Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 05:58, курсовая работа
Актуальность проблемы выбора методов оценки экономического потенциала строительной организации и недостаточная разработанность ее отдельных аспектов обусловили выбор темы курсового проекта.
Целью работы является исследование теоретических и методических основ формирования экономического потенциала строительного предприятия и выработке рекомендаций по повышению эффективности его использования.
ведение 3
1 Теоретический подход к оценке экономического потенциала
предприятия 6
1.1 Понятие экономического потенциала и его виды 6
1.2 Подходы к оценке экономического потенциала фирмы 11
1.3 Сравнение существующих методик оценки экономического
потенциала фирмы 17
2 Оценка уровня экономического потенциала ООО "СК ОНИКА" 25
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ООО
«СК ОНИКА» 25
2.2 Исследование факторов, определяющих экономический потенциал фирмы. 39
2.3. Анализ экономического потенциала ООО «СК ОНИКА» 52
3 Практические рекомендации по повышению экономического
потенциала ООО «СК ОНИКА» 57
Заключение 64
Список использованных источников 65
Приложение А
Расчетный этап включает в себя:
- расчет значений финансовых показателей предприятия, характеризующих уровень ФПП.
- составление кривой ФПП по финансовым показателям и определение уровня ФПП. На данном этапе сопоставляются полученные значения финансовых коэффициентов со шкалой, характеризующей уровни ФПП по финансовым коэффициентам, и заносятся в таблицу.
Данные для оценки уровня ФПП приведены в Таблице 8
Таблица 8 - Критерии оценивания уровня ФПП
Наименование показателя | Высокий уровень ФПП | Средний уровень ФПП | Низкий уровень ФПП | |
1.
Коэффициент финансовой |
>0.5 | 0.3-0.5 | <0.3 | |
2.
Коэффициент текущей |
>2.0 | 1.0-2.0 | <1.0 | |
3. Коэффициент срочной ликвидности | >0.8 | 0.4-0.8 | <0.4 | |
4.
Коэффициент абсолютной |
>0.2 | 0.1-0.2 | <0.1 | |
5. Рентабельность всех активов | >0.1 | 0.05-0.1 | <0.05 | |
6.
Рентабельность собственного |
>0.15 | 0.1-0.15 | <0.1 | |
7.
Эффективность использования |
>1.6 | 1.0-1.6 | <1.0 | |
8. Доля заемных средств в общей сумме источников | <0.5 | 0.7-0.5 | >0.7 | |
9.
Доля свободных от |
>0.26 | 0.1-0.26 | <0.1 | |
10. Доля накопленного капитала | >0.1 | 0.05-0.1 | <0.05 |
Таким образом, оценка производственного и финансового потенциала предприятия – необходимый этап стратегического анализа и управления. Предлагаемые методологии расчета охватывают все основные внутрифирменные процессы, протекающие в различных функциональных областях ее внутренней среды. В результате обеспечивается системный взгляд на предприятие, который позволит выявить все сильные и слабые стороны, а также создать на этой основе комплексный план перспективного развития.
СК ОНИКА многопрофильное строительное предприятие, расположенное в городе Каменске-Уральском. На протяжении 7 лет является лидером рынка строительных услуг и генеральным подрядчиком большинства крупных городских проектов.
Основным направлением деятельности фирмы является капитальный ремонт и строительство. Компания располагает всеми необходимыми допусками СРО «Регион», зарегистрированного в Екатеринбурге. Сумма контракта согласно допускам ограничена 50 млн. руб.
Организационная
структура предприятия
Рисунок 2 - Организационная структура ООО «СК Оника»
Данные о деятельности
подразделений предприятия представлены
в Таблице 9.
Таблица
9 - Отчеты о деятельности подразделений
предприятия.
