Методологические основы управления издержками предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение одной из актуальнейших проблем деятельности предприятий – управление издержками.

Задачей работы является раскрытие понятия издержек, их классификация, определение значения, объектов, задач анализа издержек продукции, а также рассмотрение опыта управления издержками на примере российских предприятий.

Содержание

Введение

Понятие, сущность и классификация издержек
Организация планирования издержек
Управленческий анализ издержек
Анализ калькуляций и издержек по элементам
Причинно-следственный анализ издержек
Анализ отклонений затрат и расходов
Опыт управления издержками на российских предприятиях
Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

введ.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

    Издержки  могут быть внешними и внутренними. Те выплаты, которые мы платим поставщикам  трудовых услуг, сырья, топлива, энергий, транспортных услуг, не относящимся к владельцам данной фирмы, называются внешними издержками. Однако, кроме того, фирма может использовать свои собственные ресурсы, принадлежащие ей самой. Издержки, связанные с использованием собственного ресурса представляют собой неоплачиваемые или внутренние издержки.

    Под издержками упущенных возможностей понимают издержки и потери дохода, которые возникают за счет отдачи предпочтения при наличии выбора одному из способов осуществления хозяйственных  операций при отказе от другого возможного способа.

    Поскольку издержки упущенных возможностей предполагают наличие выбора между двумя возможностями, то их также называют альтернативными  издержками (или альтернативной стоимостью).

    В число альтернативных издержек входят такие как выплата заработной платы рабочим, инвесторам, оплата ресурсов. Все эти выплаты имеют своей целью привлечь эти факторы, отвлекая их тем самым от альтернативного их использования.

    Издержки  упущенной возможности, которые  связаны с оплатой ресурсов за счет денежных средств фирмы, называются явными издержками.

    К явным относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.

    Зачастую  явные издержки делят на прямые и косвенные. Прямые издержки непосредственно связаны с объемом выпускаемой продукции и изменяются при расширении или сокращении производства. К таким издержкам относятся расходы на найм рабочей силы и закупку сырья, оплату электрической и тепловой энергии и т.д.

    Косвенные издержки не меняются в зависимости от объема производства. Косвенные издержки составляют накладные расходы, арендные платежи, оплату труда предпринимателя, отчисления на страхование и др.

    Неявные (имплицитные) издержки это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу и ничего за это не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду5.

    В зависимости от объема производства все затраты предприятия можно разделить на постоянные и переменные.

    Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости  от изменения объема производства. Постоянные издержки связаны с самим  существованием производственного  оборудования фирмы и должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относится оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, а также жалованье высшему управленческому персоналу.

    Переменными называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости  от изменения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и тому подобные переменные ресурсы.

     Конкуренция породила транзакционные издержки. Они  связаны с защитой предпринимательской  позиции при рыночных сделках  и не связаны с процессом создания стоимости. Они создают блага, имеющие  ценность для индивида или коллективного агента экономики (предприятия, фирмы, ассоциации). К ним относятся расходы по поиску нужной деловой информации, ведению переговоров, заключению контрактов, охраны фирменных знаков и торговых марок. Считается также, что разновидность такого рода издержек являются потери от так называемого оппортунистического поведения контрагентов, когда те ведут переговорный процесс с большей выгодой для себя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Организация планирования  издержек на предприятии 

    Целью планирования издержек является оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов.

    При разработке плана по себестоимости  должны быть решены следующие задачи:

    • выполнен анализ стоимостных показателей производственной деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений;
    • выявлены возможности и уточнены размеры снижения себестоимости продукции в планируемом году по сравнению с предшествующим периодом;
    • составлены калькуляции себестоимости основных видов выпускаемой продукции;
    • выявлены нецелесообразные затраты и разработаны меры по их ликвидации;
    • определена рентабельность видов выпускаемой продукции и производства;
    • оценено влияние на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличения затрат на освоение производства новой продукции;
    • создана база для разработки оптовых или розничных цен
    • разработаны меры по совершенствованию хозрасчетных взаимоотношений между производственными подразделениями предприятия.

    При составлении плана по издержкам особое внимание необходимо обратить на выявление резервов снижения себестоимости, а также величины и причин возникновения затрат, не обусловленных нормальной организацией производственного процесса: сверхнормативного расхода сырья и материалов, топлива и энергии, потерь рабочего времени и доплат за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, потерь от простоев машин и оборудования, аварий, брака, излишних расходов, вызванных нерациональными хозяйственными связями по поставкам сырья и материалов, нарушением технологической и трудовой дисциплины, изменением объема работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники и технологии.

    План  по издержкам предприятия состоит  из следующих разделов:

    1) снижение себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов;

    2) калькуляция себестоимости видов  продукции(работ и услуг);

    3) смета затрат на производство.

    Исходными данными для разработки плана  по издержкам являются

    • установленные тактическим планом размеры прибыли, а также уровень рентабельности производства или задания по снижению себестоимости продукции;-
    • показатели производства и реализации продукции;
    • эффективность мероприятий по разделу тактического плана инноваций;
    • прогрессивные нормы и нормативы соответствующего раздела тактического плана;
    • показатели плана материально-технического обеспечения производства;
    • прейскуранты цен;
    • данные об использовании основных фондов и размерах амортизационных отчислений;
    • показатели плана по труду и кадрам;
    • объем работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники, объем производства новой техники.

    При планировании себестоимости продукции  применяются следующие методы.

    1. Пофакторный метод. Его суть заключается в определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом. При планировании себестоимости этот метод применяется с целью:
  1. обеспечения сопоставимости показателей плана с аналогичными показателями других периодов;
  2. осуществления укрупненного расчета основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности на стадии подготовки и сравнения вариантов предложений по объемам производства;
  3. наиболее полного учета эффективности внедрения мероприятий по плану повышения эффективности производства;
  4. определения участия отдельных служб, отделов и производственных подразделений в снижении издержек и повышении эффективности производства, материального поощрения за это участие, сводимости показателей по предприятию, объединению, отрасли и в целом по региону;
  5. анализа и сопоставления издержек производства на различных предприятиях и объединениях.
  6. Сметный метод. Он предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. При планировании себестоимости в качестве отдельных смет могут использоваться отдельные разделы плана, например план материально-технического обеспечения, план по труду и персоналу, план технического и организационного развития предприятия, в которых обосновываются затраты соответствующих ресурсов.

    Сметный метод позволяет увязать отдельные  разделы тактического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделений. На основе смет затрат составляется свод затрат на производство продукции в целом по предприятию. В данном случае свод затрат по предприятию представляет собой сумму затрат, рассчитанную в сметах структурных подразделений. Этот метод достаточно трудоемок и применяется на стадиях окончательного составления плана. В зарубежной практике планирования этот метод получил название бюджетирования, а смета затрат называется бюджетом.

  1. Метод калькуляций. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов, например детали, узла. При планировании себестоимости данным методом важно правильно определить объекты калькулирования. Ими могут быть: отдельные изделия; заказы; технологические переделы; марки, сорта, артикулы и т.п. В дальнейшем калькуляции применяются при планировании себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию.
  2. Нормативный метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат. Важнейшее достоинство нормативного метода планирования себестоимости продукции -— возможность обособленного учета отклонений от действующих (текущих) норм и их причин. Это позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия.

    При планировании себестоимости продукции  указанные методы применяются, как правило, одновременно, в комплексе, что позволяет решать ряд взаимосвязанных задач планирования издержек. Они дополняют друг друга и делают процесс планирования издержек сквозным6.

    Основу  планирования себестоимости продукции  составляют затраты, которые в соответствии с действующими нормативно-техническими документами могут быть отнесены на издержки.

    В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

    1. Затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции.
    2. Затраты, связанные с использованием природного сырья, в части затрат на рекультивацию земель, платы за древесину, отпускаемую на корню, а также платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов.
    3. Затраты на подготовку и освоение производства. Сюда входят:
    • затраты по подготовительным работам в добывающих отраслях: доразведка месторождений; очистка территории в зоне открытых горных работ и площадок для хранения плодородного слоя почвы; устройство временных подъездных путей и дорог и друг ие виды работ;
    • затраты на освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов: проверка их готовности путем комплексного опробования под нагрузкой всех машин и механизмов с пробным выпуском предусмотренной проектом продукции и наладкой оборудования;
    • затраты на подготовку и освоение производства новых видов продукции и технологических процессов, включая затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по их разработке.
    1. Затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств, осуществляемыми в ходе производственного процесса.
    2. Затраты, связанные с рационализацией и изобретательством.
    3. Затраты на обслуживание производственного процесса. К ним относятся:
  • затраты по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями и другими средствами и предметами труда;
  • затраты по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов);
  • затраты по обеспечению санитарно-гигиенических требований, включая затраты на содержание помещений и инвентаря, предоставляемых предприятиями медицинским пунктам непосредственно на территории предприятия, поддержание чистоты и порядка на производстве, обеспечение противопожарной и сторожевой охраны, а также других требований, предусмотренных правилами технической эксплуатации предприятий, надзора и контроля за их деятельностью.
    1. Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности.
    2. Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, очистку сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.
    3. Платежи предприятий за добычу природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов.
    4. Затраты, связанные с управлением производством:
  • содержание работников аппарата управления;
  • затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, в соответствии с установленными законодательством нормами;
  • содержание и обслуживание технических средств управления;
  • оплата работ по сертификации продукции, товаров, работ, услуг;
  • оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;
  • оплата услуг банков по выдаче работникам заработной платы через учреждения банков;
  • представительские расходы на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц.
    1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров и набором рабочей силы.
    2. Затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования, а также дополнительные затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом.
    3. Выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за неотработанное на производстве (неявочное) время.
    4. Обязательные отчисления от всех видов оплаты труда.
    5. Отчисления по обязательному медицинскому страхованию.
    6. Плата по процентам за ссуды, кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам и ссудам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств и на приобретение основных средств и нематериальных активов.
    7. Отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые фонды.
    8. Затраты, связанные со сбытом продукции.
    9. Затраты, связанные с содержанием помещений, предоставляемых бесплатно предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы. 
    10. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов, включая их индексацию, проводимую в соответствии с установленным порядком, а также износ по нематериальным активам.
    11. Налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, а также другие виды затрат, включаемые в себестоимость в соответствии с установленным законодательством порядком.

Информация о работе Методологические основы управления издержками предприятия