Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:29, курсовая работа
Цель работы состоит в описании его методики и применения на практике. Достижение данной цели возможно при решении следующих задач: во-первых, следует рассмотреть понятия и методы факторного анализа; во-вторых, показать его практическую значимость для управления предприятием.
Основные задачи факторного анализа:
1. Отбор факторов определяющих исследуемые результативные показатели.
2. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
3. Определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.
4. Моделирование взаимосвязей между факторами и результативными показателями.
5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении результативного показателя.
6. Работа с факторной моделью. Методика факторного анализа.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, типы, признаки факторного анализа…………………….5
Глава 2. Методы факторного анализа………………………………………..9
2.1 Детерминированный факторный анализ………………………………9
2.2 Стохастический факторный анализ…………………………………....17
Глава 3. Особенности факторного анализа показателей эффективности деятельности экономического субъекта на предприятии ООО «Трикотаж»……………………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………32Список использованной литературы…………………………………………...34
Анализ рентабельности производственных фондов, исчисляемой как соотношение балансовой прибыли к средней стоимости основных средств и остатков материальных оборотных средств, проводится по следующей модели:
6
Исходные
данные для анализа динамики рентабельности
фондов представлены в табл. 4.
Таблица 4. Исходные данные для анализа динамики рентабельности фондов ООО «Трикотаж» за 2007-2008 гг., тыс. руб.
Показатель | Значение показателя | |
базисный год | отчетный год | |
Выручка | 11745,50 | 11658,50 |
Средняя за период стоимость основных производственных фондов (F) | 21 293,60 | 19 291,40 |
Средние остатки материальных оборотных средств (Е) | 1 890,1 | 1 617,00 |
Расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды (U) | 3 957,92 | 4 217,65 |
Затраты сырья, материалов, покупных изделий и полуфабрикатов (М) | 5014,82 | 5 011,01 |
Амортизация основных средств (А) | 2129,36 | 1 929,14 |
*100=2,78%
*100=2,39%
С помощью ее можно установить, как изменилась прибыль за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.
Таблица 5. Выручка от реализации продукции
Показатель | Сумма выручки,
млн.руб. |
Условия расчета выручки | ||
Объем продаж | Структура продаж | Цена реализации | ||
Впл=∑(Кiпл*Цiпл)
Вусл1=Впл*Крп Вусл2=∑(Кiф*Цiпл) Вф=∑(Кiф*Цiф) |
95250
(95250*0.9912)=99410 96600 99935 |
План
Факт Факт Факт |
План
План Факт Факт |
План
План План Факт |
Таблица 6. Структура реализации продукции
Вид
изделия |
Цена
изделия,
тыс.руб. |
Переменные
затраты на изделие,
тыс.руб. |
Удельный
вес в общей выручке,
% |
||||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | Усл* | факт | |
A | 5000 | 5200 | 2800 | 3100 | 29.92 | 25.10 | 0.44 | 0.4615 | 0.404 |
B | 6000 | 6100 | 3600 | 3500 | 35.28 | 32.92 | 0.40 | 0.4100 | 0.426 |
C | 7000 | 7350 | 3500 | 3600 | 19.84 | 22.10 | 0.50 | 0.5238 | 0.510 |
D | 7500 | 7800 | 3750 | 3744 | 14.96 | 19.88 | 0.50 | 0.5192 | 0.520 |
Примечание: усл* - условная величина Дуi, при фактической цене и плановом уровне переменных затрат на единицу продукции.
Таблица
7. Расчет влияния факторов на сумму
прибыли с использованием маржинального
дохода
Расчет суммы прибыли, млн.руб. | Фактор | ||||||
Объем продаж | Структура
реализации |
Цена
реализации |
Переменные
затраты |
Постоянные
затраты | |||
638,34 | План | План | План | План | План | ||
617,19 | Факт | План | План | План | План | ||
519,24 | Факт | Факт | План | План | План | ||
1000,71 | Факт | Факт | Факт | План | План | ||
296,3 | Факт | Факт | Факт | Факт | План | ||
508,32 | Факт | Факт | Факт | Факт | Факт |
Прибыль (числитель дроби) при разных значениях факторов приведена в табл. 7, а издержки - в табл. 8.
