Оценка конкурентоспособности предприятия выпускаемой им продукции и пути ее повышения на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ конкурентной борьбы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности;
2) Изучить методы изучения фирм-конкурентов;

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты и методика расчёта показателей, критериев конкурентоспособности предприятия………………………………….6
1.1. Основные понятия, сущность конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………… 6
1.2. Методика расчета показателей конкурентоспособности предприятия………………………………………………………………………...20
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Нижнекамснефтехим»…………………………………………………………….35
2.1. Характеристика и анализ показателей ОАО «Нижнекамснефтехим»…………………………………………………………….35
2.2. Рекомендации, мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО "Нижнекамскнефтехим"…………………………49
Заключение…………………………………………………………………..51
Список использованной литературы……………………………………….53

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 374.50 Кб (Скачать)

Министерство  ОБРАЗОВАНИЯ и  НАУКИ Российской федерации

федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Национальный  исследовательский  университет

Казанский государственный  технологический университет

Факультет управления, экономики  и права

Кафедра экономики

Курсовая  работа

по АДФХД 

Оценка  конкурентоспособности  предприятия выпускаемой  им продукции и  пути ее повышения  на примере ОАО  «Нижнекамскнефтехим» 
 
 
 
 
 

К защите допустить

_____________"___"__________20__г.    
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка группы: 3271-84

                                                               Кулагина Н.В. 
 

                       Проверила: 

                                                               Курамшина К.С. 
 
 

Казань 2011

 

     

     Содержание 

 

      Введение 

     Современная жизнь требует от субъектов экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, чтобы обеспечить эффективное использование наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований. Конкурентный рынок стимулирует производителей выпускать товары с минимальными издержками (оптимально использовать имеющиеся у предприятия ресурсы); формирует условия для выпуска только тех товаров, которые необходимы обществу, пользуются спросом. Иными словами, конкурентный рынок можно рассматривать как наиболее эффективную модель организации хозяйственной жизни. Для современной конкуренции характерны техническое превосходство, качество и надёжность, инновационность продукции. Конкуренция должна заинтересовать предпринимателей, нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, а через него – на меняющиеся потребности, повышение качества продукции.

     Целью деятельности любого предприятия является победа в конкурентной борьбе, которая  зависит от того, насколько конкурентоспособность  его товаров и услуг лучше по сравнению с аналогичной продукцией и услугами других предприятий и фирм.

     С одной стороны, повышение конкурентоспособности  предприятия является необходимым  и обязательным условием обеспечения  и поддержания на должном уровне финансовой устойчивости.

     С другой стороны, неустойчивое финансовое состояние предприятия не позволяет  успешно решать проблему конкурентоспособности. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности  и финансовой устойчивости предприятия  требует полного использования многочисленных внутренних и внешних факторов развития.

     Актуальность  изучения конкурентоспособности обусловлена  тем, что реформирование экономики  России выдвинуло на передний план необходимость укрепления конкурентных позиций на рынке путем освоения новых видов или улучшения серийной продукции, реконструкции и модернизации производственных мощностей, организационно - структурных преобразований.

     Целью курсовой работы является изучение теоретических  основ конкурентной борьбы.

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

     1) Рассмотреть теоретические основы  конкурентоспособности;

     2) Изучить методы изучения фирм-конкурентов;

     3) Дать организационно-экономическую  характеристику предприятия;

     4) Проанализировать конкурентоспособность  на ОАО “Нижнекамскнефтехим”;

     5) Разработать программы повышения  конкурентоспособности на ОАО  “Нижнекамскнефтехим”;

     Предметом исследования курсовой работы являются экономические процессы предприятий, связанные с организацией и управлением  конкурентоспособностью, включая цели, стратегии, инструментальные средства, организационные изменения, мотивацию.

     Объектом  исследования курсовой работы является управление конкурентоспособностью ОАО  “Нижнекамснефтехим”.

     Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых в области экономической теории, экономики предприятий, статьи научно-популярных журналов, а также основные положения теории расширенного воспроизводства, конкуренции, теории эффективности и системного подхода. В процессе исследования широко применялись методологические приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности, такие как: факторный анализ, сравнительный анализ, финансовый анализ.

     Нормативную базу исследования составляют федеральные  законы Российской Федерации и республики Татарстан, нормативные акты.

     Состоит курсовая работа из введения, двух глав и заключения. В первой главе курсовой работы раскрыты сущность и инструменты конкурентной борьбы. Во второй главе описаны методы изучения фирм-конкурентов, дана оценка конкурентоспособности и представлены методы повышения конкурентоспособности. 
 
