Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:29, курсовая работа
Цель работы состоит в описании его методики и применения на практике. Достижение данной цели возможно при решении следующих задач: во-первых, следует рассмотреть понятия и методы факторного анализа; во-вторых, показать его практическую значимость для управления предприятием.
Основные задачи факторного анализа:
1. Отбор факторов определяющих исследуемые результативные показатели.
2. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
3. Определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.
4. Моделирование взаимосвязей между факторами и результативными показателями.
5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении результативного показателя.
6. Работа с факторной моделью. Методика факторного анализа.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, типы, признаки факторного анализа…………………….5
Глава 2. Методы факторного анализа………………………………………..9
2.1 Детерминированный факторный анализ………………………………9
2.2 Стохастический факторный анализ…………………………………....17
Глава 3. Особенности факторного анализа показателей эффективности деятельности экономического субъекта на предприятии ООО «Трикотаж»……………………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………32Список использованной литературы…………………………………………...34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие, типы, признаки факторного анализа…………………….5
Глава 2. Методы факторного анализа………………………………………..9
2.1 Детерминированный факторный анализ………………………………9
2.2 Стохастический
факторный анализ………………………………….
Глава 3. Особенности факторного
анализа показателей эффективности деятельности
экономического субъекта на предприятии
ООО «Трикотаж»……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий
находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них
непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.
Актуальность данной темы состоит в том, что в условиях современной экономики очевидным становится тот факт, что практическое использование эмпирического и теоретического экономического анализа позволяет не только рационально проанализировать сложившуюся ситуацию или возможные перспективы, но и получить реальную выгоду от использования новейших методов исследования в условиях реального производства.
Базовым инструментом при проведении комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятий является факторный анализ.
Цель работы состоит в описании его методики и применения на практике. Достижение данной цели возможно при решении следующих задач: во-первых, следует рассмотреть понятия и методы факторного анализа; во-вторых, показать его практическую значимость для управления предприятием.
Основные задачи факторного анализа:
1. Отбор факторов определяющих исследуемые результативные показатели.
2. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
3. Определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.
4. Моделирование взаимосвязей между факторами и результативными показателями.
5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении результативного показателя.
6. Работа с факторной моделью. Методика факторного анализа.
Курсовая работa включает введение, первую, вторую и третью главу, заключение, список литературы. Первая и вторая глава посвящена теоретическим моментам рассматриваемой проблемы. Третья - отражает практическую рeализацию задачи.
Глава 1. Понятие, типы, признаки факторного анализа
МЕТОДИКА ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Под экономическим факторным анализом понимается постепенный
переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.
Факторный
анализ - методика комплексного
и системного изучения и измерения
воздействия факторов на величину результативного
показателя.
Существуют следующие типы факторного анализа:
1. Детерминированный анализ – методика исследования влияния факторов, связь которых с результативными показателями носит функциональный характер, т.е. результативный показатель представлен в виде произведения, частного, алгебраической суммы факторов.
2. Стохастический анализ – методика исследования факторов, связь которых с результативными показателями является вероятностной (корреляционной).
3. Методика прямого факторного анализа – исследование ведется от общего к частному (дедуктивный способ).
4. Методика обратного факторного анализа – исследование ведется от частного к общему (индуктивный способ).
5. Методика одноступенчатого факторного анализа – исследуются факторы одного уровня (ступени) подчиненности, без их детализации на составные части.
6. Методика многоступенчатого факторного анализа – исследование проводится с детализацией факторов, таким образом изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.
7. Методика статистического факторного анализа – применяется при анализе на соответствующую дату.
8. Методика динамического факторного анализа – методика исследования причинно-следственных связей в динамике.
9. Методика ретроспективного факторного анализа – изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды.
10. Методика перспективного факторного анализа – исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
Факторы – это причины, формирующие результаты хозяйственно-финансовой деятельности.
Выявление
и количественное измерение степени
выявления отдельных факторов на
изменение результативных показателей
хозяйственно-финансовой деятельности
предприятия представляет собой
одну из важнейших задач экономического
анализа. Влияние факторов по разному
отражается на изменении результативных
показателей хозяйственной
1. По своей природе:
- природно-климатические;
- социально-экономические;
- производственно-экономические.
2. По степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности:
- основные;
- второстепенные.
3. По зависимости от человека:
- субъективные – зависят от деятельности юридических и физических лиц;
- объективные – не зависят от деятельности человека.
4. По местам воздействия:
- внутренние;
- внешние.
5. По степени распространенности:
- общие;
- специфические.
6. По сроку воздействия на результаты хозяйственной деятельности:
- постоянные;
- периодические.
7. По характеру действия:
- интенсивные – характеризуют степень усилия, напряженности труда в процессе производства (повышение производительности труда, внешних прогрессивных форм торговли);
- экстенсивные – связаны с количественным приростом результативного показателя (увеличение численности работников, ввод новых мощностей…).
Если при анализе ставится цель измерить влияние каждого фактора на результаты хозяйственной деятельности, то их классифицируют:
1. По свойствам отражаемых явлений:
- количественные - факторы, выражающие количественную определенность явлений (количество рабочих, оборудования, товаров и т.д.);
- качественные факторы определяют внутренние качества, признаки, особенности изучаемых объектов (производительность труда, качество продукции и т.д.)
2. По своему составу:
- простые (элементарные);
- сложные.
3. По возможности измерения влияния:
- измеримые;
- неизмеримые.
4. По иерархии:
- факторы первого уровня – факторы которые непосредственно влияют на результативный показатель;
- факторы второго уровня и т.д. – факторы косвенно влияющие на результативный показатель, при помощи факторов первого уровня.
Систематизация факторов в анализе хозяйственной деятельности обусловлено системным подходом в анализе хозяйственной деятельности, и означает размещение изучаемых факторов в определенном порядке с выявлении их взаимосвязи и подчиненности.
Одним из
способов систематизации факторов является
создание детерминируемых факторных
систем, что означает представить
изучаемое явление в виде алгебраической
суммы частного или произведения
нескольких факторов, определяющих его
величину и находятся с ним
в функциональной зависимости.
Глава 2. Методы факторного анализа
2.1
Детерминированный
факторный анализ
В основе
детерминированного моделирования
факторной системы лежит
Детерминированное моделирование факторных систем ограничено длиной факторного поля прямых связей. При недостаточном уровне знаний о природе прямых связей того или иного показателя хозяйственной деятельности часто необходим иной подход к познанию объективной действительности. Размах количественных изменений экономических показателей можно выяснить только стохастическим анализом массовых эмпирических данных.
При детерминированном
факторном анализе модель изучаемого
явления не изменяется по хозяйственным
объектам и периодам (так как соотношения
соответствующих основных категорий
стабильны). При необходимости сравнения
результатов деятельности отдельных
хозяйств или одного хозяйства в
отдельные периоды может
Детерминированный
факторный анализ представляет собой
методику исследования влияния факторов,
связь которых с результативным
показателем носит
Аддитивные модели.
Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют следующую математическую интерпретацию:
1
В качестве примера можно привести балансовую модель товарного обеспечения:
2
где – общий объём реализации;
– запасы товара на начало периода;
– объём поступления;
– прочее выбытие товаров;
–
запасы товаров на
конец анализируемого
периода.
Мультипликативная модель.
Мультипликативная модель представляет собой произведение факторов.
3
Примером
мультипликативной модели является
двухфакторная модель объёма реализации:
где Ч – среднесписочная численность работников;
В – выработка
на одного работника.
Кратные модели.
Кратные
модели представляют собой отношение
факторов и имеют вид: