Оценка конкурентоспособности предприятия выпускаемой им продукции и пути ее повышения на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ конкурентной борьбы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности;
2) Изучить методы изучения фирм-конкурентов;

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты и методика расчёта показателей, критериев конкурентоспособности предприятия………………………………….6
1.1. Основные понятия, сущность конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………… 6
1.2. Методика расчета показателей конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………………...20
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Нижнекамснефтехим»…………………………………………………………….35
2.1. Характеристика и анализ показателей ОАО «Нижнекамснефтехим»…………………………………………………………….35
2.2. Рекомендации, мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО "Нижнекамскнефтехим"…………………………49
Заключение…………………………………………………………………..51
Список использованной литературы……………………………………….53

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 374.50 Кб (Скачать)

     Учитывая  все вышесказанное, всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему возможно подразделить на:

  • внешние;
  • внутренние.

     Внутренние  факторы – это объективные  критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. Так, по мнению В.А.Динеса, Н.С.Яшина к внутренним факторам можно отнести:

  • потенциал маркетинговых служб;
  • научно-технический потенциал;
  • производственно-технологический потенциал;
  • финансово-экономический потенциал;
  • кадровый потенциал (структура, профессионально –квалифицированный состав);
  • эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;
  • уровень материально-технического обеспечения;
  • условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;
  • уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;
  • подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;
  • эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;
  • уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;
  • уровень сервисного и гарантийного обслуживания.

     Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

     Под внешними факторами следует понимать:

  1. меры государственного воздействия:
  • экономического характера (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда);
  • административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);
  1. основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);
  1. деятельность общественных и негосударственных институтов;
  2. деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

     Таким образом, конкурентоспособность предприятия  представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны, внешних по отношению к нему факторов.

 

     Внешние факторы

 

     

     

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Внутренние  факторы 

     Рис.3. Совокупность внутренних и внешних  факторов конкурентоспособности предприятия 

     Специалисты различных областей знаний по-разному оценивают воздействие отдельных факторов на функционирование предприятий в рыночной среде и их конечные результаты деятельности. Однако, несмотря на очевидную простоту предлагаемых подходов, недопустимо акцентировать внимание на изучении отдельных факторов. В данном случае целесообразно применение комплексного подхода, который выражается в одновременном рассмотрении технических, экономических, технологических, социальных, организационных, экологических аспектов решения проблемы, повышения конкурентоспособности предприятий. 

1.2 Методика расчета конкурентоспособности  предприятия 

     Анализ  деятельности предприятия по повышению  его конкурентоспособности предполагает оценку достигнутого уровня использования имеющегося потенциала (организационного, научно-технического, производственно-технологического, социального, финансово-экономического), общих результатов хозяйственной деятельности, финансовых результатов и платежеспособности, эффективности производственной деятельности. Следует подчеркнуть, что анализ конкурентоспособности предприятия имеет много общего с анализом его хозяйственной деятельности. Дело в том, что при анализе конкурентоспособности невозможно обойтись без многих показателей, используемых при проведении анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

     Вместе  с тем анализ конкурентоспособности  имеет свои специфические черты  и задачи:

     Во - первых, оценка конкурентоспособности, т. е. определение показателей конкурентоспособности предприятия, является исходным моментом для организации всей производственно-хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики;

     Во - вторых, изучение конкурентоспособности  должно вестись непрерывно и систематически, на всех стадиях жизненного цикла продукта. Такой подход позволяет своевременно принимать решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков или новых рыночных ниш, расширении и создании новых производственных мощностей, разработке новых либо модернизации выпускаемых товаров.

     В-третьиx, оценка уровня конкурентоспособности предприятия вызывает необходимость использовать целый ряд показателей, без анализа которых можно обойтись при общей оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Эти показатели, прежде всего, свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом у потребителей и обеспечивающую ему стабильную прибыль.

     Проблема  оценки конкурентоспособности предприятия  является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как: выработка основных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособность обусловливается многообразие подходов к ее оценке.

     Так, Лобанов М. М. считает, что основными задачами, которые решаются при анализе конкурентоспособности предприятия, являются:

     — определение состояния конкурентоспособности  на момент обследования;

     — выявление тенденций и закономерностей  в повышении конкурентоспособности предприятия за исследуемый период;

     — определение «узких мест», отрицательно влияющих на конкурентоспособность предприятия;

     — выявление резервов, которые предприятие  может использовать для повышения своей конкурентоспособности.

     В зависимости от поставленной задачи анализ может иметь разную степень  детализации и глубину исследования, но проводиться он должен по всем направлениям. Среди основных методов анализа в экономической литературе выделяются следующие:

     — горизонтальный анализ или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды;

     — вертикальный анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации;

     — факторный анализ, анализ влияния  отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели;

     — сравнительный анализ - сравнение  исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.

     М. И. Баканов предлагает процедуру  проведения комплексной сравнительной оценки, состоящей из следующих этапов:

     — конкретизация целей и задач  комплексной оценки;

     — выбор исходной системы показателей;

     - организация сбора исходной информации;

     — расчет и оценка значений частных  показателей;

     — обеспечение сравнимости оцениваемых  показателей;

      - выбор конкретной методики, т.  е. разработка алгоритма и программы  расчета комплексных сравнительных оценок;

     - расчет комплексных оценок;

     - экспериментальная проверка адекватности комплексных, обобщающих оценок реальной экономической действительности;

      - анализ и использование комплексных  сравнительных оценок.

     Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:

     1) оценка с позиции сравнительных  преимуществ — сущность данного  метода заключается в том, что производство и реализация предпочтительнее, когда издержки производства ниже, чем у конкурентов. Основным критерием, применяемым в данном методе, являются низкие издержки. Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности;

     2) оценка с позиции теории равновесия  — в основе данного метода  рассматривается положение, при котором каждый фактор производства рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого-либо из факторов производства и у фирмы нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Основным критерием является наличие факторов производства, не используемых в полной мере. Несомненным преимуществом данного метода является возможность определения внутренних резервов;

     3) оценка исходя из теории эффективности  конкуренции — выделяют два  подхода при использовании данного метода:

     - структурный подход, сущность которого заключается в организации крупномасштабного, эффективного производства. Основным критерием конкурентоспособности при использовании данного подхода является концентрация производства и капитала;

     - Функциональный подход — оценка  конкурентоспособности согласно  данному подходу осуществляется на основе сопоставления экономических показателей деятельности. В качестве критерия оценки конкурентоспособности используется соотношение цены, затрат и нормы прибыли;

     4) оценка на базе качества продукции  - данный метод заключается в  сопоставлении ряда параметров продукции, отражающих потребительские свойства. Критерием конкурентоспособности в данном случае является качество продукции. Преимуществом данного метода является возможность учета потребительских предпочтений при обеспечении уровня конкурентоспособности. В связи с тем, что качество товара оценивают определенным набором параметров, оценка конкурентоспособности товара базируется на использовании так называемых «параметрических» индексов, характеризующих степень удовлетворения потребности в рассматриваемом товаре. Различают единичные, сводные и интегральные индексы.

     Единичные индексы рассчитываются на основании  одной характеристики качества (одного параметра). Как правило, они исчисляются как отношение величины параметра рассматриваемого товара к той величине параметра, при которой потребитель удовлетворяется на 100 % (или к величине параметра товара-аналога). В данном случае расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле:

     gi =Пi / Пin,

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия выпускаемой им продукции и пути ее повышения на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим»