Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа на ОАО ПСК «Строитель Астрахани»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме принятия управленческих решений на основе маржинального анализа. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом к теме принятия управленческих решений на основе маржинального анализа в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Работа содержит 1 файл

Астраханский Государственный Технический Университет.docx

— 241.35 Кб (Скачать)
 
 

     Таким образом, делая вывод об эффективности  используемой структуры управления, можно сказать, что для строительного  предприятия такой тип является наиболее подходящим, позволяя оперативно принимать результативные решения  при высоком уровне ответственности  за них. Кроме того, обладая большим  количеством различных сфер деятельности, у данного предприятия появляется возможность адаптации принимаемых  решений к специфике деятельности на основе обладания более детальными знаниями. Это помогает повысить эффективность  управленческих решений и результативность деятельности организации.

     В отношении выделенных недостатков  необходимо сказать, что важно правильно  организовать управление на предприятии. Тогда, при реализации всех способов нейтрализации негативных проявлений данной структуры, указанных при анализе отрицательных качеств, можно говорить о ее совершенстве и положительном влиянии на фирму в целом и ее развитие в будущем.

     2.1.3. Сравнительный  анализ технико-экономических показателей  ОАО ПСК «Строитель Астрахани»

     Сравнительный анализ технико-экономических показателей  позволит оценить тенденции развития предприятия и сделать вывод  об общей эффективности его деятельности и выделить направления его совершенствования. Рассмотрим расчет динамики развития основных показателей результативности деятельности предприятия (таблица 2)

     Таблица 2.

     Технико-экономические  показатели ОАО ПСК «Строитель Астрахани»  

Показатели 2005 2006 2007 Абсолютные  изменения (+/-) Темп  роста (%)
2006 от 2005 2007 от 2006 2007 от 2005 2007 к 2005 2006 к 2005 2007 к 2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  1. Выручка от реализации продукции и СМР, тыс. руб.
 
234486
 
288206
 
486986
 
53720
 
198780
 
252500
в 2,1 раза  
123,0
 
169,0
  1. Полная себестоимость реализованной продукции и выполненных СМР, тыс. руб.
 
195491
 
247641
 
442334
 
52150
 
194693
 
246843
 
226,3
 
126,7
 
178,62
  1. Затраты на 1 руб. реализованной продукции и выполненных СМР, руб.
 
0,834
 
0,86
 
0,91
 
0,026
 
0,05
 
0,076
 
109,12
 
103,12
 
105,82
  1. Среднесписочная численность ППП, чел.
 
658
 
564
 
548
 
-94
 
-16
 
-110
 
83,3
 
85,7
 
97,16
  1. Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб.
 
356,36
 
511,01
 
888,66
 
154,65
 
377,65
 
532,3
 
249,4
 
143,4
 
173,91
  1. Годовой фонд оплаты труда ППП, тыс. руб.
 
53708
 
55693
 
88591
 
1985
 
32898
 
34883
 
164,95
 
103,7
 
159,1
  1. Среднегодовая заработная плата 1 работающего, руб.
 
81623
 
98746
 
161662
 
17123
 
62916
 
80039
 
198,06
 
121
 
163,72
  1. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.
 
42570
 
72914
 
77987
 
30344
 
5073
 
35417
 
183,2
 
171,3
 
107
10.Фондоотдача,  руб. 5, 51 3,95 6,2 -1,56 2,25 0,69 112,52 71,7 156,96
11.Фондовооруженность  труда 1 работающего, тыс. руб.   
64,7
 
129,3
 
142,3
 
64,6
 
13
 
77,6
в 2,2 раза в 2 раза  
110,05
12.Прибыль  до налогообложения, тыс. руб.  
5495
 
28238
 
44610
 
22743
 
16372
 
39115
в 8,2 раза в 5,2 раза  
158
13.Прибыль  от реализации продукции и  СМР, тыс. руб.   
38995
 
40565
 
44652
 
1570
 
4087
 
5657
 
114,5
 
104,03
 
110,1
14.Рентабельность  основной деятельности, %  
19,95
 
16,4
 
10,87
 
-3,55
 
-5,53
 
-9,08
 
-
 
-
 
-
15.Рентабельность  продаж, %  
16,63
 
14,07
 
9,17
 
-2,56
 
-4,9
 
-7,5
 
-
 
-
 
-
 

     Для общей характеристики тенденции  развития финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за период с 2005 года по 2007 год необходимо выделить несколько базовых показателей, на основе анализа динамики которых  можно будет сделать вывод  о степени продуктивности организации. Во-первых, рассмотрим изменения объемов  реализованной продукции и выполненных  работ. За весь анализируемый период тенденция развития данного показателя была положительной. Важно отметить, что темп роста объемов реализованной продукции и выполненных СМР в период 2006 - 2005 гг. по сравнению с периодом 2007 - 2006 гг. увеличился на 46%. Объективной причиной тому могло стать снижение конкуренции в сфере деятельности предприятия или повышение конкурентоспособности за счет различных факторов, например, качества продукции или более низких цен на продукцию. За счет этого компания приобрела новых клиентов и способствовала повышению уровня спроса на свою продукцию, что вынудило организацию повысить объем производства с целью получения дополнительной прибыли.

     Важным  показателем успешности деятельности компании, естественным образом, является прибыль до налогообложения. В рассматриваемом  случае наиболее высокий темп роста  прибыли наблюдается в период с 2005 года по 2006 год и составляет превышение в 5,2 раза. В дальнейшем предприятию  удается сохранить тенденцию  роста прибыли до налогообложения, но менее успешно, так как темп прироста данного показателя в период с 2006 года по 2007 год составляет только 158%. Повлиять на такой ход событий могло резкое увеличение затрат на производство продукции, связанное, например, с ростом цен на исходный материал, услуги поставщиков, инфляцией и т.д.

     Поэтому следующим этапом данного анализа  станет наблюдение динамики развития таких показателей, как полная себестоимость  реализованной продукции и выполненных  СМР и затраты на 1 рубль реализованной  продукции и выполненных СМР. Показатель себестоимости продукции  сохранял на протяжении всех трех лет  рассматриваемого периода четкую направленность на рост, что оправдано при стабильном росте объемов производства и  реализации товаров и услуг. Важно  отметить, что рост себестоимости  в данном случае должен пропорционально  соотносится с ростом объемов  производства для сохранения рентабельности основной деятельности и затрат на единицу продукции. В рассматриваемом  случае в 2006 году по сравнению с 2005 годом наблюдается абсолютный рост себестоимости на 52150 тыс. руб., а абсолютный рост объемов реализованной продукции и выполненных СМР равен 53720 тыс. руб. Таким образом, затраты на 1 рубль реализованной продукции и выполненных работ увеличиваются на 0,026 руб. или 3,12% , что является незначительным увеличением и позволяет достичь более высокого уровня прибыльности организации при увеличившемся объеме производства. Это говорит о пропорциональности изменения взаимосвязанных показателей, что характеризует правильную управленческую политику.

     В период с 2006 года по 2007 год так же замечена пропорциональность уровней изменения объемов реализации и полной себестоимости – изменение осуществляется в сторону увеличения затрат на 1 руб. реализуемой продукции и услуг. В 2006 году по сравнению с 2007 годом абсолютное изменение объемов реализации составило 198780 тыс. руб. в сторону увеличения, а абсолютный рост полной себестоимости – 194693 тыс. руб. В данном случае произошло повышение затрат на 1 руб. реализованной продукции в период с 2005 года по 2006 год по сравнению с периодом с 2006 года по 2007 на 0,05 или 5,82%.

     Темп  роста среднесписочной численности  работающих за период с 2005 года по 2006 год  составил 83,3%, т.е. за рассматриваемый период количество ППП было сокращено на 110 человек. Причин сокращения численности персонала достаточно много, поэтому необходимо дополнительно рассмотреть показатель выработки 1 работающего, который поможет выявить истинные основания такого мероприятия. Среднегодовая выработка 1 работающего за период с 2005 года по 2007 год увеличилась в 2,49 раза, или на 532,3 тыс. руб. Таким образом, можно предположить, что изначально количество ППП было избыточным, что мешало нормальному выполнению обязанностей работниками и нарушало нормальный ход производственного процесса, кроме того увеличивая затраты на производство за счет оплаты труда излишним работникам. Поэтому, руководство организации после проведения соответствующих исследований решило произвести оптимизацию численности работников путем перераспределения обязанностей и сокращения ППП.

     Сокращение  излишнего персонала позволило  руководству повысить заработную плату  за период с 2005 года по 2007 год на 198,06 %, что составило 80039 руб. Устойчивый рост заработной платы повышает стабильность и имидж предприятия, привлекая  новые более квалифицированные  кадры и повышая уровень мотивации  уже работающих на данном предприятии  людей.

     Кроме того, снижение среднесписочной численности  работников является одним из способов повышения показателя фондоотдачи, характеризующего эффективность развития организации в целом. Снижение среднесписочной  численности работников на 16 человек  в период с 2006 года по 2007 год, явилось, на мой взгляд, одним из способствующих факторов абсолютного роста фондоотдачи  на 2,25 руб.

     Важно отметить стабильный рост фондовооруженности труда 1 работающего за рассматриваемый  период на 77,7 тыс. руб., что составляет темп роста в 2,2 раза. Этому способствует как снижение численности работников, так и устойчивый рост среднегодовой  стоимости ОПФ, составивший за период с 2005 года по 2007 год 183,2%, а именно 35417 тыс. руб.

     Показатель  рентабельности основной деятельности, в целом характеризующий эффективность  организации производства на предприятии  имеет отрицательную направленность. За весь рассматриваемый период произошло  снижение на 9, 08 %, что говорит о  необходимости немедленного принятия мероприятий по повышению эффективности  деятельности организации. На мой взгляд, существует несколько путей по улучшению  положения фирмы.

     Во-первых, сложившиеся на рынке условия  высокой конкуренции требуют  от предприятия мероприятий по повышению  конкурентоспособности продукции, которые могут заключатся во введении нового уровня контроля качества реализуемых товаров и услуг, маркетинговых исследованиях, изучении потребностей потребителей с целью совершенствования продукции и услуг и т.д. Все это позволит повысить спрос на продукцию фирмы, способствуя тем самым повышению объемов реализации продукции и выполняемых услуг, что явится одним из факторов снижения затрат на 1 рубль выпускаемой продукции.

     Кроме того, будут оправданы затраты  на создание или развитие уже существующего  научно-исследовательского центра, так  как это может помочь найти  не только новые инновации и модификации  продукции, но и способы совершенствования  технологии производства, снижения материалоемкости и т.д., что явится основанием для  дальнейшего снижения полной себестоимости  продукции, и, как следствие, повышения  рентабельности продаж и основной деятельности организации.

     2.1.4. Факторный анализ  показателей деятельности  ОАО ПСК «Строитель  Астрахани»

     Осуществление факторного анализа деятельности предприятия  в рамках рассматриваемой темы является необходимым по нескольким причинам.

     Во-первых, факторный анализ позволяет не только увидеть взаимосвязь различных  технико-экономических показателей, но и рассчитать количественной влияние  изменения одних показателей  на динамику других.

     Во-вторых, факторный анализ помогает оценить  эффективность принимаемого управленческого  решения, так как позволяет проанализировать область и направление влияния  за счет каких-либо изменений.

     В данной работе рассматривается тематика принятия управленческих решений на основе маржинального анализа, то есть на основе взаимосвязи объема реализованной  продукции и выполненных СМР, себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР и прибыли. Таким образом, рассматриваются различные варианты соотношения данных показателей и принимается решение о внедрении наиболее эффективного варианта. Однако, в теории, как правило, используется принцип «при прочих равных условиях», то есть остальные показатели остаются неизменными или их изменение пропорционально друг другу, то есть «нейтрализующее». В практике соблюдение этого принципа невозможно, поэтому необходимо проанализировать факторы и степень их влияния на далее рассматриваемые основные показатели, а именно объем, себестоимость и приблыь.

     Итак, начнем с факторного анализа полной себестоимости реализованной продукции  и выполненных СМР, рассматривая факторы, влияющие на данный показатель с использованием метода цепной подстановки. В основе расчета лежит следующая  факторная модель:

     Sобщппп1раб.1руб.vвп,

     где Sобщ – полная себестоимость реализованной продукции и выполненных СМР, тыс. руб.;

     Чппп – среднесписочная численность ППП, чел.

     В1раб. – среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб.

     З1руб.vвп – затраты на 1 руб. реализованной продукции и выполненных СМР, руб.

     Для того, чтобы облегчить расчеты, составим табличку с данными за отчетный и  плановый период по всем показателям (таблица3).

     Таблица 3

     Данные  для факторного анализа полной себестоимости  реализованной продукции и выполненных  СМР

 

     

Показатель План Отчет Отклонение
по  ∑ в %
Полная  себестоимость реализованной продукции  и выполненных СМР, Sобщ, тыс. руб.  
247641
 
442334
 
+194693
 
+78,62
Среднесписочная численность ППП, Чппп,чел. 564 548 -16 -2,84
Среднегодовая выработка 1 работающего, В1раб, тыс. руб. 511,01 888,66 +377,65 +73,91
Затраты на 1 руб. реализованной продукции  и выполненных СМР, З1руб.vвп, руб.  
0,86
 
0,91
 
+0,05
 
+5,82

Информация о работе Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа на ОАО ПСК «Строитель Астрахани»