отдел отвечает за выпуск своего раздела проектной документации.
На основании
всех оформленных разделов проектной
документации главный инженер проекта
разрабатывает общую
В случае победы института
в конкурсе начинается разработка рабочей
документации, основой которой служит
подготовленная ранее проектная
документация, дополненная исходными
данными от заказчика. На данном этапе
разрабатывается документация, необходимая
для выполнения строительно-монтажных
работ на проектируемом объекте.
По всем разделам выполняются рабочие
чертежи, готовятся спецификации материалов
и оборудования, детально разрабатываются
узлы – создается полный пакет
документов, необходимый подрядчику
для ведения строительно-
Рабочая документация выполняется по той же схеме, что и проектная.
Используя современные достижения в области компьютерной техники и программного обеспечения, институт испытывает ряд проблем:
Одним из
способов решить сложившиеся проблемы
– это автоматизировать часть
производственных процессов и в
дальнейшем смасштабировав на все предприятие,
получить полностью автоматизированную
систему проектирования предприятий
машиностроения и как следствие
конкурентоспособное
PDM системы появились на мировом рынке совсем недавно, а именно в конце восьмидесятых – начале девяностых годов двадцатого века, но за около двух десятков лет сменилось уже три поколения этих систем, что говорит об их значимости и широте применения [8].
Необходимость в PDM системах была логичным звеном в цепочке преобразований конца XX века, проводимых на предприятиях. С развитием информационных технологий на промышленных предприятиях начинали внедрять CAD системы или САПР (системы автоматизированного проектирования) – наборы программ, способных создавать конструкторские чертежи и трехмерные модели для облегчения работы с изделиями. Но САПР не включала в себя программное обеспечение, которое бы могло систематизировать созданные файлы. Потребность в ПО не вызывала сомнений, так как, например, при работе в группе над одним и тем же изделием у разработчиков возникали проблемы. Разработка новых систем была выделена в отдельную задачу и привела к появлению PDM систем первого поколения [8].
Такие PDM полностью согласовывались с САПР с точки зрения удобства в использовании, включали в себя систему управления базой данных (СУБД) и генератор отчетов для введения изменений данных об изделии. Сложность создания систем заключалась в индивидуальности проектов промышленных предприятий. Каждый заказчик представлял структуру изделия, структуру отношений между участниками проекта и общую информацию о проекте. Все это служило первоначальными данными для создания практически уникальных систем, сохраняющих общим лишь основной принцип действия [20].
Эффективность PDM окупала затраты, стала видна перспектива развития и использования систем в производстве. К середине девяностых была сформулирована новая задача: разработка PDM систем второго поколения для производственных групп и подразделений предприятий. Такие PDM были значительно расширены и дополнены. Новые функции включали в себя работу не только с конструкторскими проектами, но и с технологиями. Круг пользователей систем был расширен от группы разработчиков до нескольких отделов, таких как технологический, управленческий и плановый. Был введен уровень доступа для каждого участника на каждом этапе работ над изделием. Таким образом, PDM системы перешли от задачи управления данными о проекте к задаче управления жизненным циклом изделия. К главным минусам передовых систем по-прежнему относилась высокая сложность в их разработке из-за сугубо индивидуального подхода к каждому заказчику [8].
Идея
внедрения систем управления информацией
об изделии продолжала активно развиваться.
Ведущие системные разработчики
представляли проекты систем, затрагивающих
любую информацию о продукте. Произошел
важный переворот в представлении
об устройстве PDM. Системы первого
и второго поколения получали
информацию о структуре изделия
в виде файлов САПР. Но было установлено,
что не конструкторы-проектировщики
задают первую версию структуры. Изначально
учитываются требования заказчиков
и результаты анализа рынка, а
на основе этого диктуются тактико-
Идеи были воплощены в жизнь. PDM системы третьего поколения осуществляли контроль структуры и жизненного цикла изделия, а также контроль изменения информации об изделии и контроль поступающих работ со стороны каждого конкретного участника. Такая PDM, выполняя контроль первоначальной структуры изделия, могла работать с ERP-системами (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия). Но проблема с узкой специализации систем для каждого предприятия осталась. Связано это с тем, что решать эту задачу еще не стало актуальным. С помощью PDM, созданной только для определенного предприятия, выпускались серии продуктов. Массовое производство окупало все затраты [8].
Но развитие
PDM на создании моделей третьего поколения
не закончилось. Возникли новые идеи
по модернизации промышленности, а
именно идеи глобализации производства.
Достижения в области транспорта
и связи создавали новые
Предыдущая опора систем на объемные базы данных становиться бесполезной, так как теперь информация об изделии перестает быть чем-то постоянным из-за часто меняющихся клиентских запросов. Быстрый и рациональный учет изменений – вот главная задача, выполняемая PDM четвертого поколения и соответственно современными системами. Этим обусловлены новые функциональные возможности PDM, такие как отслеживание заявок на всевозможные изменения и своевременное и необходимое оповещение об этих изменениях. Для учета требований к заказу значительно расширена и развита организация связи с клиентами [8]. Новые PDM ориентированы на использование современных технологий в области сети Интернет, что придает удобство в использовании систем и значительно улучшает коммуникативные функции. В системах изменен и характер управления данными. Тесное сотрудничество при реализации проекта требует постоянного обмена данными и доступа из базы данных одного участника в базу данных другого [20].
Таким образом, PDM - это инструментальное средство, которое помогает администраторам, конструкторам, инженерам, технологам и другим специалистам управлять как данными, так и процессами разработки изделия на современном производственном предприятии или в группе предприятий-смежников.
Системы PDM следят за большими, постоянно обновляющимися массивами данных и инженерно-технической информации, необходимыми на этапах проектирования, производства или строительства, а также поддержки эксплуатации, сопровождения и утилизации технических изделий - "продуктов".
Системы
PDM в этом плане отличаются от баз
данных тем, что интегрируют информацию
любых форматов и типов, поступающую
от различных источников, предоставляя
ее пользователям уже в