Оценка экономического потенциала фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 05:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы выбора методов оценки экономического потенциала строительной организации и недостаточная разработанность ее отдельных аспектов обусловили выбор темы курсового проекта.
Целью работы является исследование теоретических и методических основ формирования экономического потенциала строительного предприятия и выработке рекомендаций по повышению эффективности его использования.

Содержание

ведение 3
1 Теоретический подход к оценке экономического потенциала
предприятия 6
1.1 Понятие экономического потенциала и его виды 6
1.2 Подходы к оценке экономического потенциала фирмы 11
1.3 Сравнение существующих методик оценки экономического
потенциала фирмы 17
2 Оценка уровня экономического потенциала ООО "СК ОНИКА" 25
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ООО
«СК ОНИКА» 25
2.2 Исследование факторов, определяющих экономический потенциал фирмы. 39
2.3. Анализ экономического потенциала ООО «СК ОНИКА» 52
3 Практические рекомендации по повышению экономического
потенциала ООО «СК ОНИКА» 57
Заключение 64
Список использованных источников 65
Приложение А

Работа содержит 1 файл

Полный текст.doc

— 784.50 Кб (Скачать)

Расчетный этап включает в себя:

- расчет значений финансовых показателей предприятия, характеризующих уровень ФПП.

- составление кривой ФПП по финансовым показателям и определение уровня ФПП. На данном этапе сопоставляются полученные значения финансовых коэффициентов со шкалой, характеризующей уровни ФПП по финансовым коэффициентам, и заносятся в таблицу. 

Данные  для оценки уровня ФПП приведены в Таблице 8

Таблица 8 - Критерии оценивания уровня ФПП

     Наименование показателя       Высокий уровень ФПП       Средний уровень ФПП Низкий уровень ФПП
1. Коэффициент финансовой независимости      >0.5        0.3-0.5      <0.3
2. Коэффициент текущей ликвидности        >2.0        1.0-2.0      <1.0
3. Коэффициент срочной ликвидности        >0.8      0.4-0.8      <0.4
4. Коэффициент абсолютной ликвидности      >0.2      0.1-0.2        <0.1
5. Рентабельность всех активов       >0.1      0.05-0.1      <0.05
6. Рентабельность собственного капитала      >0.15        0.1-0.15      <0.1
7. Эффективность использования активов для производства продукции      >1.6      1.0-1.6      <1.0
8. Доля заемных средств в общей  сумме источников      <0.5      0.7-0.5      >0.7      
9. Доля свободных от обязательств  активов, находящихся в мобильной форме      >0.26              0.1-0.26      <0.1      
10. Доля накопленного капитала        >0.1      0.05-0.1      <0.05
 

     Таким образом, оценка производственного и финансового потенциала предприятия – необходимый этап стратегического анализа и управления. Предлагаемые методологии расчета охватывают все основные внутрифирменные процессы, протекающие в различных функциональных областях ее внутренней среды. В результате обеспечивается системный взгляд на предприятие,  который позволит выявить все сильные и слабые стороны, а также создать на этой основе комплексный план перспективного развития.

2 ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ООО «СК ОНИКА»

2.1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СК ОНИКА»

СК ОНИКА  многопрофильное строительное предприятие, расположенное в городе Каменске-Уральском. На протяжении  7 лет является лидером рынка строительных услуг и генеральным подрядчиком большинства крупных городских проектов.

     Основным  направлением деятельности фирмы является капитальный ремонт и строительство. Компания располагает всеми необходимыми допусками СРО «Регион», зарегистрированного в Екатеринбурге. Сумма контракта согласно допускам ограничена 50 млн. руб.

     Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2 - Организационная структура ООО «СК Оника»

 Данные о деятельности подразделений предприятия представлены в Таблице 9. 

Таблица 9 - Отчеты о деятельности подразделений предприятия. 

     Подразделение, продукция      Выручка по договорам, тыс. руб Выполнение плана, % Среднесписочная численность, чел      Затраты на производство продукции
       2008 2009 2010 2008 2009 2010 2008 2009 2010 2008      22009 2010
     Департамент капитального строительства: капитальное строительство, ремонтные работы, отделка, благоустройство 58099 26929 44235 1,05 0,83 0,96 64 48 53 54553      27479 42533
     Светопрозрачные конструкции:  окна, двери, балконы ПВХ, алюминиевые перегородки 29882 24482 33114 1,12 0,92 1,02 39 23 28 28058      24982 31840
     Цех металлоконструкций:           изделия художественной ковки, арматура, козырьки, перила, автоматические ворота, сейф-двери 8504 3622 5595 0,96 0,97 0,98 11 6 9 7985      3695 5380
     Автотранспортный цех:          Аренда строительной техники, грузоперевозки 11108 15036 8844 0,98 0,99 0,97 18 12 16 10430      15343 8504
     Итого 107593 70069 91787 1,0275 0,9275 0,982 132 89 106 101026      71499 88257
 
 
 
 
 

 

На основании  приведенных данных составим диаграмму (рисунок 3), отражающую степень участия каждого подразделения предприятия  в создании продукции в стоимостном выражении.

       
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 

     Рисунок 3 - Доля участия подразделений в  совокупной выручке, %

     Как видно на диаграмме, львиную долю в создании продукции предприятия занимает капитальное строительство, поскольку объемы одного контракта составляют в средне 15-18 миллионов. На втором месте  находится производство и продажа изделий ПВХ  - его доля в совокупном доходе составляет 28%. Автотранспортный цех и цех металлоконструкций не могут конкурировать по объему с вышеназванными подразделениями, поскольку их доли составляют 10%  и 8% соответственно, поскольку эти подразделения не являются сбытовыми, их основная деятельность направлена на создание продукции для нужд основного рода занятий предприятия – капитального строительства.

     Для анализа эффективности деятельности производства и выявления его  экономического потенциала необходимо располагать информацией об уровне его выручки и затрат, а также структуру себестоимости.

     Чтобы наглядно представить соотношение  вышеназванных показателей, составим гистограмму, демонстрирующую структуру себестоимости продукции (рисунок 4).

     

       
 
 
 
 
 

     

           - материальные затраты 

            - фонд оплаты труда 

            -  фиксированные  затраты  

     Рисунок 4 - Структура себестоимости продукции ООО «СК Оника», руб. 

     При анализе структуры себестоимости  продукции предприятия, становится очевидным, что наиболее материалоемким подразделением следует считать отдел капитального строительства – материальные затраты на капитальное строительство и отделочные работы в 2010 составили 30730 тыс. руб. На втором месте располагается цех ПВХ – затраты составили 22559 тыс. руб, при том что фонд оплаты труда ненамного отличается от ФОТ отдела строительства, ввиду значительной трудоемкости продукции, монтажа и дальнейшего технического обслуживания. Относительно объёмов выручки, значительных материальных затрат требует и автотранспортный цех, что объясняется высокой топливоёмкостью процесса. Так, средний чек на ежедневную заправку строительной техники, по данным 2010 года, составляет 9 700 руб. При условии значительных темпов роста стоимости бензина и дизельного топлива, предприятию угрожает серьезное увеличение топливоемкости продукции. На данный момент ведется активная разработка рекомендаций для сокращения затрат на ГСМ, как-то: покупка собственной мини-АЗС или заключений договора на обслуживание и получение значительных скидок с одной их автозаправочных станций города.

      На основании приведенных выше данных составим диаграмму, отражающую долю материальных затрат на производство продукции каждого подразделения в общих производственных издержках (рисунок 5) 
 
 
 
 
 
 

       
 

     Рисунок 5 - Доля участия подразделений в совокупных издержках

     Если  сопоставить диаграммы долей  затрат и дохода, то налицо непропорциональность затрат и доли дохода, который на них приходится. Так, затраты на производство металлоконструкций составляют 6% и приносят всего 8% дохода. Такая же ситуация и с автотранспортным цехом  - 10% совокупных затрат создают всего 10% дохода. Это легко объясняется тем, что продукция этих подразделений направлена на обслуживание собственного производства, а не на получение дохода от их реализации. 36% процентов затрат приходится на производство изделий ПВХ, в то время как доход от их реализации составляет всего 28%. Это можно объяснить также тем, что при выполнении крупных строительных подрядов организация использует собственную продукцию при остеклении объекта, на продукцию не начисляется никакой наценки и оно реализуется по себестоимости. При учете того, что основные договора на остекление фасадные работы предоставляет департамент строительства, становится ясным такое соотношение затрат и выручки.   Высокая доходность капитального строительства объясняется тем, что предприятие крайне редко прибегает к услугам субподрядных организаций, довольствуясь собственными силами же причины объясняют такую высокую доходность по направлению капительного строительства: 48% затрат создает 54% выручки.

     Если  углубляться в анализ материальных затрат предприятия, то нельзя забывать об одной из важнейших характеристик предприятия: его обеспеченности материалами и качества работы с поставщиками.

     Основные  поставщики ООО «СК Оника» и характеристики их кооперации с предприятием представлены в Таблице 10.

 

Таблица 10 - Сведения об основных поставщиках

№ п/п Поставщик Продукция  Средний  объем поставок, тыс.руб. Средняя цена поставки, руб
2008 2009 2010 2008 2009 2010
1 Door Han Комплектующие для сейф-дверей 150,6 146,32 167,83 1860 2470 1980
2 Абслют-электро Электроизделия 190,48 90,152 205,342 9200 8950 9120
3 ТК Агора Обои, ламинат, линолеум 80,675 56,42 57,38 5400 4890 6300
4 ООО Антес Комплектующие для автоматических ворот 356,789 198,274 268,95 34600 38900 38200
5 Дизайн-студия "ТАУ" Разработка дизайна интерьеров 140,52 60,421 119,022 23500 29000 27800
6 ИП Махмудов Реклама на местном  радио 15,6 11,4 12,8 3200 4000 4300
7 ООО Кенби Фурнитура и комплектующие для изделий ПВХ 5150 3270 4286 125700 60900 80400
8 Новое Рекламное  Агентство Реклама на местном  телеканале и в городской газете 42,5 37,8 45,8 7540 6400 8113
9 ТК Пиастрелла Плитка, керамогранит, обцлицовочный камень 421 396 412 20114 21900 22700
10 ПО "Адегруп" Профиль ПВХ  4608 2926 3835 80425 79115 92120
11 ООО Профпласт Подоконники и  пороги ПВХ 542 344 451 23100 24320 24980
12 ПО Рехау Профиль ПВХ 6234 3958 5189 112900 1163240 1273000
13 Синарский завод  строительных материалов Шлакоблоки, кирпич, арматура 18322 16456 17120 34800 33900 35750
14 Завод "Стеклостиль" Стеклопакеты 8944 5679 7445 36785 39990 42800
15 Униколор ФК Краска, отделочные материалы 560,7 347,4 497,2 5400 5200 5817
Итого по подразделениям:

- Капитальное  строительство – 30736  тыс.руб.    - Цех ПВХ – 22559 тыс. руб.

- Цех  МК – 3538 тыс.руб.                                          - Автотранспортный цех - 57993 тыс.руб.

 

     

     Большинство поставщиков являются постоянными, что предполагает предоставление значительных скидок, начисление бонусов и наличие  отсрочки платежа на заказ.

     Еще одной важной технико-экономической характеристикой предприятия является его обеспеченность основными фондами, их движение и обновления. Если говорить об особенностях обеспечения ООО «СК Оника» основными производственными фондами, то следует отметить, что к отличительным особенностям предприятия относится его значительная обеспеченность собственными производственными фондами – значительной материально-технической базой и специальной строительной техникой.

     Сведения  о состоянии основных производственных фондов предприятия приведены в таблице 11.

 

     

     Таблица 11 Данные о состоянии основных фондов предприятия.

Данные  о состоянии основных средств  предприятия 
Показатель  2008 2009 Абсолютное отклонение (2008-2009) Относительное отклонение

(2008-2009)

2010 Абсолютное  отклонение (2009-2010) Относительное отклонение

(2009-2010)

Стоимость на начало периода 30 182 094 33 678 025 3 495 931 112% 31 789 564 -1 888 461 94%
Стоимость на конец периода 33 678 025 31 789 564 -1 888 461 94% 30 221 109 -1 568 455 95%
Среднегодовая стоимость 31 930 060 32 733 795 803 735 103% 31 005 564 -1 728 231 95%
Поступило основных средств 3 985 320 378 914 -3 606 406 10% 1 305 290 926 376 344%
Выбыло  основных средств 489 389 2 267 375 1 777 986 463% 2 873 745 606 370 127%
Первоначальная  стоимость ОФ 43 982 300 42 384 516 -1 597 784 96% 39 816 922 -2 567 594 94%
Износ ОФ 17% 21% 3 123% 23% 2 110%

Информация о работе Оценка экономического потенциала фирмы