Особенности факторного анализа показателей эффективности деятельности экономического субъекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в описании его методики и применения на практике. Достижение данной цели возможно при решении следующих задач: во-первых, следует рассмотреть понятия и методы факторного анализа; во-вторых, показать его практическую значимость для управления предприятием.

Основные задачи факторного анализа:

1. Отбор факторов определяющих исследуемые результативные показатели.

2. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.

3. Определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.

4. Моделирование взаимосвязей между факторами и результативными показателями.

5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении результативного показателя.

6. Работа с факторной моделью. Методика факторного анализа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие, типы, признаки факторного анализа…………………….5

Глава 2. Методы факторного анализа………………………………………..9

2.1 Детерминированный факторный анализ………………………………9

2.2 Стохастический факторный анализ…………………………………....17

Глава 3. Особенности факторного анализа показателей эффективности деятельности экономического субъекта на предприятии ООО «Трикотаж»……………………………………………………………………...20

Заключение………………………………………………………………………32Список использованной литературы…………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 68.45 Кб (Скачать)

  С помощью  корреляции решаются две главные  задачи:

  1) составляется  модель действующих факторов (уравнение  регрессии);

  2) дается  количественная оценка тесноты  связей (коэффициент

  корреляции). 

  Матричные модели.

  Матричные модели представляют собой схематическое  отражение экономического явления  или процесса с помощью научной  абстракции. Наибольшее распространение  здесь получил метод анализа  «затраты-выпуск», строящийся по шахматной  схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь  затрат и результатов производства. 

  Математическое  программирование.

  Математическое  программирование - это основное средство решения задач по оптимизации  производственно-хозяйственной деятельности. 

  Метод исследования операций.

  Метод исследования операций направлен на изучение экономических  систем, в том числе производственно-хозяйственной  деятельности предприятий, с целью  определения такого сочетания структурных  взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени  позволит определить наилучший экономический  показатель из ряда возможных. 

  Теория  игр.

  Теория  игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей  принятия оптимальных решений в  условиях неопределенности или конфликта  нескольких сторон, имеющих различные  интересы.

  Глава 3. Особенности факторного анализа показателей эффективности деятельности экономического субъекта на предприятии ООО «Трикотаж»

  Функционирование  экономического субъекта в современной  бизнес-среде связано, с одной  стороны, с большой экономической  свободой, предполагающей возможность  распоряжения полученными средствами, а с другой — с ответственностью за результаты своей деятельности, обязывающей эффективно использовать имеющийся ресурсный потенциал.

  Оценить сложившуюся хозяйственную ситуацию возможно только в процессе кропотливой  и хорошо налаженной аналитической  работы, которая зачастую ввиду отсутствия соответствующих отделов (экономический, финансовый, плановый и т.д.) на предприятии  не проводится. В этой связи особую значимость приобретает как привлечение  внешних специалистов (например внешних  аудиторов в рамках сопутствующих  услуг), так и проведение внутренней работы в плане налаживания системы  бухгалтерского управленческого учета.

  Основной  целью деятельности любого экономического субъекта в рыночных условиях является поиск оптимальных управленческих решений, направленных на максимизацию прибыли, относительным выражением которой являются показатели рентабельности. Преимущества использования данных показателей в анализе заключаются  в возможности сравнения эффективности  деятельности не только в рамках одного предприятия, но и применения многомерного сравнительного анализа нескольких предприятий за ряд лет. Кроме  того, показатели рентабельности как  любые относительные показатели представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли  и дохода предприятий.

  Проблематика  применения аналитических процедур в этой области заключается в  том, что авторами предлагаются различные  подходы к формированию не только базовой системы показателей, но и методик анализа показателей рентабельности. Кроме того, очень незначительное внимание уделяется факторному анализу рентабельности. Поэтому, на практике (например, в аудите в рамках сопутствующих услуг или в управленческом учете при формирование решений на базе ретроспективного анализа) возникают определенные сложности.