В маржинальном
анализе для анализа
=638,34 / 1123,54 * 100 = 5,74%
=617,19 / 11057,66 * 100 = 5,58%
=519,24 / 10631,94 * 100 = 4,88%
=1000,71 / 10631,94 * 100 = 9,41%
=296,3 / 11369,88 * 100 = 2,61%
=508,32
/ 11157,86 * 100 = 4,56%
Таблица 8. Расчет суммы издержек по реализации продукции ООО «Трикотаж» для факторного анализа рентабельности
Показатель | Расчет | Сумма, тыс. руб. |
По плану | Σ(qi0 * Vi0) + H0 = 8903,12 + 2220,42 | 11 123,54 |
При фактическом объеме продаж, но при плановых структуре и уровне переменных и постоянных затрат | Σ(qi0 * Vi0)*K + H0 = 8903,12 + 2220,42 | 11 057,66 |
При фактическом объеме и структуре продаж, но плановом уровне переменных и постоянных затрат | Σ(qi1 * Vi0) + H0 = 8411,52 + 2220,42 | 10 631,94 |
Фактически при плановой сумме постоянных затрат | Σ(qi1 * Vi1) + H0 = 9149,46 + 2220,42 | 11 369,88 |
Фактически | Σ(qi1 * Vi1) + H1 = 9149,46 + 2008,4 | 11 157,86 |
Результаты факторного анализа рентабельности методом цепных подстановок представлены в табл. 9.
По данным проведенного анализа можно сделать вывод, что рентабельность издержек в целом по предприятию снизилась на 1,18 %.
По данным
таблиц методом цепной подстановки
рассчитаем влияние факторов на изменение
уровня данного показателя:
R0 = 638,34 / 11745,5 * 100 = 5,43%
Rq = 617,19 / 11658,58 * 100 = 5,29%
RУД = 519,24 / 11087,7 * 100 = 4,68%
Rр = 1000,71 / 11658,5 * 100 = 8,58%
RV = 296,3 / 11658,5 * 100 = 2,54%
R1 =
508,32 / 11658,5 * 100 = 4,36%
Таким образом,
на основании проведенных расчетов
очевидно, что рентабельность продаж
(оборота) в целом снизилась на
1,07% (4,36—5,43), в том числе за счет
изменения:
общего объема продаж
ΔRq = 5,29 - 5,43 = -0,14%,
структуры продаж
ΔRУД = 4,68 - 5,29 =
-0,61%,
цен на продукцию
ΔRp = 8,58 - 4.68 = 3,9%,
удельных переменных затрат
ΔRV = 2,54 - 8,58 = -6,04%,
постоянных затрат
ΔRH = 4,36 - 2,54 = 1,82%,
Преимущество маржинальной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязи элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное определение влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
Показанная
на примере апробация методики факторного
анализа показателей
Таблица 9. Факторный анализ рентабельности ООО «Трикотаж»
Фактор | Расчет влияния | Изменение рентабельности, % |
Общий объем продаж | 5,58-5,74 | -0,16 |
Структура продаж | 4,88-5,58 | -0,7 |
Цены на продукцию | 9,41-4,88 | 4,53 |
Себестоимость продукции | 4,56-9,41 | -4,85 |
В том числе: | ||
переменные затраты | 2,61-9,41 | -6,8 |
постоянные затраты | 4,56-2,61 | 1,95 |
Итого | 4,56-5,74 | -1,18 |
Заключение
Каждый результативный показатель зависит от многочисленных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества труда предприятий. Поэтому важным методологическим вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.
Основной задачей, которую решают разнообразными методами факторного анализа, включая и метод главных компонент, является сжатие информации, переход от множества значений по элементарным признакам с объемом информации к ограниченному множеству элементов матрицы факторного отображения или матрицы значений латентных факторов для каждого наблюдаемого объекта.
Методы факторного анализа
Методы
факторного анализа обладают свойствами,
весьма привлекательными для их использования
в составе других статистических
методов, наиболее часто в корреляционно-
Факторный анализ параметров позволяет выявить на ранней стадии нарушение рабочего процесса (возникновение дефекта) в различных объектах, которое часто невозможно заметить путем непосредственного наблюдения за параметрами. Это объясняется тем, что нарушение корреляционных связей между параметрами возникает значительно раньше, чем нарушение уровня сигнала в одном измерительном канале. Такое искажение корреляционных связей позволяет своевременно обнаружить факторный анализ параметров. Для этого достаточно иметь массивы зарегистрированных параметров (информационный портрет объекта).
При применении
методики факторного анализа показателей
рентабельности, на примере предприятия
ООО «Трикотаж», выявили, что рентабельность
продаж (оборота) в целом снизилась на
1,07%, за счет изменения: общего объема продаж
(-0,14%), структуры продаж (-0,61%), цен на продукцию
(3,9%), удельных переменных затрат (-6,04%),
постоянных затрат (1,82%).