Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа на ОАО ПСК «Строитель Астрахани»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме принятия управленческих решений на основе маржинального анализа. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом к теме принятия управленческих решений на основе маржинального анализа в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Работа содержит 1 файл

Астраханский Государственный Технический Университет.docx

— 241.35 Кб (Скачать)

     Астраханский  Государственный Технический Университет 

     Кафедра «Бухгалтерский учет, АХД и аудит» 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине «Анализ  и диагностика  финансово-хозяйственной  деятельности предприятия»

     на  тему: Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа  на ОАО ПСК «Строитель Астрахани» 

     Выполнила: студентка группы ДФЭ-42

     Проверила: к.э.н. доцент 
 
 
 
 
 

     Астрахань – 2008 г

 

     Введение

 

     Представленная  работа посвящена теме принятия управленческих решений на основе маржинального  анализа. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных  условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом  к теме принятия управленческих решений  на основе маржинального анализа  в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с  данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

     Теоретическое значение изучения проблемы принятия управленческих решений на основе маржинального  анализа заключается в том, что  избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. При этом объектом данного исследования является анализ условий принятия управленческих решений  на основе маржинального анализа, а  предметом данного исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач  данного исследования. Практическое же значение исследований в этой области  дает возможность принятия обоснованного  экономическими расчетами управленческого  решения для реализации стратегических и операционных целей и задач  организации.

     Основной  целью данной курсовой работы является выработка управленческой политики на предприятии, основывающейся на аналитических  экономических расчетах, доказывающих целесообразность принятия того или  иного исследования. Кроме того, применить полученные знания для  выработки управленческих решений  на исследуемом предприятии ОАО  ПСК «Строитель Астрахани».

     При исследовании данной тематики были поставлены и решены следующие задачи: изучение теоретических аспектов и выявление  природы принятие управленческих решений  на основе маржинального анализа; 
изучение актуальности рассматриваемой проблематики в современных условиях; обозначение тенденции развития рассматриваемого направления научной мысли.

     Источниками информации для написания работы по теме принятия управленческих решений  на основе маржинального анализа» послужили: базовая учебная литература; фундаментальные  теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области; результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов; статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных  тематике принятия управленческих решений  на основе маржинального анализа; справочная литература и прочие актуальные источники  информации, сведения о которых более  детально изложены в списке литературы данной работы.

 

     1. Теоретические основы  методики принятия  управленческих решений  на основе маржинального  анализа

     1.1. Сущность и содержание  управленческого  решения

 

     Тематика  данной исследовательской работы объединяет в себе, как уже было отмечено, несколько научных дисциплин. Прежде чем начать ознакомление с методикой  принятия управленческих решений, обоснованных сложными экономическими расчетами, необходимо рассмотреть затрагиваемые в  процессе работы базовые термины  и понятия для более углубленного понимания и выбора правильного  направления исследований.

     Начнем  с рассмотрения понятия «управленческого решения». В управленческой литературе встречается множество определений  термина «решение». Дж. К. Лафта считает, что некий процесс должен соответствовать  четырем основным требованиям, чтобы  называться «принятием решения»:

     - решение есть некоторый процесс,  складывающийся из ряда отдельных  актов и процедур;

     - решение есть выбор альтернативы  или действия;

     - решение предполагает наличие  власти и организационной иерархии;

     - решение предполагает наличие  информационного аспекта.

     Таким образом, решение можно рассматривать  как продукт управленческого  труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого  продукта. Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся  вариантов или альтернатив направления  действий, сокращающих разрыв между  настоящим и будущим желательным  состоянием организации.

     Принятие  управленческого решения (УР) реализует  ряд его функций, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей, свидетельствующих  о многогранности данного понятия.

     Направляющая  функция решений проявляется  в том, что они принимаются  исходя из долговременной стратегии  развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой  для реализации общих функций  управления - планирования, организации  контроля, мотивации, которые реализуются  через посредство решений.

     Координирующая  роль решений отражается в необходимости  согласования действий исполнителей для  реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.

     Мотивирующая  функция решений реализуется  через систему организационных  мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности, самоутверждение  личности, творческая самореализация).