  В этой связи  предлагается апробация методики анализа  показателей рентабельности, на примере  конкретного предприятия ООО  «Трикотаж».

  Для анализа  рентабельности выпускаемой продукции  методики, предложенные данным автором, используют следующую факторную  модель:

  r = P/N, или

  r = (N - S)/N*100

  где Р - прибыль; N - выручка; S - себестоимость.  

  При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:

  ΔrN = (N1 - S0)/N1 - (N0 - S0)/N0  

  Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости  составит:

  ΔrS = (N1 - S1)/N1 - (N1 - S0)/N1  

  Сумма факторных  отклонений даст общее изменение  рентабельности за период:

  Δr = ΔrN + ΔrS  

  Проведем  анализ рентабельности выпускаемой  продукции по приведенной методике для ООО «Трикотаж».

  Для начала по данным производства сформируем данные, представленные в табл. 1.  

  Таблица 1. Исходные данные для факторного анализа  прибыли продукции ООО «Трикотаж» за 2007-2008 гг. 5 

    Наименование  видов продукции Удельная  себестоимость Цена, руб. Объем реализации, шт.
    Обозначение c0 c1 p0 p1 q0 q1
    Костюм  спортивный мужской  696,90 698,00 720,00 700,00 5 807,00 5 646,00
    Джемпер женский  390,80 387,20 400,00 391,72 2 448,00 2 500,00
    Нижнее  белье женское  131,10 148,40 140,00 150,40 11000,00 1 240,00
    Свитер  мужской  246,40 232,60 260,00 249,82 10 000,00 12 600,00
    Свитер  женский  300,00 315,40 314,00 326,47 1 400,00 1 500,00
    Комплект  одежды для детей  320,00 284,00 350,00 301,76 987,10 850,00
    Носки мужские  13,00 22,00 15,00 25,00 50 000,00 49 900,00
    Колготки  женские  42,10 46,43 45,00 50,00 14 060,00 15 622,00
    Рукавицы  рабочие  17,40 а  33,80 20,00 35,00 13 875,00 17 650,00
     
     
     
     

Для формирования факторных моделей нам необходимы данные о выручке и себестоимости  по каждому виду продукции, представленные в табл. 2.  

  Таблица 2. Данные об объемах реализации продукции  и уровне ее себестоимости по ООО  «Трикотаж» за 2007-2008 гг.

Наименование  видов продукции Объем реализации в базисном году, тыс. руб. Объем реализации а отчетном году в ценах базисного  года, тыс. руб. Объем М реализации в отчетном году, тыс. руб. Себестоимость базисного году, тыс. руб. Себестоимость фактическая в ценах и тарифах  базисного периода, тыс. руб. Себестоимость фактическая, тыс. руб.
Обозначение N0 N1,0 N1 S0 S1,0 S1
Методика  расчета  p0*q0 p0*q1 p1*q1 c0*c0 c0*q1 c1*q1
Костюм  спортивный мужской  4 181,00 4 065,10 3 952,20 4 046,90 3 935,00 3 941,00
Джемпер женский  979,20 1 000,00 979,30 956,70 977,00 968,00
Нижнее  белье женское  1 540,00 173,60 186,50 1 442,10 163,00 184,00
Свитер  мужской  2 600,00 3 276,00 3 147,80 2 464,00 3 105,00 2 930,70
Свитер  женский  439,60 471,00 489,70 420,00 450,00 473,10
Комплект  одежды для детей  345,50 297,50 256,50 316,00 272,00 241,40
Носки мужские  750,00 1 818 748,50 1 247,50 650,00 649,00 1 097,80
Колготки  женские  632,70 703,00 781,10 592,00 658,00 725,30
Рукавицы  рабочие  277,50 353,00 617,90 214,40 307,10 596,60
Всего 11 745,50 11 087,70 11 658,50 11 102,10 10 516,10 11 157,80
 
 

