Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 14:30, курсовая работа
Представленная работа посвящена теме принятия управленческих решений на основе маржинального анализа. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом к теме принятия управленческих решений на основе маржинального анализа в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
При
проведении анализа безубыточности
для определения порога рентабельности
и его моделирования
Для
определения координат точки
безубыточности с помощью графического
метода соблюдается такая
Далее
строится график выручки - прямая, начало
которой в нулевой точке
График совокупных затрат представляет собой прямую линию, которая начинается от оси ординат на отметке, соответствующей сумме постоянных затрат, и заканчивается точкой с координатами по оси абсцисс - общего количества продукции, по оси ординат – денежного выражения суммы постоянных и переменных затрат. Порог рентабельности определяется координатами точки пересечения графиков выручки и себестоимости (суммы переменных и постоянных затрат) [3,c.96].
Как
только порог рентабельности преодолен,
график выручки оказывается выше
графика совокупных затрат. В этой
ситуации постоянные затраты полностью
компенсированы продажами, а каждая
дополнительно проданная
Рис.3.
Графическое отображение порога
рентабельности
Наряду
с графическим методом для
определения точки
Nкр = Sпер.кр. + Sпост ;
или
qкр * p = qкр * S’пер.кр. + Sпост ;
Исходя из формул (10), (11) имеем:
qкр
А так же:
Nкр. = qкр. * p,
где Nкр. - выручка от продаж в точке безубыточности;
Sпер.кр. - переменные затраты в точке безубыточности;
S’пер.кр. – удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;
Sпост - постоянные затраты;
qкр. - объем продукции в точке безубыточности в количественном выражении;
p - цена единицы продукции;
Умножив величину критического объема продукции в количественном выражении на цену, получим выручку от продаж в точке безубыточности (Nкр):
Nкр. = qкр. * p =
где Р’марж - удельная маржинальная прибыль в расчете на единицу продукции;
D Рмарж – доля маржинальной прибыли в выручке (доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции).
В зависимости от имеющейся исходной информации для расчета точки безубыточности можно использовать представленные ниже формулы, полученные путем моделирования:
;
Разницу между
общим объемом проданной
ЗФПN = Вобщ – Вт.б.;
ЗФПq = Qобщ – Qт.б.;
dЗФПN =
dЗФПq =
где Вобщ - общая величина выручки от продаж;
Вт.б. - величина выручки от продаж в точке безубыточности;
Qобщ - общее количество проданной продукции;
Qт.б. - количество проданной продукции в точке безубыточности;
ЗФПN– запас финансовой прочности в стоимостном выражении;
ЗФПq запас финансовой прочности в количественном выражении;
dЗФПN – запас финансовой прочности в стоимостном выражении в виде удельного веса по отношению к объему продаж;
dЗФПq - запас финансовой прочности в количественном выражении в виде удельного веса по отношению к объему продаж.
Преобразуя показатель запаса финансовой прочности можно выявить его обратно пропорциональную зависимость от силы операционного рычага:
ЗФП = Nобщ. – Nкр. = Nобщ - ,
где Nобщ. - общая величина выручки от продаж;
Nкр. - выручка от продаж в точке безубыточности;
Sпост- постоянные затраты;
Pмарж - маржинальная прибыль;
Pn - прибыль от продаж.
Важный момент в маржинальном анализе – изучение влияния факторов (постоянных и переменных затрат и цен) на критический объем продаж, для расчета которого воспользуемся формулой точки безубыточности в количественном выражении (qкр):
qкр. = ,
где p – цена единицы продукции;
S’пер.кр. – удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;
Sпост - постоянные затраты.
Влияние каждого фактора на изменение критического объема продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (или плановыми показателями) можно определить с помощью метода цепных подстановок следующим образом («отч» - показатели отчетного периода, «пред» - показатели предыдущего периода):
∆ qкр. Sпост =
∆ qкр. Sперем = )
∆ qкр. p = ).
Далее проверяются расчеты влияния факторов:
∆ qкр. = ∆ qкр. Sпост + ∆ qкр.Sперем + ∆ qкр.p
Подобные алгоритмы расчетов можно использовать так же и для целей прогнозирования, в том числе для определения ценовой политики. В условиях роста цен на потребляемое сырье, тарифов оплаты труда, ставок арендной платы и так далее важно предусмотреть, какое повышение цен на реализуемую продукцию сможет компенсировать влияние этих негативных факторов для того, чтобы точка безубыточности не увеличилась [4,c.122].
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены и переменных затрат на единицу продукции при заданном значении остальных факторов.
Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема продаж рассчитывается следующим образом:
Sпост. кр. = Рn * (р - S’пер.кр.) или Sпост. кр = Рn * DРмарж
где p – цена единицы продукции;
D Рмарж – доля маржинальной прибыли в выручке (доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции);
S’пер.кр. – удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;
Sпост - постоянные затраты;
Рn – объем продаж продукции.
Суть этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальной прибылью при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным [7,c.147].
Для того чтобы определить срок окупаемости (t) постоянных затрат отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет:
Как
можно видеть, критический уровень
постоянных издержек является очень
ценным показателем в управленческой
деятельности. С его помощью можно
эффективнее управлять
Критический уровень
Критический уровень цены (Ркр.) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:
Для
эффективного функционирования системы
управления необходима качественная информация
о воздействии различных
Оценка
влияния факторов на динамику затрат,
прибыли и рентабельности, подготовленная
на основе детального изучения внешних
и внутренних факторов, является важным
оперативным и стратегическим инструментом
управления. Создание адекватной факторной
модели, использование ее для прогнозирования
хозяйственных ситуаций, информационное
обеспечение факторного анализа
уже сложившихся и будущих
результатов бизнес-процессов
Поскольку на результаивность производства и реализацию продукции оказывает влияние большое количество разнообразных факторов, в том числе специфических, свойственных деятельности конкретного предприятия, то и методики, необходимые для их анализа, отличаются оригинальностью и создаются под конкретную управленческую задачу.