Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:54, контрольная работа
В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ, банкротство (несостоятельность) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Когда процедура финансового оздоровления вводится по инициативе суда, график погашения задолженности имеет некоторые особенности. В частности, он должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов (п.2, 3 ст.75 Закона). К упомянутым графикам также применяются общие требования ст.84 Закона о погашении всех требований, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления*(10); о шестимесячном сроке погашения задолженности кредиторов первой и второй очередей; о пропорциональном погашении требований кредиторов в установленной Законом очередности. В отношении этих графиков действует и п.8 ст.231 Закона о распространении правила о пропорциональности удовлетворения требований только на конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по денежным обязательствам.
В Законе не определено, кто составляет график погашения задолженности. Но учитывая его тесную связь с планом финансового оздоровления, который готовится учредителями (участниками) должника или собственником имущества должника - унитарного предприятия, представляется, что график разрабатывают те же лица.
В соответствии с п.2 ст.12 Закона утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов. График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, и подлежит утверждению арбитражным судом.
Согласно п.5 ст.84 Закона, должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности. Такое положение соответствует общему принципу возможности досрочного исполнения обязательств должником (ст.315 ГК РФ). Однако в предпринимательских отношениях действует иная презумпция - досрочное исполнение обязательств допускается только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами, условиями обязательства, либо вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства. В данном случае норму п.5 ст.84 Закона следует рассматривать именно как закон, разрешающий досрочное исполнение обязательства.
1.5 Последствия введения финансового оздоровления
Последствия введения финансового оздоровления определяются в ст.81 Закона и могут быть классифицированы на два вида: меры по защите должника от кредиторов и меры по защите кредиторов.
К первому виду относятся следующие:
1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом;
2) отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
3) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
4) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;
5) не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления. Указанные санкции подлежат погашению в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех остальных требований кредиторов в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления (п.3 ст.81 Закона).
Последствия второго вида таковы:
1) начисление процентов в размере ставки рефинансирования на дату введения финансового оздоровления на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности;
2) ограничение правоспособности должника. Оно связано с ограничениями полномочий органов управления должника при совершении сделок. При этом сделки, при совершении которых вводятся ограничения, могут быть разделены на три следующих вида:
а) сделки, совершение которых запрещается. К этой категории относятся: удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников); выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая); выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам; прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов (п.1 ст.81 Закона).
Нарушение правил Закона о запрете на совершение указанных сделок влечет их недействительность (ничтожность), поскольку Законом не установлено иное (ст.168 ГК РФ);
б) сделки, совершаемые должником с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) (п.3 ст.82 Закона). Это сделки с заинтересованностью; сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки; сделки, влекущие за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника; сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20 % суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Кроме того, должник вправе принимать решение о реорганизации только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица или лиц, предоставивших обеспечение.
Распоряжение имуществом, являющимся предметом залога (отчуждение, передача в аренду, безвозмездное пользование, залог и т.д.), осуществляется только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором залога и не вытекает из существа залога (п.6 ст.82 Закона);
в) сделки, совершаемые должником с согласия административного управляющего (п.4 ст.82 Закона). Это сделки, которые: влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления; связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности; влекут за собой уступку прав требований или перевод долга; влекут за собой получение займов (кредитов).
Сделки, совершенные с нарушением требований о получении согласия кредиторов и административного управляющего, являются оспоримыми (п.5 ст.82 Закона). Требования о признании таких сделок недействительными предъявляются в суд административным управляющим (п.4 ст.83 Закона), внешним управляющим (п.1 ст.99 Закона), конкурсным управляющим (п.3 ст.129 Закона).
Еще одним последствием введения финансового оздоровления является то, что в процессе о несостоятельности появляется фигура административного управляющего, который следит за ходом финансового оздоровления, в том числе контролирует своевременность исполнения должником требований кредиторов, выполнение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
Административный управляющий ведет реестр требований кредиторов; созывает собрания кредиторов; рассматривает предоставляемые должником отчеты о выполнении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; представляет заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов; представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) на рассмотрение информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности предъявляет требования лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности; осуществляет иные функции, предусмотренные ст.83 Закона.
Одним из последствий введения финансового оздоровления является возможность отстранения руководителя должника от должности, осуществляемая арбитражным судом на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц. Основанием служит ненадлежащее исполнение руководителем должника плана финансового оздоровления или совершение действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц (п.2 ст.82 Закона).
Закон предлагает новый подход к отстранению руководителя, применимый на стадиях наблюдения и финансового оздоровления. В отличие от прежнего порядка, когда после отстранения руководителя его обязанности возлагались на арбитражного управляющего, согласно новому Закону, при отстранении руководителя арбитражный суд поручает исполнение обязанностей руководителя должника лицу, предложенному представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия. В случае непредставления указанными лицами кандидатуры исполняющего обязанности руководителя должника соответствующие функции возлагаются на одного из заместителей руководителя должника, в случае отсутствия заместителей - на одного из работников должника (ст.69 Закона).
Очевидно, что изменение правил отстранения руководителя от должности связано с массовыми злоупотреблениями, допускавшимися управляющими в ходе реализации процедур несостоятельности. Не секрет, что самая серьезная борьба между кредиторами разворачивалась именно на этапе назначения управляющего, так как все хотели видеть на этом месте "своего" представителя. При этом отстранение руководителя должника и возложение его обязанностей на управляющего часто было не более чем "техническим" вопросом.
Представляется, что такое резкое изменение подхода законодателя к судьбе руководителя должника способно привести к отдельным злоупотреблениям. Они могут быть связаны с саботированием работы арбитражного управляющего, созданием препятствий в его деятельности, отказом в предоставлении информации. При этом должник может быть уверен, что на место руководителя будет назначен лояльный к должнику работник, который продолжит создание препятствий деятельности управляющего.
1.6 Окончание финансового оздоровления
В Законе довольно подробно регламентированы процедуры, связанные с окончанием финансового оздоровления.
Не позднее чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету прилагаются баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках должника и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
По результатам рассмотрения отчета административный управляющий составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов. Заключение рассматривается в судебном заседании. Вместе с заключением рассматриваются жалобы кредиторов на действия должника и административного управляющего. По итогам заседания суд принимает один из следующих судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве (если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными); определение о введении внешнего управления (при наличии возможности восстановить платежеспособность должника); решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (при отсутствии оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства).
Если требования, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством: а) о введении внешнего управления или б) о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В пункте 4 ст.88 Закона предусматривается также, что аналогичные последствия наступают в случае, если отчет о результатах проведения финансового оздоровления не представлен административным управляющим в срок, установленный п.1 ст.88 Закона. Однако п.1 ст.88 Закона определяет срок представления отчета должником административному управляющему. Видимо, в данном случае произошла опечатка. Указанные последствия должны наступать при нарушении срока представления отчета должником.