Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 22:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение одной из актуальнейших проблем деятельности предприятий – управление издержками.
Задачей работы является раскрытие понятия издержек, их классификация, определение значения, объектов, задач анализа издержек продукции, а также рассмотрение опыта управления издержками на примере российских предприятий.
Введение
Понятие, сущность и классификация издержек
Организация планирования издержек
Управленческий анализ издержек
Анализ калькуляций и издержек по элементам
Причинно-следственный анализ издержек
Анализ отклонений затрат и расходов
Опыт управления издержками на российских предприятиях
Заключение
Список используемой литературы
В качестве обязательных должны соблюдаться следующие условия, обеспечивающие адекватность анализа:
Аналитические
процедуры, связанные с исследованием
отклонений, целесообразно поводить как
заключительный этап анализа издержек
в коммерческих организациях. При этом
необходимо учитывать специфику формирования
калькуляционных статей в соответствии
с принятыми в данной бизнес-деятельности
отраслевыми инструкциями по учету и калькулированию
издержек
4.
Опыт управления
издержками на
российских предприятиях
Развитое рыночное хозяйство является ареной непрекращающихся конкурентных войн. В уплотненном экономическом пространстве возможностей «заработать деньги» (найти рыночну нишу и получить прибыль) немного. Снижение издержек — одц из важнейших направлений обеспечения конкурентоспособности. Западные корпорации борются даже за десятые доли процента снижения себестоимости.
Положение большинства российских предприятий куда хуже. Груз лежащих на них издержек столь велик, что добиться восстановления конкурентоспособности можно лишь путем их радикального снижения (на десятки процентов, а порой и в разы). При это неблагоприятная ситуация касается как с переменными, так и с постоянными издержками.
Причин тому немало. Одна из них — историческая. Отношение ко многим ресурсам в советское время было исключительно расточительным. По меткому выражению академика Н.Я. Петракова, в СССР стакан нефти стоил столько же, сколько стакан газировки. Именно фантастическая дешевизна топливно-энергетических ресурсов, сырья, низкие транспортные тарифы и недорогая (по западным меркам) рабочая сила во многом обеспечивали конкурентоспособность промышленных предприятий. СССР продавал-сотни тысяч «Жигулей» в самых развитых странах (Англии, Финляндии, Швейцарии) не благодаря их высокому качеству, а потому, что они были очень дешевы.
Но одновременно низкие цены на ресурсы лишали хозяйственников всяких стимулов к их экономии. До сих пор отечественные предприятия (да и частные лица) расходуют без всякого смысла огромные количества воды (вспомним вечно текущие краны), электроэнергии (свет в пустых помещениях), тепла (настежь открытые форточки в разгар зимы).
Тем не менее, либерализуя внешнеэкономические связи, мы надеялись, что низкие издержки станут конкурентным преимуществом отечественной продукции, а доступ к недорогим сырьевым и трудовым ресурсам явится приманкой для зарубежных инвесторов, да и внутренняя цена нефти в долларовом исчислении составляла 1991 г. менее 1% (точнее, 0,34 %) мировой цены. Для электроэнергии- эта величина была на уровне 0,37 %, угля — 0,12 %, газа — >26 %. Даже расходуя эти ресурсы в 2-3 раза менее экономично, на Западе, можно было сохранять издержки на низком уровне.
Прогнозы оказались неточными. Уже в первые годы радикальных реформ предприятия обрабатывающей промышленности утратили значительную часть прежних рынков сбыта не только за рубежом, но и внутри страны. Иностранные предприниматели стремятся вложить свои капиталы не столько в промышленность, сколько в финансовый сектор и торговые операции. Даже экспорт сырья и материалов начиная с 1996 г. становился все менее рентабельным, а в ряде случаев — и убыточным. Одна из причин этого состоит в том, что издержки реального сектора экономики страны слишком велики.
Рассмотрим факторы роста издержек российских предприятий. После либерализации цен в 1992 г. тарифы на электроэнергию, топливо и транспортные перевозки стали быстро подтягиваться к мировому уровню и потому росли быстрее, чем цены в обрабатывающей промышленности. Например, цены в электроэнергетике и топливном комплексе за 1992-1996 гг увеличились в 25000 раз, а цены в металлургии — только в 9000 раз. Темпы роста цен на продукцию машиностроения были ниже роста цен на электроэнергию в 4,8 раза, на топли-во— в 2,9 раза, на металлопродукцию — в 1,9 раза8.
К осени 1998 г. внутренние цены на электроэнергию, газ, уголь в России в пересчете на доллары сравнялись или превзошли аналогичные цены в США и Европе. Между тем за годы реформ оборудование на российских заводах почти не обновлялось, т.е. постарело и в силу этого стало еще менее экономичным, чем даже в советское время. В условиях, когда ресурсы перестали продаваться за бесценок, эта расточительность стала дорого обходиться. Былое конкурентное преимущество по себестоимости растаяло.
Здесь, впрочем, есть одна важная тонкость. Соотношение издержек фирм разных стран зависит не только от их величины, но и от валютных курсов. Потеря конкурентоспособности отечественными фирмами в 1994—1998 гг. была связана не просто с ростом цен на сырье, а с тем, что он происходил в условиях завышенного курса рубля. Так, при курсе 1 долл. = 6 руб. издержки в 18 руб., которые отечественный производитель нес при производстве 1 кг сливочного масла, составляли 3 долл., т.е. примерно равнялись издержкам иностранных производителей того же продукта. Когда же курс рубля упал до соотношения 1 долл. = 15 руб. (около этой величины он колебался некоторое время после августовской девальвации 1998 г.), то те же 18 руб. издержек стали соответствовать только 1,2 долл. То есть национальный производитель получил значительное преимущества перед иностранцами, чьи издержки, естественно, остались на прежнем уровне .
Поэтому при всех проблемах, которые принесла с собой девальвация, у нее было и положительное последствие — российские товары потеснили импортные. Общее же правило таково: снижение курса национальной валюты понижает издержки отечественных производителей и вследствие этого повышает их шансы на расширение экспорта и вытеснение импорта.
Впрочем, вызываемое девальвацией усиление инфляции столь опасное явление, что вполне может уничтожить этот положительный эффект (в нашем примере это выразится в том, что из за инфляции издержки российского производителя устремятс вдогонку за возросшими в результате девальвации издержкам иностранцев).
Еще одним фактором роста переменны издержек и материалоемкости является, нерациональная структура используемых в производстве сырья материалов. Предприятия из-за отсутствия денежных средств зачастую приобретают материалы по бартеру. Это затрудняет получение технологически наиболее рациональных и экономных видов ресурсов: у партнера по бартеру их час просто нет.
С
нарушениями денежного
Однако есть и объективные причины существования посредников. Во-первых, именно им — торговым фирмам — легче выстраивать бартерные цепочки. Само предприятие, не имея связей в других регионах, системы складов и т.п. часто не в состоянии выменять нужный ему продукт (если бы сделки носили денежный характер, эта проблема бы просто не встала — купить что угодно На рынке можно без труда).
Во-вторых, некоторые товары можно приобрести только за деньги. Это относится к импортным видам сырья и особо конкурентоспособным видам отечественного сырья и полуфабрикатов,владельцы которых уверены в том, что легко реализуют их, и потому не соглашаются на бартерные сделки. Но у предприятия-то денег часто нет! Вот тогда-то и появляется посредник. Он покупает сырье за свои деньги, отдает его предприятию на переработку, а потом забирает и самостоятельно реализует готовую продукцию. В годы реформ так работали не только отдельные предприятия, но и целые отрасли, например аллюминиевая промышленность.
Естественно, за свои услуги посредники во всех случаях берут комиссионные, что повышает издержки предприятий.
Наконец, источником повышения
издержек могут служить и
Особую роль в росте издержек имеют косвенные налоги (в российской практике к ним относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и акцизы). Их особенность состоит в том, что вносит в казну такие налоги производитель, но фактически (косвенно) оплачивает потребитель, поскольку после переечисления денег в бюджет производитель на соответствующий процент повышает цену товара. Если, скажем, государство вводит 10-процентный налог на бензин, то для транспортной фирмы это выражается в прямом росте издержек. Ведь ей совершенно все равно, обусловлено ли подорожание бензина на 10% изменением мировых цен на нефть или «государственной» надобностью волнения бюджета.
Производственные мощности нашей промышленности в основном были созданы в дореформенную эпоху. Они предназначались для удовлетворения спроса закрытой, дефицитной, регулируемой административными методами экономики. Нынешний же спрос формируется в условиях открытой (относительно свободный доступ иностранных товаров), сравнительно насыщенной товарами (главный дефицит — деньги) и рыночной (потребитель суверенен в своем выборе) экономики.
Неудивительно, что между «старыми» мощностями и «новым» платежеспособным спросом образовалось несоответствие. Мощности недоиспользуются, объем производства намного ниже объективных возможностей оборудования. Это обстоятельство является фактором увеличения средних постоянных и средних совокупных издержек. .
Действительно все постоянные издержки — от арендных платежей до амортизационных отчислений, от коммунальных услуг (отопление) до содержания костяка персонала — все это и многое другое приходится финансировать за счет реализации резко сократившегося объема продукции. На каждый выпущенный трактор, телевизор, самолет ложится непомерный груз фиксированных издержек.
Кроме того, многим предприятиям в наследство от советской эпохи достались раздутые службы так называемой неосновной деятельности: ремонтные, транспортные и другие цеха, и особенно объекты социальной сферы. В условиях падения основного производства все это превращалось в непосильную ношу высоких средних постоянных издержек.
Как же снизить издержки? Анализ факторов их роста говорит о том, что не все здесь зависит от предприятия. Пока в
экономике окончательно не преодолен кризис (со своим непременным спутником — низким платежеспособным спросом), пока действует система бартера и взаимозачетов, пока отсутствует эффективный механизм государственного регулирования устанавливаемых монополиями цен на сырье, возможности предприя по снижению издержек ограничены.
И все же несмотря на трудности они, как выясняется, даже в благоприятном макроэкономическом окружении способны много'го добиться сами, своими силами. В первую очередь на каждом предприятии должен быть внедрен профессиональный анализ издержек: определение их структуры и степени необходимости. Все лишние затраты должны быть безжалостно ликвидированы, а неоходимые проанализированы. Эти простые меры способны заметно снизить переменные издержки.
Решающую роль в снижении постоянных издержек может сыграть улучшение адаптации предприятий к существующему платежеспособному спросу. Активный маркетинг — вот путь увеличения спроса на продукцию предприятия, а значит, повышения производства и уменьшения средних постоянных издержек. Необходимо налаживать выпуск находящей сбыт продукции на имеющихся мощностях.
Определенный
потенциал снижения издержек имеется
и в организационном
Информация о работе Методологические основы управления издержками предприятия