     Каждое  УР затрагивает экономические, организационные, социальные, правовые и технологические  интересы компании, влияние на которые  составляет основу сущности УР. Поэтому  в состав критериев для выбора наилучшего УР следует включать и  те, которые отражают этот набор  интересов компании.

     Экономическая сущность УР проявляется в том, что  на разработку и реализацию любого УР требуются финансовые, материальные и другие затраты. Поэтому каждое УР имеет реальную стоимость. Реализация эффективного УР должна принести компании прямой или косвенный доход, а  ошибочное решение или решение, неправильно понятое подчиненным, приводит к убыткам, а иногда и  к прекращению деятельности компании.

     Организационная сущность УР состоит в том, что  к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный  коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимыми техникой и технологией, постоянно координировать их работу.

     Социальная  сущность УР заложена в механизме  управления персоналом, который включает рычаги воздействия на людей для  согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности  и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и  тревоги.

     Правовая  сущность УР состоит в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании. Нарушение законодательства при  разработке УР может привести к отмене решения, ответственности за его  реализацию или даже за разработку.

     Технологическая сущность УР проявляется в возможности  обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для разработки и  реализации УР.

     Важно отметить, что практически во всех случаях для руководителя было бы затруднительным, если вообще возможным, принятие решения, не имеющего отрицательных  последствий. Каждое решение должно уравновешивать настолько противоречивые ценности, цели и критерии, что с  любой точки зрения оно будет  хуже оптимального. Каждое решение, затрагивающее  все предприятие, будет иметь  негативные последствия для каких-то его частей.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что данная тематика всегда актуальна для любой организации  вне зависимости от ее финансового  состояния и каких-либо других факторов. Управление предприятием осуществляется непрерывно на протяжении всего времени  существования организации, а соответственно, сложности выбора из существующих альтернатив  и принятия того или иного решения  возникают постоянно. Данное направление  исследований рассматривает методику разработки управленческих решений, обоснованных экономическими расчетами. Это снижает вероятность управленческой ошибки, способствуя развитию и рентабельности организации в целом.

     Как уже было отмечено, принятие управленческих решений осуществляется на базе маржинального  анализа, поэтому рассмотрим данное понятие, основные термины и взаимосвязи, содержащиеся в нем [6,c.7].

     1.2. Понятие и значение  маржинального анализа

 

     Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей - издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью - и прогнозировании величины каждого  из этих показателей при заданном значении других.

     Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости  от изменения объема деятельности предприятия  на переменные (пропорциональные) и  постоянные (непропорциональные) и  использовании категории маржинальной прибыли.

     Маржинальный  анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

     - более точно исчислить влияние  факторов на изменение суммы  прибыли и на этой основе  эффективнее управлять процессом  формирования и прогнозирования  ее величины;

     - определить критический уровень  объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной  величине соответствующих факторов;

     - установить зону безопасности (зону  безубыточности) предприятия; 

     - исчислить необходимый объем  продаж для получения заданной  величины прибыли;

     - точнее оценить эффективность  производства отдельных видов  продукции (услуг) и отдельных  сегментов предприятия;

     - обосновать наиболее оптимальный  вариант управленческих решений,  касающихся изменения производственной  мощности, ассортимента продукции,  ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения  комплектующих деталей и др. с  целью минимизации затрат и  увеличения прибыли.

     В маржинальном анализе можно выделить два основных этапа, рассматриваемых  в процессе изучения темы:

  1. Расчет порога рентабельности (точки безубыточности) предприятия;
  2. Маржинальный анализ результативности операционной деятельности.

     Так как методика маржинального анализа, как уже было замечено, базируется на изучении соотношения между издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, то прежде рассмотрим данные понятия и возникающие  между ними взаимосвязи более  подробно [11,c.96].

     1.2.1. Классификация затрат  предприятия, включаемых  в себестоимость  продукции

     Затраты предприятия, включаемые в себестоимость  продукции, можно подразделить на две  части: постоянную и переменную. Такое  деление определяется характером изменения затрат при изменении объема производства.

Информация о работе Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа на ОАО ПСК «Строитель Астрахани»