Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:03, дипломная работа
В современном индустриальном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера – важнейший фактор развития производительных сил. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозяйстве.
Этим и объясняется выбор темы данной дипломной работы.
Целью работы является разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию финансового обеспечения учреждения на основе анализа финансирования общеобразовательного учреждения (Лицея) в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИКО – ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОУ ЛИЦЕЙ
1.1 Краткая характеристика учреждения
1.2 Структура учреждения
1.3 Виды оказываемых услуг
1.4 Характеристика персонала и оплата труда
2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1 Планирование расходов по смете
2.2 Источники формирования бюджетных и внебюджетных средств
2.3 Характеристика сметного финансирования
2.4 Роль бюджета в финансовом обеспечении образовательных учреждений
2.5 Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений
2.6 Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений
3. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ «ЛИЦЕЙ» И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ
3.2 Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности
3.3 Предложения по совершенствованию финансового обеспечения МОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Первая концепция имела более общий характер и была в большей мере ориентирована на совершенствование деятельности системы образования в целом, включая перестройку ее структуры, повышение качества образования и одновременно микроэкономической эффективности функционирования ее отдельных звеньев, а также решение текущих финансовых проблем. По сути дела эта концепция выражала ту линию в реформировании системы образования, которая утверждала целевой подход в противовес “остаточному принципу финансирования” данной сферы.
Вместе с тем
критики этой концепции в качестве
ее недостатков отмечали размытость,
вневременность поставленных целей; отсутствие
внятного механизма их реализации;
декларативность предлагаемых решений
насущных проблем системы образования,
в первую очередь таких “горящих”
вопросов, как своевременность выплат
заработной платы работникам образовательной
сферы и погашение
Во второй концепции, более узкой по степени охвата обсуждаемых проблем, основное внимание уделялось реформированию организационно-экономических условий деятельности как системы образования в целом, так и образовательных учреждений, в особенности при разграничении компетенций и ответственности бюджетов всех уровней, а также всех уровней управления образованием. Авторы этой концепции исходили, прежде всего, из ресурсных возможностей, которыми в новых условиях реально располагала или в потенциале могла располагать система образования.
Вместе с тем, по мнению критиков, данная концепция не решала остро стоящей перед системой образования задачи сохранения и повышения качества образования, т.е. страдала отсутствием внимания к конечным результатам деятельности и, следовательно, в ней утрачивались как целевая ориентация, так и акцент на социальную значимость развития образовательной сферы.
В октябре 1997 г.
правительственная Комиссии по экономической
реформе одобрила вторую концепцию,
но это решение не было поддержано
Комиссией по разработке очередного
этапа реформы системы
В июле 1998 г. Министерством
общего и профессионального
Вместе с тем,
поскольку проблемы в сфере экономики
образования сохраняются и даже
усиливаются, можно рассчитывать на
то, что работа по реформированию этой
сферы будет возобновлена. С учетом
этого представляется целесообразным
рассмотреть основные тенденции
развития системы образования, которые
следует учитывать при
Обеспечивая выполнение
своих задач и функций, государство
распределяет и использует финансовые
ресурсы. Значительная часть расходов
государства фиксируется в
Экономическая
роль государства проявляется в
том, что оно оказывает финансовую
поддержку отраслям народного хозяйства,
финансирует социально-
Одним из важнейших положений планирования расходов является соблюдение пропорций в распределении денежных средств. Нормы расходов это установленный компетентным органом размер затрат на расчетную единицу (ребенок в детском саду, студент в университете). По юридическим свойствам нормы подразделяются на обязательные (устанавливаемые актами органов государственного управления и не подлежащие изменению - ставки зарплаты, нормы расходов на питание и т.д.) и расчетные (средние затраты на расчетную единицу).
При бюджетном нормировании расходов Правительство устанавливает нормативы - размеры расходов, которые не связаны с единицей нормирования (например, проценты начисления на заработную плату). Фонд заработной платы для бюджетного учреждения исчисляется исходя из штата сотрудников (количество должностей по установленному для учреждения перечню) и ставок заработной платы по установленному нормативу в зависимости от стажа, образования и т.д. Формирование и исполнение сметы расходов бюджетных учреждений осуществляется на основании нормативных актов. Деятельность государственных организаций и учреждений по формированию и исполнению смет расходов неотрывна от стадий бюджетного процесса и носит название сметного процесса.