 

 

      Глава 1. Теоретические аспекты и методика расчёта показателей, критериев конкурентоспособности предприятия                                                                        

     1.1. Основные понятия, сущность конкурентоспособности предприятия                                   

     Повышение уровня конкурентоспособности предприятий  любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой, - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов.

     Повышение конкурентоспособности отечественной  промышленности на сегодняшний день едва ли не главное в ряду основных направлений выхода из экономического кризиса, поскольку решение данной проблемы является основным критерием эффективности производства, результативности деятельности системы управления различных уровней.

     Конкурентоспособность на товарных рынках стала основой экономической безопасности страны. Располагая в недалеком прошлом мощным научно-техническим потенциалом (воспроизводство которого стало невозможным из-за недостатка финансирования), дешевой квалифицированной рабочей силой и собственными ресурсами многих видов сырья, Россия имеет огромные возможности для повышения конкурентоспособности.

     Данная  проблема до недавнего времени практически  не рассматривалась в научных трудах отечественных экономистов. И этому есть соответствующее объяснение. Административно-командные методы ведения хозяйства не способствовали становлению конкурентных отношений между предприятиями вследствие ограничения свободы действий предпринимательской деятельности, чрезмерного вмешательства государства в деятельность предприятий, неразвитости основных рыночных институтов.

     Переход от административно-командной к  рыночной экономике способствовал значительному росту цен на продукцию при одновременном снижении качества предлагаемых товаров. Такое положение дел явилось возможным в результате чрезмерной монополизации экономики, что выражалось в высокой степени концентрации и узкой предметной специализации. Поэтому с целью регулирования монопольного рынка в 1993 г. был принят закон «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках», который способствовал созданию нормативной базы конкурентных отношений.

     В условиях реформирования российской экономики  принципиально изменяется подход к  созданию систем обеспечения конкурентоспособности предприятия. Эта проблема выдвигается на первый план всей экономической политики государства.

     Конкурентоспособность предприятий – это проблема не только отечественной, но и мировой экономики. Как считает авторитетный американский ученый, член Комиссии по конкурентоспособности в промышленности при президенте США М.Портер, пока «не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при наличии глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность означала низкие производственные затраты на единицу продукции, приведенные к обменному курсу. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны, - это продуктивность использования ресурсов».

     А так как категория «конкурентоспособность предприятия» является практически  базовой ячейкой национальной конкурентоспособности  в части экономической составляющей, то следует обратиться к ее определению.

     Так, экономисты исследовательской организации  «European Management Forum» (г. Женева) предлагают следующее определение: «Конкурентоспособность фирмы – это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов».

     По  сути, данную формулировку можно свести к следующему: конкурентоспособность предприятия – это способность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента. Такая формулировка ограничивает данную категорию одним свойством – способностью изготовлять и сбывать товар.

     Среди российских экономистов также существуют приверженцы данной трактовки понятия «конкурентоспособность». Так, например, Э.Б.Фигурнов и Ю.Ю.Донец рассматривают в качестве главной составляющей конкурентоспособности предприятия эффективность использования его производственного потенциала, т.е. способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента.

     Следующая точка зрения, представленная ученым Т.Коно, выражается в рассмотрении конкурентоспособности предприятия как совокупности характеристик, включающих в себя:

  1. захваченную предприятием долю рынка;
  2. способность предприятия к производству, сбыту и развитию;
  3. способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели.

     Экономист М.О.Ермолов считает конкурентоспособность предприятия «…относительной характеристикой, отражающей отличие процесса развития данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности». Но, такая трактовка сводит понятие конкурентоспособности предприятия к понятию конкурентоспособности продукции, в то время как конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции соотносимы между собой как целое и часть. Т.е. конкурентоспособность предприятия проявляется через конкурентоспособность продукции, так как сообщает ей определенные потребительские свойства.

     Необходимо  рассмотреть отличия характеристик  конкурентоспособности предприятия от аналогичной характеристики товара. Анализ современных концепций конкурентоспособности производителя показывает, что применительно к предприятию их, по крайней мере, два.

     Так, В.Т.Денисов и Т.А.Сергиенко считают, что первое отличие в том, что конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может же определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день). Это важное отличие связано с тем, что предприятие, как правило, занято выпуском разнообразных и обновляющихся изделий, поэтому для изменения существенных отличий от фирм-конкурентов на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции, т.е. выпуска на рынок новых товаров.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия выпускаемой им продукции и пути ее повышения на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим»