Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:54, контрольная работа
В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ, банкротство (несостоятельность) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
2. Порядок введения финансового оздоровления в отношении стратегических предприятия или организации.
Финансовое оздоровление — это процедура банкротства, направленная на восстановление платежеспособности предприятия должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
При финансовом оздоровлении должник в соответствии с графиком начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры; одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению предприятия.
В соответствии со ст.2 Закона финансовое оздоровление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Финансовое оздоровление имеет общие черты с такими процедурами банкротства, как внешнее управление и мировое соглашение. Эти черты носят родовой характер и сводятся к тому, что все указанные процедуры представляют собой альтернативу конкурсному производству, переход к которому фактически означает предрешенность судьбы должника и нацеленность кредиторов на его ликвидацию. В случае же финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения должник продолжает существовать, так как кредиторы надеются рано или поздно удовлетворить свои требования к нему, пусть и в измененном виде. В этом смысле описываемые процедуры, как альтернатива конкурсному производству, основаны на идее общего соглашения кредиторов между собой и с должником.
Законодатель позволяет кредиторам остановиться на любой из трех названных форм соглашения, и для каждой Законом предусматриваются определенные гражданско-правовые и административные последствия, которые можно рассматривать в динамике как движение от отношений с ярко выраженным частно-правовым акцентом при мировом соглашении к фактически публично-правовым отношениям при внешнем управлении. Такая свобода выбора при определении дальнейшей судьбы должника обеспечивает сторонам возможность искать и находить выход из запутанных имущественных ситуаций, позволяя избежать как невосполнимой утраты требований кредиторов, так и государственной опеки.
Понимая, что их требования не будут удовлетворены, кредиторы голосуют за введение финансового оздоровления, внешнего управления или мирового соглашения, тем самым соглашаясь с корректировкой порядка взыскания. Это дает кредиторам возможность избежать денежных потерь, неминуемых при пропорциональном распределении конкурсной массы в рамках конкурсного производства. Исходя из изложенного, появление новой процедуры банкротства, альтернативной ликвидации должника в ходе конкурсного процесса, можно оценивать только положительно.
Финансовое оздоровление имеет сходство с внешним управлением - в обоих случаях целью является восстановление платежеспособности должника. Однако внешнее управление не предусматривает погашения задолженности в соответствии с заранее утвержденным графиком, на этой стадии расчеты с кредиторами осуществляются после вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами (ст.120, 121 Закона).
Установление графика платежей делает финансовое оздоровление похожим на мировое соглашение, однако между ними немало различий. Во-первых, мировое соглашение - это гражданско-правовая сделка, тогда как финансовое оздоровление представляет собой административную процедуру. Во-вторых, задача мирового соглашения - прекращение производства по делу о банкротстве, а финансовое оздоровление прекращения производства по делу о банкротстве в обязательном порядке не предусматривает. Более того, по результатам финансового оздоровления в отношении должника может быть введено внешнее управление или конкурсное производство. В-третьих, для заключения мирового соглашения необходимо согласие кредиторов, имеющих большинство голосов от общего числа голосов кредиторов в соответствии с реестром требований. Финансовое оздоровление может вводиться и без согласия кредиторов, а иногда и вопреки их воле. В-четвертых, мировое соглашение может предусматривать возможность прекращения обязательств должника путем предоставления отступного; обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги; новацию обязательств; прощения долга или иными предусмотренными федеральным законом способами. Финансовое оздоровление означает выплату задолженности в денежной форме согласно реестру кредиторов в полном объеме.
Таким образом, имея сходство на родовом уровне и различия на видовом, финансовое оздоровление необходимо рассматривать как разновидность соглашения кредиторов*(4) между собой и должником, представляющее собой самостоятельную процедуру банкротства.
1.2 Порядок введения процедуры финансового оздоровления
Финансовое оздоровление вводится после окончания процедуры наблюдения определением арбитражного суда. Максимальный срок финансового оздоровления составляет два года (п.6 ст.80 Закона). По общему правилу, определение о введении финансового оздоровления выносится на основании соответствующего решения собрания кредиторов (п.1 ст.80 Закона). Однако из этого правила есть исключения, т.е. в некоторых случаях финансовое оздоровление может быть введено без такого согласия.
Во-первых, исключение составляют ситуации, когда первое собрание кредиторов не приняло решение о применении одной из процедур банкротства. В этом случае, согласно п.2 ст.75 Закона, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах установленного ст.51 Закона срока (семь месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд) и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку. Однако при отсутствии возможности отложить рассмотрение дела на указанный срок арбитражный суд вправе вынести определение о введении финансового оздоровления. Необходимыми условиями для этого являются следующие обстоятельства: а) наличие соответствующего ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц; б) предоставление обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания не менее чем на 20%.
Во-вторых, иногда суд может принять решение о введении финансового оздоровления вопреки решению собрания кредиторов. Так, согласно п.3 ст.75 Закона, если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при следующих условиях: а) предоставлении ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц; б) предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Как и в первом случае, размер обеспечения (сумма банковской гарантии) должен составлять не менее 120% от размера обязательств должника.
Законом регламентируется перечень лиц, имеющих право обратиться к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. Этими лицами являются: а) должник (на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия); б) учредители (участники) должника или орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия; в) третье лицо или третьи лица.
Обращение должника. Должник вправе обратиться с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления только к собранию кредиторов. Его обращение к арбитражному суду Законом не предусмотрено. Предоставление должником обеспечения исполнения своих обязательств по графику погашения задолженности при направлении ходатайства не является обязательным.
В соответствии с п.1 ст.76 Закона должник обращается к собранию кредиторов "на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия".
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы (ст.53 ГК РФ), а также - в предусмотренных законом случаях - через своих участников. Таким образом, для того чтобы решение учредителей (участников) об обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления являлось решением должника, оно должно приниматься органом или участниками должника.
Применительно к большинству разновидностей юридических лиц таким органом является общее собрание участников (акционеров, членов). В таком контексте приведенная норма п.1 ст.76 Закона должна рассматриваться как дополняющая компетенцию общего собрания участников.
В то же время существует ряд организаций, в которых отсутствует такой орган, как общее собрание участников (учредителей). Сюда относятся организации, не имеющие членства, например, фонд, автономная некоммерческая организация, государственная корпорация. Отсутствие членства предопределяет и отсутствие участников. Таким образом, решение учредителей таких организаций не будет решением должника, это будет собственно решение учредителей, которое является самостоятельным основанием для введения финансового оздоровления.
Представляется, что норму п.1 ст.76 Закона об обращении должника к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления на основании решения учредителей (участников) необходимо понимать в том смысле, что при отсутствии такого коллегиального органа, как собрание участников (акционеров, членов), а также при отсутствии в организации членства (т.е. участников) решение принимает компетентный орган должника в соответствии с учредительными документами.
Не совсем ясной представляется и норма п.1 ст.76 Закона об "органе, уполномоченном собственником имущества должника - унитарного предприятия", который принимает решение об обращении с ходатайством о введении финансового оздоровления. Если исходить из того, что решение принимает должник - унитарное предприятие, то этот орган или лицо должны действовать от имени должника. Наделить лицо полномочиями действовать от имени должника собственник может, только назначив в соответствии с п.4 ст.113 ГК РФ руководителя, который является единственным органом унитарного предприятия. Во всех остальных случаях определять лиц, уполномоченных действовать от имени должника, может только сам должник. Следовательно, единственным вариантом такого "органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия" может быть только руководитель унитарного предприятия.
Обращение учредителей (участников) должника или органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия. Особенностью обращения учредителей (участников) к собранию кредиторов является то, что оно должно быть совместным. Обращение отдельных учредителей, а также их групп Законом не предусматривается.
Предоставление обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в случае обращения к собранию кредиторов с ходатайством учредителей (участников) или органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, является не обязательным. Такое предоставление является правом учредителей (участников), голосовавших за принятие решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления.
Порядок направления ходатайства учредителей (участников) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия о введении финансового оздоровления регулируется ст.77 Закона. В ней установлено, что решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия.
Если с органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, все более или менее ясно, то с учредителями (участниками) должника возникает вопрос: что это за собрание, которое должно принять решение?
На основании положения ст.77 Закона можно заключить, что решение принимают участники (учредители) должника, которые собираются на общее собрание. При этом такое общее собрание не является органом должника, в противном случае с ходатайством обращался бы должник. Следовательно, такое собрание не может быть обычным собранием участников. Правовой статус такого собрания в Законе не определяется, однако устанавливается, что решение на таком собрании принимается большинством голосов участников, присутствовавших на указанном собрании. Это означает, что решение может быть вынесено и вопреки воле отдельных учредителей. Таким образом, в контексте рассматриваемой статьи собрание учредителей приобретает характер самостоятельного субъекта права*(5).
Ходатайство о введении финансового оздоровления может быть направлено собранию кредиторов также третьим лицом или третьими лицами. При подаче такого ходатайства предоставление обеспечения является обязательным.
1.3 Обеспечение при финансовом оздоровлении
В соответствии со ст.79 Закона обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может предоставляться в форме залога (ипотеки), банковской гарантии, государственной или муниципальной гарантии (порядок предоставления государственной и муниципальной гарантии регулируются ст.115-117 Бюджетного кодекса*(6)), поручительства, а также иными способами, не противоречащими Закону. Очевидно, что такие классические варианты обеспечения, как удержание, задаток, неустойка применительно к финансовому оздоровлению применяться не могут. В связи с этим логично выглядит установленный Законом запрет на их использование (ч.2 п.1 ст.79 Закона). Вряд ли допустимо и такое обеспечение, как сделка "репо", поскольку в практике Высшего Арбитражного Суда РФ такие сделки рассматриваются как притворные (см. постановление Президиума ВАС РФ от 6 октября 1998 г. N 6202/97*(7)). В числе иных способов обеспечения может использоваться уступка денежного требования по договору финансирования под уступку денежного требования (ч.2 п.1 ст.824 ГК РФ).