Подразделение, продукция | Выручка по договорам, тыс. руб | Выполнение плана, % | Среднесписочная численность, чел | Затраты на производство продукции | ||||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2008 | 2009 | 2010 | 2008 | 2009 | 2010 | 2008 | 22009 | 2010 | |
Департамент капитального строительства: капитальное строительство, ремонтные работы, отделка, благоустройство | 58099 | 26929 | 44235 | 1,05 | 0,83 | 0,96 | 64 | 48 | 53 | 54553 | 27479 | 42533 |
Светопрозрачные конструкции: окна, двери, балконы ПВХ, алюминиевые перегородки | 29882 | 24482 | 33114 | 1,12 | 0,92 | 1,02 | 39 | 23 | 28 | 28058 | 24982 | 31840 |
Цех металлоконструкций: изделия художественной ковки, арматура, козырьки, перила, автоматические ворота, сейф-двери | 8504 | 3622 | 5595 | 0,96 | 0,97 | 0,98 | 11 | 6 | 9 | 7985 | 3695 | 5380 |
Автотранспортный цех: Аренда строительной техники, грузоперевозки | 11108 | 15036 | 8844 | 0,98 | 0,99 | 0,97 | 18 | 12 | 16 | 10430 | 15343 | 8504 |
Итого | 107593 | 70069 | 91787 | 1,0275 | 0,9275 | 0,982 | 132 | 89 | 106 | 101026 | 71499 | 88257 |
На основании приведенных данных составим диаграмму (рисунок 3), отражающую степень участия каждого подразделения предприятия в создании продукции в стоимостном выражении.
Рисунок 3 - Доля участия подразделений в совокупной выручке, %
Как видно на диаграмме, львиную долю в создании продукции предприятия занимает капитальное строительство, поскольку объемы одного контракта составляют в средне 15-18 миллионов. На втором месте находится производство и продажа изделий ПВХ - его доля в совокупном доходе составляет 28%. Автотранспортный цех и цех металлоконструкций не могут конкурировать по объему с вышеназванными подразделениями, поскольку их доли составляют 10% и 8% соответственно, поскольку эти подразделения не являются сбытовыми, их основная деятельность направлена на создание продукции для нужд основного рода занятий предприятия – капитального строительства.
Для
анализа эффективности
Чтобы наглядно представить соотношение вышеназванных показателей, составим гистограмму, демонстрирующую структуру себестоимости продукции (рисунок 4).
- материальные затраты
- фонд оплаты труда
- фиксированные
затраты
Рисунок
4 - Структура себестоимости продукции
ООО «СК Оника», руб.
При
анализе структуры
На основании приведенных выше
данных составим диаграмму, отражающую
долю материальных затрат на производство
продукции каждого подразделения в общих
производственных издержках (рисунок
5)
Рисунок 5 - Доля участия подразделений в совокупных издержках
Если сопоставить диаграммы долей затрат и дохода, то налицо непропорциональность затрат и доли дохода, который на них приходится. Так, затраты на производство металлоконструкций составляют 6% и приносят всего 8% дохода. Такая же ситуация и с автотранспортным цехом - 10% совокупных затрат создают всего 10% дохода. Это легко объясняется тем, что продукция этих подразделений направлена на обслуживание собственного производства, а не на получение дохода от их реализации. 36% процентов затрат приходится на производство изделий ПВХ, в то время как доход от их реализации составляет всего 28%. Это можно объяснить также тем, что при выполнении крупных строительных подрядов организация использует собственную продукцию при остеклении объекта, на продукцию не начисляется никакой наценки и оно реализуется по себестоимости. При учете того, что основные договора на остекление фасадные работы предоставляет департамент строительства, становится ясным такое соотношение затрат и выручки. Высокая доходность капитального строительства объясняется тем, что предприятие крайне редко прибегает к услугам субподрядных организаций, довольствуясь собственными силами же причины объясняют такую высокую доходность по направлению капительного строительства: 48% затрат создает 54% выручки.
Если углубляться в анализ материальных затрат предприятия, то нельзя забывать об одной из важнейших характеристик предприятия: его обеспеченности материалами и качества работы с поставщиками.
Основные поставщики ООО «СК Оника» и характеристики их кооперации с предприятием представлены в Таблице 10.