  1. Изделие  «Костюм спортивный мужской»:

  r0 = 134б1 / 4181*100 = 3,2%

  r1 = 11,2 / 3952,2*100 = 0,3%

  ΔrN = (3952,2 - 4046,9)/3952,2 - (4181 - 4046,9)/4181 = -5,6%

  ΔrS = (3952,2 - 3941)/3952,2 - (3952,2 - 4046,9)/3952,2 = 2,7%

  Проверка  факторов модели:

  Δr = -5,6 + 2,7 = 0,3 - 3,2 = -2,9%  

2. Изделие «Джемпер  женский»:

  r0 = 22,9 / 979,2 * 100 = 2,3%

  r1 = 11,3 / 979,2 * 100 = 1,15%

  ΔrN = (979,3 - 956,7)/979,3 - (979,2 - 956,7)/979,2 = 0,0078%

  ΔrS = (979,3 - 968)/979,3 - (979,3 - 956,7)/979,3 = -1,1539%

  Проверка  факторной модели:

  Δr = 0,0078 - 1,1539 = 1,15 - 2,3 = -1,15%  

3. Изделие «Нижнее  белье женское»:

  r0 = 97,9 / 1540 * 100 = 6,4%

  r1 = 2,5 / 186,5 * 100 = 1,3%

  ΔrN = (186,5 - 1442,1)/186,5 - (1540 - 1442,1)/1540 = -679,4%

  ΔrS = (186,5 - 184)/186,5 - (186,5 - 1442,1)/186,5 = 674,3%

  Проверка  факторной модели:

  Δr = -679,4 + 674,3 = 1,3 - 6,4 = -5,1%  

4.Изделие «Свитер  мужской»:

  r0 = 136 / 2600 * 100 = 5,2%

  r1 = 217,1 / 3147,8 * 100 = 6,9%

  ΔrN = (3147,8 - 2464)/3147,8 - (2600 - 2464)/2600 = 16,5%

  ΔrS = (3147,8 - 2930,7)/3147,8 - (3147,8 - 2464)/3147,8 = -14,8%

  Проверка  факторной модели:

  Δr = 16,5 - 14,8 = 6,9 - 5,2 = 1,7%

  Аналогичным образом проводится проверка факторной  модели по другим видам продукции.

  Рентабельность  производства всех видов продукции  составит:

  r0 = 643,4 / 11745,5 * 100 = 5,5%

  r1 = 500,7 / 11658,5 * 100 = 4,3%

  ΔrN = (11658,5 - 11102,1)/11658,5 - (11745,5 - 11102,1))/11745,5 = -0,7%

  ΔrS = (11658,5 - 11157,8)/11658,5 - (11658,5 - 11102,1))/11658,5 = -0,5%

  Проверка  факторной модели:

  Δr = -0,7 - 0,5 = 4,3 - 5,5 = -1,2%

  Результаты  факторного анализа рентабельности продукции представлены в табл.3.

  Таблица 3. Факторный анализ рентабельности продукции ООО «Трикотаж» за 2007-2008 гг.  
 
 
 
 
 
 
 

Вид продукции Рентабельность  продукции, % Изменение рёнтабельности, % Изменение рентабельности за счет факторов, %
базисный  год отчетный год Изменение цены изменение себестоимости
Костюм  спортивный мужской  3,20 0,30 -2,90 -5,60 2,70
Джемпер женский  2,30 1,15 -1,15 0,0078 -1,1539
Нижнее  белье женское  6,40 1,30 -5,10 -679,40 674,30
Свитер  мужской  5,20 6,90 1,70 16,50 -14,80
Свитер  женский  4,50 3,40 -1,10 9,60 -10,70
Комплект  одежды для детей  8,50 6,00 -2,50 -31,50 29,00
Носки мужские  13,00 12,00 -1,00 35,00 -36,00
Колготки  женские  6,40 7,10 0,70 17,77 -17,07
Рукавицы  рабочие  23,00 3,40 -19,60 42,00 -61,60
Рентабельность  всего выпуска продукции  5,50 4,30 -1,20 -0,70 -0,50

Информация о работе Особенности факторного анализа показателей эффективности деятельности экономического субъекта