Составление смет
- это часть составления проекта
бюджета. Лишь после утверждения
бюджета, из которого будут финансироваться
расходы по смете, смета приобретает
юридическую силу. Проект сметы составляется
во время разработки проекта бюджета.
Конкретные сроки составления смет
для каждого учреждения устанавливаются
вышестоящей организацией. При определении
расходов по смете бюджетные учреждения
руководствуются законами, постановлениями
правительства, решениями местных
органов, вышестоящей организации,
нормами расходов, нормативами, тарифами
на электроэнергию, воду, коммунальные
услуги и т.д. Каждое учреждение обязано
обеспечить строгий режим экономии
материальных и финансовых ресурсов.
Проекты смет рассматриваются в
сроки, установленные министерствами,
ведомствами, управлениями и отделами
местных органов
В двухнедельный
срок после утверждения
Смету расходов
в разрезе статей классификации
расходов для бюджетных учреждений
утверждает и подписывает, поставив
печать на всех экземплярах сметы, руководитель
организации. Сметы расходов бюджетных
учреждений, непосредственно не подчиненных
министерствам и ведомствам, утверждаются
вышестоящими организациями, которым
они подчинены. Распределение бюджетных
ассигнований в смете по кварталам
производится в соответствии с поквартальной
разбивкой соответствующего бюджета.
К смете прилагается
В течение двух
месяцев после утверждения
Наряду с ассигнованиями из бюджета бюджетные учреждения имеют источники доходов, которые они получают не из бюджета, а от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан, объединений граждан за выполненные для них работы или услуги (специальные средства) в зависимости от профиля бюджетного учреждения (вуз, больница, детские сады и т.п.).
На счета бюджетных
учреждений поступают суммы для
временного хранения (депозитные суммы),
для выплат по целевому назначению
определенным юридическим лицам
или гражданам (суммы по поручениям).
Таким образом, внебюджетные средства
бюджетных учреждений объединяются
в три вида: специальные, депозитные
и суммы по поручениям. К специальным
средствам относятся: доходы от эксплуатации
транспорта; арендная и квартирная
плата и другие доходы от зданий
и помещений. Так же относят поступления
от субарендаторов за объединенное хозяйственное
обслуживание (отопление, уборка помещений,
телефон и т.д.), т.е. средства, получаемые
в результате выполнения однотипных
форм деятельности бюджетными учреждениями
независимо от профиля их основной
деятельности. Специальные средства
получают бюджетные учреждения и
в результате проведения мероприятий,
которые соответствуют
Депозитные суммы - это средства, поступающие на временное хранение бюджетным учреждениям с обязательством возврата по требованию владельца. К ним относятся залоги, денежные средства больных, находящихся на стационарном лечении в лечебных учреждениях, и т.д.
Суммы по поручениям
- денежные средства, которые переводятся
предприятиями, учреждениями и организациями
на выполнение конкретных заданий в
соответствии с действующим
В отношении этих видов внебюджетных средств бюджетных учреждений права их руководителей ограниченны. Так, распорядители бюджетных кредитов не имеют права даже временно использовать денежные средства из сумм по поручениям и депозитов на потребности своего учреждения. Депозитные средства возвращаются по первому требованию владельца. Суммы по поручениям выдаются лицам, указанным в поручении. В бюджетных учреждениях, переведенных на новые условия хозяйствования, средства, полученные из бюджета и других источников, образуют единый фонд финансовых средств. Бюджетные средства, выделенные по долгосрочным экономическим нормативам, поступления по договорам за выполненные работы (услуги), поступления от оказания услуг населению, добровольные взносы юридических лиц и граждан в виде денежных средств поступают в Единый фонд финансовых средств бюджетных учреждений, если сделавшие взносы не определили их.
2.6 Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений
В наше время
большинство бюджетных
На языке специалистов
такая планируемая система
Правительство Российской Федерации наметило ряд первоочередных мер в реформировании системы финансирования бюджетных учреждений. Можно выделить четыре основных направления:
1.Оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств;
2.Уточнение правового
статуса и реорганизации
3.Переход к
новым формам финансового
4.Внедрение методов
формирования бюджета,