Таблица 10 - Сведения об основных поставщиках
№ п/п | Поставщик | Продукция | Средний объем поставок, тыс.руб. | Средняя цена поставки, руб | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
1 | Door Han | Комплектующие для сейф-дверей | 150,6 | 146,32 | 167,83 | 1860 | 2470 | 1980 |
2 | Абслют-электро | Электроизделия | 190,48 | 90,152 | 205,342 | 9200 | 8950 | 9120 |
3 | ТК Агора | Обои, ламинат, линолеум | 80,675 | 56,42 | 57,38 | 5400 | 4890 | 6300 |
4 | ООО Антес | Комплектующие для автоматических ворот | 356,789 | 198,274 | 268,95 | 34600 | 38900 | 38200 |
5 | Дизайн-студия "ТАУ" | Разработка дизайна интерьеров | 140,52 | 60,421 | 119,022 | 23500 | 29000 | 27800 |
6 | ИП Махмудов | Реклама на местном радио | 15,6 | 11,4 | 12,8 | 3200 | 4000 | 4300 |
7 | ООО Кенби | Фурнитура и комплектующие для изделий ПВХ | 5150 | 3270 | 4286 | 125700 | 60900 | 80400 |
8 | Новое Рекламное Агентство | Реклама на местном телеканале и в городской газете | 42,5 | 37,8 | 45,8 | 7540 | 6400 | 8113 |
9 | ТК Пиастрелла | Плитка, керамогранит, обцлицовочный камень | 421 | 396 | 412 | 20114 | 21900 | 22700 |
10 | ПО "Адегруп" | Профиль ПВХ | 4608 | 2926 | 3835 | 80425 | 79115 | 92120 |
11 | ООО Профпласт | Подоконники и пороги ПВХ | 542 | 344 | 451 | 23100 | 24320 | 24980 |
12 | ПО Рехау | Профиль ПВХ | 6234 | 3958 | 5189 | 112900 | 1163240 | 1273000 |
13 | Синарский завод строительных материалов | Шлакоблоки, кирпич, арматура | 18322 | 16456 | 17120 | 34800 | 33900 | 35750 |
14 | Завод "Стеклостиль" | Стеклопакеты | 8944 | 5679 | 7445 | 36785 | 39990 | 42800 |
15 | Униколор ФК | Краска, отделочные материалы | 560,7 | 347,4 | 497,2 | 5400 | 5200 | 5817 |
Итого
по подразделениям:
- Капитальное строительство – 30736 тыс.руб. - Цех ПВХ – 22559 тыс. руб. - Цех
МК – 3538 тыс.руб. |
Большинство поставщиков являются постоянными, что предполагает предоставление значительных скидок, начисление бонусов и наличие отсрочки платежа на заказ.
Еще одной важной технико-экономической характеристикой предприятия является его обеспеченность основными фондами, их движение и обновления. Если говорить об особенностях обеспечения ООО «СК Оника» основными производственными фондами, то следует отметить, что к отличительным особенностям предприятия относится его значительная обеспеченность собственными производственными фондами – значительной материально-технической базой и специальной строительной техникой.
Сведения о состоянии основных производственных фондов предприятия приведены в таблице 11.
Таблица 11 Данные о состоянии основных фондов предприятия.
Данные о состоянии основных средств предприятия | |||||||
Показатель | 2008 | 2009 | Абсолютное отклонение (2008-2009) | Относительное
отклонение
(2008-2009) |
2010 | Абсолютное отклонение (2009-2010) | Относительное
отклонение
(2009-2010) |
Стоимость на начало периода | 30 182 094 | 33 678 025 | 3 495 931 | 112% | 31 789 564 | -1 888 461 | 94% |
Стоимость на конец периода | 33 678 025 | 31 789 564 | -1 888 461 | 94% | 30 221 109 | -1 568 455 | 95% |
Среднегодовая стоимость | 31 930 060 | 32 733 795 | 803 735 | 103% | 31 005 564 | -1 728 231 | 95% |
Поступило основных средств | 3 985 320 | 378 914 | -3 606 406 | 10% | 1 305 290 | 926 376 | 344% |
Выбыло основных средств | 489 389 | 2 267 375 | 1 777 986 | 463% | 2 873 745 | 606 370 | 127% |
Первоначальная стоимость ОФ | 43 982 300 | 42 384 516 | -1 597 784 | 96% | 39 816 922 | -2 567 594 | 94% |
Износ ОФ | 17% | 21% | 3 | 123% | 23% | 2 | 110% |